Программа социально- гуманитарной направленности "Доктор Звуков"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Горбенко Марина Ивановна

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Доктор Звуков» является то, что она адаптирована для обучающихся дошкольного возраста 6-7 лет и предполагает обучение детей в игровой форме.

Дополнительная общеобразовательная программа «Доктор Звуков» предполагает:

- одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи.

- проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у обучающихся речемыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.

- развитие и совершенствования психических процессов обучающихся, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму.

- обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_doktor_zvukov_2023.docx144.71 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО Светлинский район

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

Рассмотрено и согласовано:                                                                                           Утверждено:

Педагогическим советом МБУ ДО «ЦДОД»                                        Директор МБУ ДО «ЦДОД»

Протокол №1                                                                                          __________ Е.С. Кудрякова

от «  » августа 2023г.                                                                    Приказ №    от «        »августа2023г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

«Доктор Звуков»

Объединение «Говоруша»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы:  1год

C:\Users\User\Downloads\podgotovka.jpg

                                                                           Разработчик программы: Горбенко М.И.

                                                                            Педагог дополнительного образования

                                                                            Первая квалификационная категория

п. Светлый, 2023г.

Содержание

Раздел

Стр.

     1

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность программы

4

1.1.2

Актуальность программы

4

1.1.3

Отличительные особенности программы

4

1.1.4

Адресат программы

5

1.1.5

Объем  программы

5

1.1.6

Срок освоения

5

1.1.7

Формы обучения

5

1.1.8

Формы организации образовательного процесса

5

1.1.9

Режим занятий

5

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

7

1.3.1

Учебный план

8

1.3.2

Содержание учебного плана

10

1.4

Планируемые результаты

13

2

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

18

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

18

2.2.2

Информационное обеспечение

20

2.2.3

Кадровое обеспечение

20

2.2.4

Формы аттестации/ контроля

21

2.2.5

Оценочные материалы

21

2.2.6

Методические материалы

21

2.2.7

Алгоритм учебных занятий

22

2.2.8

Этапы проведения занятий

22

2.3

Рабочая программа воспитания

23

2.4

Календарный план воспитательной работы

33

2.5

Список литературы

35

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 .Пояснительная записка

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанный с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей обучения, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении, поведении.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов за взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха, внимания и артикуляционного аппарата (возрастная или физиологическая дислалия), неумением правильно дышать, нарушением мелкой и общей моторики.

Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4-5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией. С этого возраста нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

В 6-7лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению.

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской⎫ Федерации» (от 29.12.2012 г.);

  • Концепция развития дополнительного образования детей⎫ до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);

  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года⎫ (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от⎫ 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации⎫ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196);

  • Приказ Минпросвещения РФ «О внесении изменений в Порядок⎫ организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196» (от 30 сентября 2020 г. № 533);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении⎫ Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных 6 технологий при реализации образовательных программ» (от 23 августа 2017 г. № 816);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской⎫ Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ⎫ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ⎫ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  • Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом⎫ Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.⎫ № 09-3242;

  • «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от⎫ 26.03.2016 г. «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

1.1.1 Направленность (профиль) программы - социально – гуманитарная

Уровень освоения программы

Стартовый - составлена на основе методических разработок В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, Е.М. Косинова.

1.1.2 Актуальность

В последние годы представители профессионального сообщества (педагоги, психологи, логопеды, медики), родительской общественности фиксируют устойчивую отрицательную динамику: детей с общим недоразвитием речи становится все больше, а само недоразвитие речи тяжелее. При этом детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена необходимостью преодоления фонетического и фонематического недоразвития дошкольников как одного из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.

1.1.3 Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Доктор Звуков» является то, что она адаптирована для обучающихся дошкольного возраста 6-7 лет и предполагает обучение детей в игровой форме.

Дополнительная общеобразовательная программа «Доктор Звуков» предполагает:

- одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи.

- проведение комплексных занятий по предупреждению и преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста, такие занятия направлены на развитие у обучающихся речемыслительной деятельности, на которых у детей развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать.

