Карта индивидуального развития детей 6-7 лет
материал по логопедии

Васина Снежана Сергеевна

Карта индивидуального развития детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7.docx24.56 КБ
Файл tablitsa_obsledovaniya_rechi_fotekova.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ  МЕТОДИКИ

Серия   1 .  Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение:

  • ба па —        па ба —
  • са ша         ша са
  • ша жа ша         жа ша жа
  • ца са ца         са ца са
  • ра ла ра         ла ра ла

Вначале предъявляется первый член пары (ба па), затем второй (па ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба па па ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба па ба па); 0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2.        Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

  • губы в улыбке;
  • язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
  • «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  • чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд; последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезии, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже — головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл — правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла — выполнения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения.

3.        Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • собака — маска — нос
  • сено — василек — высь
  • замок — коза
  • зима — магазин
  • цапля — овца — палец
  • шуба — кошка — камыш      
  • жук — ножи
  • щука — вещи — лещ
  • чайка — очки — ночь
  • рыба — корова — топор
  • река — варенье — дверь
  • лампа — молоко — пол
  • лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, X) и Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляется в ходе дальнейшего обследования.

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто повергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, X и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла — один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова:

  • танкист
  • космонавт
  • сковорода
  • аквалангист
  • термометр

 Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов —невоспроизведение.

Серия   II.  Исследование грамматического строя речи

1.        Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

  • Птичка свила гнездо.
  • В саду было много красных яблок.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл — правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов — невоспроизведение.

2.        Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

  • Собака вышла в будку.
  • По морю плывут корабль.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.

3.        Составление предложений из слов, предъявленных в началь
ной форме

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

  • мальчик, открывать, дверь
  • сидеть, синичка, на, ветка
  • груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Петя, купить, шар, красный, мама Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4.        Добавление предлогов в предложение

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

  • Лена наливает чай ... чашки.
  • Почки распустились ... деревьях.
  • Птенец выпал ... гнезда.
  • Щенок спрятался ... крыльцом.
  • Пес сидит ... конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й — стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).

Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла— правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительнькх множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.

  • один — стол, а много — это...
  • стул —
  • окно —
  • звезда —
  • ухо —

Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.

  • один — стол, а много чего? — ...
  • стул —
  • окно —
  • звезда —
  • ухо —

Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.

Серия   III. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки — котята, а у...

  • козы —        собаки —
  • волка —        курицы —
  • утки —        свиньи —
  • лисы —        коровы —
  • льва —        овцы —

2. Образование прилагательных от существительных а)  Относительных

Инструкция: кукла из бумаги        — бумажная.

  • шляпка из соломы —        кисель из клюквы —
  • горка изо льда —        салат из моркови —
  • варенье из вишни —        суп из грибов —
  • варенье из яблок —        лист дуба —
  • варенье из сливы —        лист осины —

б)        Качественных

Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если...

  • мороз —
  • солнце —
  • снег —
  • ветер —
  • дождь —

в)        Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...

  • кошки —
  • волка —
  • льва —

, •   медведя —

•        лисы —

Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.

Серия   IV. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок) или по другой серии из 4—5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.



Предварительный просмотр:

Серия 1 Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия

И: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

• ба – па –           са – ша              ша – жа – ша         ца – са – ца               ра – ла – ра

 па – ба –           ша – са               жа – ша – жа         са – ца – са –             ла – ра – ла –

Пр.: слоги предъявляются до первого воспроизведения

Всего:

2. Исследование артикуляционной моторики

И: смотри внимательно и повторяй за мной движения

• губы в улыбке     • язык «лопаткой»      • язык «иголочкой»          • «маятник»

• «улыбка» - «трубочка»

Пр. попросить удерживать 3-5сек., последние 3 упр. выполнить по 4-5 раз

Всего:

3. Исследование звукопроизношения

И: повторяй за мной слова: 

собака — маска — нос                      шуба — кошка — камыш             рыба — корова — топор

сено — василек — высь                    жук — ножи                                    река — варенье — дверь

замок — коза                                       щука — вещи — лещ                    лампа — молоко — пол

зима — магазин                                  чайка — очки — ночь                   лето — колесо — соль

цапля — овца — палец

1- Свистящие; 2- Шипящие;  3-Р ,Р';   4-Л - Л';  5- Остальные.

