Круглый стол «Учимся красиво говорить, играя».
учебно-методический материал по логопедии
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Игровые технологии в процессе развития речи детей позволяют более эффективно организовывать работу по данному направлению, развивать интерес детей на всех этапах формирования звуковой культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_zkr_i_lgk.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Учимся красиво говорить, играя».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассмотрим игровые приемы развития звуковой культуры речи и лексико-грамматических категорий.
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Слайд 1
Основными направлениями развития речи по ФОП являются:
1) Формирование словаря;
2) Звуковая культура речи;
3) Грамматический строй речи;
4) Связная речь;
5) Интерес к художественной литературе;
6) Подготовка детей к обучению грамоте (со второй младшей группы).
Слайд 2
Планируемые результаты по развитию речи на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы (к концу дошкольного возраста):
ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.
Всегда ли ребенок достигает этих планируемых результатов?
В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Но, как правило, этого не происходит.
Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. По данным ежегодного логопедического обследования в нашем детском саду 60-70% воспитанников подготовительных групп имеют речевые нарушения.
Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста ведут к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в дальнейшем овладении чтением и письмом. Решающую роль в формировании правильного произношения играет своевременно начатое обучение, или воспитание звуковой культуры речи.
Слайд 3
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, интонационные и двигательные (мимика, жесты) средства выразительности.
Слайд 4
Содержание образовательной деятельности по развитию ЗКР (по ФОП):
- от 2 лет до 3 лет: педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В слово произношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.
Слайд 5
- от 3 лет до 4 лет: педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения.
Слайд 6
- от 4 лет до5 лет: педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Слайд 7
- от 5 лет до 6 лет: педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Слайд 8
- от 6 лет до 7 лет: педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Слайд 10
Работу по формированию звуковой культуры речи нужно вести в следующих направлениях:
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе идет формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции (посредством артикуляционной гимнастики, проводимой систематически в игровой форме – Сказки Веселого язычка);
- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).
Давайте вспомним, какие звуки чаще всего нарушаются в произношении?
(Свистящие, шипящие, сонорные)
К свистящим относятся ….
К шипящим…
К сонорам…
Слайды 11-18
Для автоматизации звуков (что такое автоматизация?) подбираются игры определенного содержания, это могут быть настольно-печатные игры, подвижные и словесные дидактические игры, интерактивные игры. На заключительном этапе автоматизации можно включать стихотворения на заданный звук, песенки, загадки, чистоговорки, логоритмические упражнения и другие формы совместной деятельности.
Необходимо соблюдать последовательность:
- автоматизация изолированного звука,
- автоматизация звука в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.
Игры на автоматизацию можно включать в режимные моменты в виде пальчиковой гимнастики, подвижных игр и т.д.
«П/и «Цветы и пчелки»
Цель: Автоматизация звука Ж.
Описание игры: часть участников – пчелки, другая часть – цветы. Пока играет музыка, все участники легким бегом перемещаются по залу врассыпную, руки на поясе. Музыка останавливается, цветы присаживаются на колено, а пчелки летают между цветами, машут крыльями и жужжат. Потом меняются ролями.
Слайды19-25
На этапе автоматизации звуков можно использовать приемы нейростимуляции, результат при этом буде заметно выше, ведь мы знаем, что чем больше анализаторов задействовано в процессе, тем прочнее будет усвоение материала.
Слайд 26
Упражнение «Пальчики здороваются» (со слогами ША, ШИ, ШУ, ШЕ и др.)
Следующий этап –дифференциация звуков. (Что такое дифференциация?)
Дифференциация звуков - различение звуков, схожих по каким-либо признакам (свистящие-шипящие, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие и т.п.). Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи может заменять их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и будет писать. В школе могут возникнуть нарушения процессов чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Давайте вкратце рассмотрим задачи по формированию лексико-грамматических категорий.
Слайд 27
Грамматический строй (по ФОП ДО):
- от 2лет до 3 лет: формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3 - 4 слов;
- от 3 лет до 4 лет: продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; существительных в форме множественного числа в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами. Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов, знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования;
Слайд 28
- от 4 лет до5 лет: продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды;
Слайд 29
- от 5 лет до 6 лет: совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро); образовывать по образцу однокоренные слова (кот-котенок-котище), образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливать оттенки в значении слов;
познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью.
- от 6 лет до 7 лет: закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
Слайды 30-31
Давайте рассмотрим интерактивные игры логопедического портала «Мерсибо»:
Неречевой слух: «Загадки звуков»,
«Домашние животные».
Фонематический слух: «Правильный банан»,
«Паровозики».
Грамматика: «Дискотека»,
«Рюкзак туриста».
Звукопроизношение: «Корзинка Красной шапочки»,
«Сумка Санты»,
«Вернисаж».
Игровые технологии в процессе развития речи детей позволяют более эффективно организовывать работу по данному направлению, развивать интерес детей на всех этапах формирования звуковой культуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей с детьми "Учимся красиво говорить"
Участие родителей в образовательной деятельности, семинарах-практикумах,игровых конференциях наилучшим образом помогает им понять то, как необходимо организовать занятия с детьми в домашних условиях, ...
Буклет "Шпаргалка для любящих родителей. Я учусь красиво говорить"
Рекомендации родителям для преодоления речевых нарушений. Содержит информацию по проведению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой , кинезиологической гимнастики....
1 Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Учусь красиво говорить»
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Дополнительная образо...
Круглый стол «Учимся играя».
Игра для детей и родителей подготовительной группы «Счастливый случай» ...
Рабочая программа кружка "Учимся красиво говорить"
Данная рабочая программа представляет собой кружковую работу учителя-логопеда с со старшими дошкольниками по развитию связной речи...
ктп на тему недели "Учимся красиво говорить"
ктп на тему недели "Учимся красиво говорить"...
Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Учимся красиво говорить»
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать ...