Карта индивидуального развития детей 5-6 лет
материал по логопедии

Васина Снежана Сергеевна

Карта индивидуального развития детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-6.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

  СТРУКТУРА     ВАРИАНТА   МЕТОДИКИ   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ.

        О.Б. Иншакова   «Альбом для логопеда» (старшая группа)

                      (-М.:Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС,2003.-280с.:ил).

   

Серия 1 — Исследование сенсомоторного уровня речи —

                      (За всю серию наивысшая оценка — 30 баллов).

  1. Звукопроизношение(15 баллов)

Инструкция:  Посмотри и назови картинки. стр 9-57

Оценка :

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

2- проверка фонематического восприятия (1-5 задания стр 62-70)

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги

  как можно точнее.

1. Слоговые ряды;

ба-па-ба          па-ба-па                    да-та-да     та-да-та

га-ка-га           ка-га-ка                      за-са-за       са-за-са

та-тя-та           тя-та-тя

2.Наличие или отсутствие заданного звука;стр62

3. Показать картинку с заданным звуком;стр63

4. Услышать слово с заданным звуком стр 65

5. Слова-паронимы. стр 67-69

Оценка :

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла— правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;

 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

3. - проверка сформированности звукослоговой структуры слова. 5 заданий

Инструкция: Повторить за логопедом с опорой на наглядность стр123

Велосипед, полотенце, регулировщик, сковорода,  мотоцикл.

Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

 0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов —невоспроизведение.

4. - артикуляционная моторика 5 заданий

Улыбка-трубочка, лопатка, жало, качели, маятник

Оценка:

 1 балл — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов — невыполнение движения.

 Серия II — Исследование словаря и навыков          

                       словообразования     стр 129-

                   (За всю серию наивысшая оценка — 21 балл).

Инструкция:  Назови одним словом

1. Задание (обобщения- 10 проб),

Части тела стр127

Овощи-фрукты   137,139

Мебель  стр 141

Животные стр 143-145

Транспорт стр 153

Инструменты стр 155

Птицы  стр  167

Профессии   стр 175

Насекомые стр 179

Комнатные растения

  1. Задание (глаголы-3 пробы)  стр189-193.

Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает?..

Самолет, лошадь, дятел, мальчик, девочка.

 

3. Задание (прилагательные-4пробы) стр195-219.

Инструкция: «Послушай слова: большой-маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот – маленький. Маленький, а наоборот - ……?»                                                                                                        

4. Задание  (наречия- 2 пробы),

Инструкция: « На картинке мальчик(предъявляется картинка). Мальчик смеется. Как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно, долго. А как …..»

 

5. Задание  (числительные- 2 пробы)

Инструкции: « Сосчитай сколько предметов нарисовано? Назови по порядку»

 Оценка:

1 балл — правильный ответ;

 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма;

 0 баллов — невыполнение.

Серия III — Исследование грамматического строя речи 

                   (За всю серию наивысшая оценка — 11 баллов).

       Стр 253-268     (задания 8,9,10,11,13,15,17,20,2-предлоги)

  1. Изменение существительных женского рода по числам.

Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это мячи».

2.Изменение существительных с непродуктивными основами по числам.

Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты когда их много».

3.Множественное число существительных в родительном падеже

Инструкция: «Поиграем в игру, Сначала я буду показывать картинку, а потом убирать ее , а ты должен ответиь, чего не стало»,

4.Согласование существительных с числительными.

Инструкция: « Посчитай предметы».

5. Словообразование:

       - приставочные глаголы;

       - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного

            суффикса;

       - образование прилагательныз от существительных;

       - образование родственных слов.

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма;

 0 баллов — невыполнение.

 Серия IV — Исследование связной речи

                   (За всю серию наивысшая оценка — 30 баллов).

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа» (три картинок) или по другой серии из 3-4картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:

 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

 2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;

1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

0 баллов — отсутствует описание ситуации.

б)        Критерий лексико-грамматичеЪкого оформления высказывания:

5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл — наблюдаются аграмматизмы,стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

 0 баллов — рассказ не оформлен.

в)        Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью,рассказ составлен самостоятельно;

 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

 0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.

2. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999).

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно,  запоминай и приготовься его пересказывать.

1.1 .Краткая вступительная беседа по вопросам

  • У кого какая мама? (У цыплят..., у утят...).
  • Из чего вылупляются цыплята? А утята?
  • Кто высиживает куриные яйца? А утиные?
  • Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»?
  • Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

1.2. Чтение рассказа

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.

а)        Критерий смысловой целостности:

5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нетсвязующих звеньев;

1 балл — пересказ неполный, имеютсязначительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов — невыполнение;

б)        Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов —пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов,но наблюдаются стереотипность оформления высказывания,поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов — пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения:

 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл — пересказ по вопросам;

 О баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

 Серия 5 – Исследование навыков языкового анализа 

                   (За всю серию наивысшая оценка — 10 баллов).

1. Выделить гласный звук в начале слова    стр71

2. Выделить гласный звук в середине  слова    стр73

3. Выделить гласный звук в конце   слова    стр75

4. Выделить согласный звук в конце слова стр 77

5. Выделить согласный звук в начале слова стр 79

6.Определить из скольких звуков состоит слово стр 85

7.Определить место заданного звука в слове стр 89

8. Звуковой анализ  и синтез слова из трех звуков.