- развитие и совершенствования психических процессов обучающихся, мелкой и общей моторики, что необходимо для подготовки руки к письму.

- обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий, которые обеспечивают формирование фонематического восприятия для предупреждения нарушений устной и письменной речи.

1.1.4 Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста 6 – 7лет, имеющие нарушения: 1) звукопроизношения; 2) фонематического слуха.

1.1.5 Объем программы – всего 67 часов в год

1.1.6 Срок освоения – 1 год

1.1.7 Формы обучения: очно – заочная.

При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

1.1.8 Формы организации образовательного процесса

  • Групповая;
  • Индивидуальная;
  • работа в микрогруппах;
  • индивидуальные или групповые online-занятия;
  • образовательные online-платформы; цифровые образовательные ресурсы; видеоконференции (Skype, Zoom), социальные сети, мессенджеры, электронная почта;
  • комбинированное использование online и offline режимов;
  • видеолекция;
  • online-консультация и др.

1.1.9 Режим занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия не более 30 минут

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы - систематизировать логопедическую работу, направленную на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонематическое или фонематические слух) фонем и развитие речи, опираясь на которую, каждый логопед может четко и последовательно выстроить свою работу в данном направлении.

Поставленная цель реализуется посредством перечня воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач:

Воспитательные:

  • Воспитывать волевые качества обучающихся

  • Воспитывать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся

Коррекционно- развивающие задачи:

  • Развивать слуховое восприятие.

  • Развивать фонематический слух .

  • Вырабатывать правильную воздушную струю для каждого звука, правильный вдох и выдох.

  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику.

  • Развивать просодическую строну речи.

  • Развивать память, мышление, внимание.

  • Развивать связную речь обучающихся

Образовательные:

  • Подготовить пальцы рук к письму.

  • Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

  • Дать правильный артикуляционный уклад органов для постановки звука.

  • Автоматизировать звуки в слогах.

  • Автоматизировать звуки в словах.

  • Автоматизировать звуки в стихах, текстах.

  • Автоматизировать звуки в спонтанной речи.

  • Дифференцировать смешиваемые звуки.

Нижеизложенный материал предполагает работу над любой группой звуков, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся

Сроки всех этапов различны, устанавливаются логопедом, зависят от от уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся, от формы и механизма дислалии.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.

 Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического, фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста в условиях объединения.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план

№ п/п

Наименование разделов/ тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

всего

1

 Вводное занятие

1

1

Инструктаж по технике безопасности. Презентация творческого объединения.

2

Тема «Слова - предметы, слова – действия, слова - признаки»

5

9

14

2.1

Ряд

1

1

2.2

Слова - предметы

1

2

3

2.3

Слова - действия

1

2

3

2.4

Слова - признаки

1

2

3

2.5

Предложение

1

3

4

3

Тема: Постановка и автоматизация звуков

3

46

49

3.1

«Гласные звуки»

1

10

11

3.2

«Согласные буквы, звуки»

1

1

3.3

«Звуки и буквы М, П, Т, К»

4

4

3.4

« Звук и буква Х»

3

3

3.5

«Звук и буква С, C’»

4

4

3.6

«Звук и буквы «Н», «Н’»

4

4

3.7

 «Звук и буква «З», «З’»»

5

5

3.8

«Звук и буква «Ш»

4

4

3.9

«Сонорные звуки и буквы»

1

1

3.10

«Звук и буква «Л», «Ль»

5

5

3.11

«Звук и буква «Р», «Рь»

5

5

3.12

Буква «Ь»

1

1

3.13

Буква «Ъ»

1

1

4

Тема: «Страна Азбука»

2

1

3

4.1

Что такое «Азбука»

1

1

4.2

Что такое «Алфавит»

1

1

4.3

Итоговое занятие

1

1

Итоговая диагностика

Итого

11

56

67

1.3.4 Содержание учебного плана

занятия

Тема

Форма проведения

Кол- во

часов

Содержание

Форма работы

1

«Вводное занятие». Инструктаж по ТБ, ПБ

Теория

1

Техника безопасности на занятиях.

