Речевая готовность ребёнка к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сизова Мария Михайловна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Консультация для родителей

Речевая готовность ребёнка

к школе

« Речь – это орудие, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли.» С.Л. Рубинштейн

Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия: определенная степень зрелости различных структур головного мозга; координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций; формирование потребностей в общении.

 Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению». 

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1.  Сформированность звуковой стороны речи. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

 Т.к. дефекты такого вида обычно отражаются на письме.

 2.Сформированность фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж, С- СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, З-Ж, Щ-СЬ, Р-Л, ЛЬ-Й и другие. И если ребёнку звуки на слух кажутся одинаковыми, то будут затруднения при письме. 

 Какие игры можно предложить для развития фонематического восприятия?

Игра «Покажи картинку». Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: козы-кожи, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д.

Игра «Хлопни в ладоши». Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ш]». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ш] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает. 

 Игра «Разложи». Предлагается разложить картинки: санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары… На две группы: со звуком С со звуком Ш санки шуба самолёт шапка сумка машина собака кошка посуда шары 

 Игра «Повтори». 1. Воспроизведение (повторение) слогов: па-ба, па–ба-па, ба-па-па, са-ша, ша-са-са… 2. Воспроизведение (повторение) слов: полено-колено, мак-бак-так, будка-утка-дудка… 

3. Сформированность  навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова,  различать звуки на слух и в произношении ; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове; называть слова с заданным звуком; определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов; слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука; уметь составлять слова из звуков и т .д.

Ребёнку необходимо дать представление о том: - что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»; - что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков. 2. Ребёнка нужно научить: - анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении); - делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. 

Необходимо дать представления о звуках: - звуки делятся на гласные и согласные; - согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

 Научить: - выделять заданные звуки среди других звуков;

- соотносить звуки с буквами;

- выделять на слух слова с заданным звуком;

- определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [м] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; - определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [м], второй – [а], третий – [к]; - cоставлять слова из звуков: [к], [и], [т] – КИТ. 

Анализ-определение порядка звуков в слове: (дом – 1-й звук д-согласный твёрдый, 2-й звук о – гласный. Третий м – согласный твёрдый.)

Синтез – умение составлять слова из отдельно произносимых звуков и слогов.

4.Словарный запас .

В своей речи ребёнок должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).  Знать детёнышей животных и т.д.  Ребёнка необходимо научить: - обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…; - подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…); - подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…); -подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…); - подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…); - подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…), антонимы – противоположные по значению слова (чистый – грязный, здоровый – больной и т.д.), омонимы – одинаковые по звучанию, но разные по значению (коса девочки и коса для скашивания травы, конёк и конёк крыши). 

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; умение пользоваться различными способами словоизменения (изменение слов по различным грамматическим категориям: по родам, числам, падежам, временам  без изменения при этом основного значения слова) и словообразования (при словообразовании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова( зима-зимовье, рыба – рыбак – рыбный, снег – снежинка, снегурочка);

Ребёнок учится: - образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна);

- согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик);

- образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий, медведь-берлога медвежья);

- образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит - в дом заходит - из дома выходит - дом обходит);

- сложные слова (лес рубит - лесоруб, снег падает - снегопад);

- употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между). 

-правильно строить простые предложения; видеть связь слов в предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением.

6. Связная речь. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; составлять рассказ по сюжетной картинке; составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращается внимание на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ); на лексику (полнота и точность использования слов); на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).; на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Для развития связной речи у детей можно использовать следующие приемы: Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказывать о каком — либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов. Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение и рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования. Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности. Для упражнений в рассказывании можно использовать: пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа; пересказ просмотренного мультфильма; рассказ о событиях прошедшего дня; рассказ об интересной прогулке, об экскурсии; заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?); составление рассказа по данному его концу (что было до этого?) Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

 Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами; больше общаться с ребёнком, чаще читать . Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов. Обязательно читайте вслух! Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы… 

 И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время .

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л.А. Венгер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей...

"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"

консультация для родителей подглтовительной группы...

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...

Речевая готовность ребёнка к школе.

Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются  компоненты речи, которые  должны быть сформированы у будущего первоклассника....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...