Консультация для родителей
консультация по логопедии

Игры для развития фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematicheskoe_vospriyatie_logopediya.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                   

                 

                  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА»

                                     подготовил: учитель-логопед Шарапова А. С.

                             Игры для развития фонематического слуха

В 4 – 5лет у детей возникает потребность в интеллектуальных заданиях, речевых упражнениях. Они начинают слышать свою и чужую речь, неточности и искажения звукового состава слова. Отсюда возникает огромное желание научиться хорошо говорить, читать и писать. Чтобы эта способность развивалась, необходимо играть в фонетические игры. Считается, что развитие фонематического восприятия (способность различать звуки речи на слух) влияет на успешное овладение звукопроизношением, чтением и письмом. Вашему вниманию предложены варианты игр на развитие у детей фонематического слуха по принципу «от простого – к сложному». Дерзайте! Успехов Вам и Вашему ребенку!

Игра «Откуда прозвучало?»

Материалы: колокольчик.

Ход игры:

  • Покажите ребенку, как звенит колокольчик.
  • Попросите ребенка закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете.
  • Отойдите в любой угол комнаты и позвените колокольчиком.
  • Тихо вернитесь на место.
  • Скажите: «Можешь открыть глаза. Откуда прозвучал колокольчик?»

Задача ребенка: отгадать, откуда звучал колокольчик.

Определение направления звучания является важной подготовительной работой перед играми на развитие фонематического слуха. Это задание не настолько простое, каким кажется!

Игра «что звучало?»

Материалы: три обычных тонких листа формата А4, простой карандаш, две миски, в одной из которых вода, ножницы.

Ход игры:

  • Скажите ребенку: «Сейчас я буду делать что-то интересное. Послушай шумы и запомни их».
  • Произведите разные действия: оторвите кусочек бумаги, нарисуйте карандашом линию на другом листе, шумно сомните третий лист, перелейте воду из миски в кружку, отрежьте кусочек бумаги.
  • Ребенок отворачивается, а вы воспроизводите одно из этих действий.
  • Ребенок, отвернувшись, не глядя на вас, должен угадать, что именно вы сделали.

Задача ребенка: отвернувшись, угадать, что прозвучало.

Если ребенок торопится обернуться, скажите, что оборачиваться можно только по сигналу (например, если вы хлопните в ладоши). Используйте разные шумы и звучания для игры.

Игра «Капельки»

Материалы: металлофон.

Ход игры:

  • Попросите ребенка закрыть глаза.
  • Слегка ударьте палочкой по клавишам два раза.
  • Ребенок открывает глаза и определяет, сколько капелек  «дождя» упало: две.
  • Усложните задание: пусть капает и три и четыре и пять капель.

Задача ребенка: посчитать количество «капелек».

Сосчитать капли на слух бывает довольно сложно. Помогите малышу в случае неудачи. Похвалите его за старания. Дайте ребенку возможность самому поиграть на металлофоне.

У Вашего ребенка все отлично получается? Что ж, задания усложняются! Бесценный материал для игр с ребенком – мелкие предметы и игрушки.

Игра «Найди игрушки на заданный звук»

Материалы: коллекция мелких игрушек, разложенная по коробочкам так, чтобы в каждой  лежали предметы, в названиях которых слышится один и тот же звук; диск с веселой музыкой.

Ход игры:

  • Разбросайте на ковре мелкие предметы из двух – трех коробочек (например, со звуком Р и Л в разных словах).
  • Под веселую музыку ребенок должен собрать игрушки с пола на стол только с тем звуком, который вы назвали, например, со звуком Л (лодка, молоток, мел).
  • Упражнение можно усложнить: «Постарайся успеть выполнить задание, пока звучит  эта песенка. Успеешь – выиграл». Музыка усложняет игру, потому что отвлекает внимание.
  • Если ребенку трудно – выключите музыку и помогите найти нужные игрушки. Утрированное проговаривание слов – обязательное условие во всех фонетических играх.

Задача ребенка: найти игрушки с тем звуком, который вы назвали.

Например, для звука  «С»  подберите игрушки: сова, лиса, сумка, носок, парус.  Вполне пригодятся игрушки из наборов «Лего», «Киндер-сюрприз», отломанные детали от других игрушек.

Игра «Хлопни в ладоши на заданный звук»

Пришло время осознанно распознавать звуки речи.

Ход игры:

  • Предложите ребенку послушать разные звуки, которые вы будете называть. Скажите: «Хлопни в ладоши только тогда, когда я скажу звук С».
  • Вы утрированно произносите ряд звуков: М, Р, С, Ц, Ш, С, Ч, Т, Х, С и т.д., а ребенок хлопает только на нужный звук. Все звуки произносите кратко: [С], [Ш], не как буквы: СЭ, ЭС, ША и т. д.
  • Если ребенок хорошо слышит изолированный звук (то есть, произнесенный отдельно от других), вы произносите слова со звуком С или без него: дом, кот, сок, нос, цапля, собака, шапка, чайка, лиса и т.д.

Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, узнав в слове определенный звук.

Эта игра хорошо развивает произвольное внимание, что пригодится на уроках в школе. Чтобы она не наскучила, на заданный звук ребенок может   топать, прыгать, хлопать и т.д.

Игра «Где звук живет?»

Материалы: ящик с мелкими предметами, имеющими в названии общий звук, например, звук Ш.

Ход игры:

  • Расскажите историю: «Каждый звук в слове живет в своем домике. Домик может быть в самом начале слова, в середине слова или в конце. Выбери любую игрушку. Давай угадаем, где живет звук Ш в этом слове?» Здесь важно утрированно произносить звук в слове, выделять его интонационно.
  • Если ребенок не может сообразить, где живет звук Ш в слове Шапка, помогите ему с помощью резкого движения правой руки (если вы сидите напротив ребенка). Для этого произнесите слово ШАПКА, а при звуке Ш ударьте рукой, сжатой в кулак, будто по шляпке гвоздя. Часть слова АПКА проговариваете немного нараспев, а рука одновременно совершает плавное движение справа – налево (для ребенка оно выглядит наоборот). Такая наглядность поможет малышу услышать нахождение звука Ш в слове. При словах типа КОШКА, МЫШЬ рука также резко опускается, но только при звуке Ш.
  • В итоге все игрушки раскладываются на три отдельные группы - положение звука Ш в начале слова, в середине слова и конце слова.

Задача ребенка: определить позицию звука в слове (т.е. положение звука в начале слова, в середине слова, в конце слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...