Всего:

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

И: повторяй за мной слова

• танкист                               • космонавт                                 • сковорода

• аквалангист                        • термометр

Пр.: слова предъявляются до первого воспроизведения

Всего:

Всего за серию:

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

И.: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Птичка свила гнездо

• В саду было много красных яблок

• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу

• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно

• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Пр.: предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза)

Всего:

2. Верификация предложений

И.: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Собака вышла в будку                                                  • По морю плывут корабль

• Дом нарисован мальчик                                         • Хорошо спится медведь под снегом

Над большим деревом была глубокая яма

Всего:

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

И: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение

• мальчик, открывать, дверь

• сидеть, синичка, на, ветке

• груша, бабушка, внучка, давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Петя, купить, шар, красный, мама

Пр.: слова предъявляются до первого ответа

Всего:

4. Добавление предлогов в предложение

И: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Лена наливает чай …   чашки                                • Почки распустились    … деревьях

• Птенец выпал …   гнезда                                        • Щенок спрятался …       крыльцом

• Пес сидит   … конуры

Пр.: Используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»), 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»)

Всего:

5. Образование существительных множественного числа в Им. и Р. падежах

И: один – дом, а если их много, то это – дома

• один – стол, а много это …

• стул –                         • звезда –                                • окно –                            • ухо –

И: один – дом, а много чего? – Домов.

• один – стол, а много чего? - …

• стул –                        • окно –                                   • звезда –                          • ухо –

Пр.: можно использовать картинки

Всего:

Всего за серию:

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

И:  кошки – котята, а у …

• козы –                           собаки –                          • волка –                          курицы –

• утки –                            свиньи –                        • лисы –                           коровы –

• льва –                            овцы –  

Всего:

2. Образование прилагательных от существительных

а) относительных

И: кукла из бумаги – бумажная

• шляпка из соломы –                                              • горка изо льда –

• варенье из вишни –                                                • варенье из яблок –

• варенье из сливы –                                                 • кисель из клюквы –

• салат из морковки –                                               • суп из грибов –

• лист дуба –                                                              • лист осины –

Всего:

б) качественных      И: если днем жара, то день – жаркий, а если …

• мороз –                                • солнце –                        • снег –                       • ветер –

• дождь –

Всего:

в) притяжательных    И: у собаки лапа собачья, а у …

• кошки –                                                 • волка –                              • льва –                                                     • медведя –                                               • лисы –

Всего:

Всего за серию:

Серия 4. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

И: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ

а) критерий смысловой целостности

б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания

в) критерий самостоятельности выполнения задания

Всего:

2. Пересказ прослушанного текста

И: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошина залетели на крышу. И их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Пр.: рассказ предъявляется не более двух раз

Всего:

Всего за серию:

Серия 5. Исследования навыков языкового анализа и синтеза

1. И: сколько слов предложении?

• День был теплый

• Около дома росла высокая береза

2. И: сколько слогов в слове…

• дом

• карандаш

3. И: определи место звука в слове

• первый звук в лове крыша

• третий звук в слове школа

• последний звук в слове стакан

4. И: сколько звуков в слове?

• рак

• сумка

• диктант

Пр.: ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Всего за серию:

Серия 6. Исследование понимания логико-грамматических отношений

1. • покажи ключ, карандаш

    • покажи карандашом ключ

    • карандашом – ключ

2. • нарисуй круг под крестом

    • крест под кругом

3. Скажи, что вернее:

Весна бывает перед летом или лето – перед весной

4. Ваня выше Пете. Кто меньше ростом?

5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Всего за серию:

Всего за весь тест:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Карты индивидуального развития детей как инструмент педагогической диагностики»

Практикум для педагогов  групп раннего « Карты индивидуального развития детей как инструмент педагогической диагностики»...

схема карты индивидуального развития детей с ОВЗ

В данном материале представлены карты индивидульного развития  для детей с категорией ОВЗ....

Электронные карты индивидуального развития детей средней группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______(средняя, от 4 до 5 лет)за 20____ / _20___ учебный год....

Электронные карты индивидуального развития детей подготовительной к школе группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______ (подготовительная, от 6 до 7 лет)за 20____ / ____ учебный год....

Электронные карты индивидуального развития детей подготовительной к школе группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______ (подготовительная, от 6 до 7 лет)за 20____ / ____ учебный год....

Электронные карты индивидуального развития детей средней группы

Диагностика освоения содержания Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»воспитанниками группа № _______(средняя, от 4 до 5 лет)за 20____ / _20___ учебный год....

Карта индивидуального развития детей 3-7 лет

Инструмент для фиксации качественных  изменений в развитии ребенка....