9.  Составить слово из звуков стр 92

10. Деление слов на слоги

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла— правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;

 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

 Серии 6 – Исследование понимания логико-грамматических

                     отношений (3 задания: 10 проб стр 234)

                   (За всю серию наивысшая оценка — 10 баллов).

1.Задание .

Выполнение инструкции из одного задания.

     А) закрой книгу;         б) достань ручку.

Выполнение инструкций  из двух заданий.

А) достань ручку и положи ее на тетрадь;        б) положи линейку  за тетрадь.

2. Задание  Понимание предлогов

Инструкция: Покажи где :

3. Понимание предложений с причинно-следственной связью.

Оценка:

1 балл — правильный ответ;

 0,5 балла — самокоррекция:

  0 баллов — невыполнение.

Таким образом, наибольшее количество баллов за всю методику равно 112.

Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.

IV уровень — 100-80%;

III уровень — 79,9-65%;

II уровень — 64,9-45%;

I уровень — 44,95% и ниже.

Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:

Речевой профиль_____________________________

1Серия. Исследование сенсомоторного уровня речи: ___________                      _______________  

                         1. Звукопроизношение                           ____________                        ____________

                         2. Фонематическое восприятие             ____________                         ____________

                         3. Слоговая структура слова                 ____________                           ____________

                         4. Артикуляционная моторика            _____________                            ___________

2Серия.   5. Исследование  словаря и навыков словообразования _________             ___________

3 Серия.  6. Исследование грамматического строя речи            ___________                 __________

4 Серия   7. Исследование связной речи                                      __________                 __________

5 Серия.  8.Исследование навыков языкового анализа            ____________               ____________

6 Серия.  9.Исследование понимания логико-грамматических отношений _________     ________

За весь тест:                                _______________                                                   ______________                                                                                     Уровень речевого развития: ___________________                                      __________________

   Дата ____________                                                                                               ________________                                  

  Логопед___________

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ  МЕТОДИКИ

Серия   1 .  Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение:

  • ба па —        па ба —
  • са ша         ша са
  • ша жа ша         жа ша жа
  • ца са ца         са ца са
  • ра ла ра         ла ра ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба па), затем второй (па ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба па па ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба па ба па); 0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2.        Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

  • губы в улыбке;
  • язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  • «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  • чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезии, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже — головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла — выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения.

3.        Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • собака — маска — нос
  • сено — василек — высь
  • замок — коза
  • зима — магазин
  • цапля — овца — палец
  • шуба — кошка — камыш      
  • жук — ножи
  • щука — вещи — лещ
  • чайка — очки — ночь
  • рыба — корова — топор
  • река — варенье — дверь
  • лампа — молоко — пол
  • лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто повергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла — один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • танкист
  • космонавт
  • сковорода

•   аквалангист

•   термометр Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов —невоспроизведение.

Серия   II.  Исследование грамматического строя речи

1.        Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

  • Птичка свила гнездо.
  • В саду было много красных яблок.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл — правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов — невоспроизведение.

2.        Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

  • Собака вышла в будку.
  • По морю плывут корабль.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.

3.        Составление предложений из слов, предъявленных в началь
ной форме

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • мальчик, открывать, дверь
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Петя, купить, шар, красный, мама Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4.        Добавление предлогов в предложение

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

  • Лена наливает чай ... чашки.
  • Почки распустились ... деревьях.
  • Птенец выпал ... гнезда.
  • Щенок спрятался ... крыльцом.
  • Пес сидит ... конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й — стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла— правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительнькх множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.

  • один — стол, а много — это...
  • стул —
  • окно —
  • звезда —
  • ухо —

Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.

  • один — стол, а много чего? — ...
  • стул —
  • окно —
  • звезда —
  • ухо —

Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.

Серия   III. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки — котята, а у...

  • козы —        собаки —
  • волка —        курицы —
  • утки —        свиньи —
  • лисы —        коровы —
  • льва —        овцы —

2. Образование прилагательных от существительных а)  Относительных

Инструкция: кукла из бумаги        — бумажная.

  • шляпка из соломы —        кисель из клюквы —
  • горка изо льда —        салат из моркови —
  • варенье из вишни —        суп из грибов —
  • варенье из яблок —        лист дуба —
  • варенье из сливы —        лист осины —

б)        Качественных

Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если...

  • мороз —
  • солнце —
  • снег —
  • ветер —
  • дождь —

в)        Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

  • кошки —
  • волка —
  • льва —

, •   медведя —

•        лисы —

Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.

Серия   IV. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок) или по другой серии из 4—5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Карты индивидуального развития детей как инструмент педагогической диагностики»

Практикум для педагогов  групп раннего « Карты индивидуального развития детей как инструмент педагогической диагностики»...

схема карты индивидуального развития детей с ОВЗ

В данном материале представлены карты индивидульного развития  для детей с категорией ОВЗ....

Электронные карты индивидуального развития детей средней группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______(средняя, от 4 до 5 лет)за 20____ / _20___ учебный год....

Электронные карты индивидуального развития детей подготовительной к школе группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______ (подготовительная, от 6 до 7 лет)за 20____ / ____ учебный год....

Электронные карты индивидуального развития детей подготовительной к школе группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______ (подготовительная, от 6 до 7 лет)за 20____ / ____ учебный год....

Электронные карты индивидуального развития детей средней группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______(средняя, от 4 до 5 лет)за 20____ / _20___ учебный год....

Карта индивидуального развития детей 3-7 лет

Инструмент для фиксации качественных  изменений в развитии ребенка....