Рассказ с элементами творчества

Лексическая тема «Наш детский сад»

2 Тема «Слова - предметы, слова – действия, слова - признаки»

2.1

«Ряд»

Теория

1

Формирование умения определять начало, середину и конец ряда. Формировать динамику и статику артикуляционных движений.

Игровое занятие

2.2

«Слова  - предметы»

Теория

Практика

1

2

Формирование понятий «Слово», «слово - предмет»

Формировать умение ориентироваться в схеме своего тела;

Формировать умения понимать и дифференцированно употреблять одушевленные и неодушевленные имена существительные;

Формировать навыки диалогической речи

Игровые занятия

2.3

«Слова - действия»

Теория

Практика

1

2

Формирование понятия о словах, обозначающие действия

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления

Образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных

Игровое занятие

2.4

«Слова - признаки»

Теория

Практика

1

2

Формирование понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Закрепить согласование прилагательных с существительными

Формировать умение задавать вопросы к словам – признакам

Закрепление понятий «Слова - предметы, слова – действия, слова - признаки»

Игровое занятие

2.5

«Предложение»

Теория

Практика

1

3

Формирование понятия «предложение»

Формировать умения составлять и анализировать предложения их 3 – х слов

Формирование навыков понимания и составления простого  распространенного предложения

Формирование умения составлять и анализировать предложение с предлогом

Игровое занятие

3. «Постановка и автоматизация звуков»

3.1

«Гласные буквы, звуки»

Теория

Практика

1

10

Понятие «буква». Формирование зрительных образов букв А, У, О, Э, И, Ы

Лексические темы на закрепление:

Звук и буква «А»

Звук и буква «Я»

Звук и буква «У»

Звук и буква «Ю»

Звук и буква «О»

Звук и буква «Ё»

Звук и буква «Э»

Звук и буква «Е»

Звук и буква «Ы»

Звук и буква «И»

Игровое занятие

3.2

«Согласные буквы, звуки»

Теория

1

Формирование понятий «Согласный звук», «буква»

3.3

«Звуки и буквы М, П, Т, К»

Практика

4

Формировать звуковой анализ: умени выделять согласные звуки из начала и конца слов

Формировать умения делить слова на слоги и определять количество слогов в словах

3.4

« Звук и буква Х»

Практика

3

 Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «Х» Формирование навыка звуко- слогового и буквенного анализа односложных слов

Дифференциация звуков «К» - «Х»

Формировать умение дифференцировать звуки и буквы «К» - «Х»

Игровое занятие

3.5

«Звук и буква С, C’»

Практика

4

Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «С»

Формирование навыка звуко- слогового и буквенного анализа и синтеза

Формирование навыка анализа слов с прямыми открытыми словами

Формирование фонематического восприятия, произношения и отображения звука «C’» на письме

Дифференциация «С», «C’»

Игровое занятие

3.6

«Звук и буквы «Н», «Н’»

Практика

4

Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «Н»

Формирование навыка определения родовой принадлежности существительных и соотнесение их с личными местоимениями

Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «Н’»

Дифференциация «Н», «Н’»

3.7

 «Звук и буква «З», «З’»»

Практика

5

Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «З»

Формирование навыков звуко – слогового и звуко – буквенного анализа и синтеза односложных слов со стечением согласных

Дифференциация «С», «З»

Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «З’» на письме

Дифференциация «З», «З’»

Игровое занятие

3.8

«Звук и буква «Ш»

Практика

4

Формирование фонематического восприятия, произношение и знакомство со звуком и буквой «Ш»

Формирование навыка чтения и написания слога «ШИ»

Дифференциация «С», «Ш»

Игровое занятие

3.9

«Сонорные звуки и буквы»

Теория

1

Знакомство с буквой и звуком «Л», «Ль», «Р», «Рь». Техника произношения

3.10

«Звук и буква «Л», «Ль»

Практика

5

Формирование фонематического восприятия, произношения и знакомство со звуком и буквой «Л»

Формирование правильного  произношения звука «Л» в слогах, словах, предложениях

Формирование фонематического восприятия, произношения и отображения звука «Ль»

Автоматизировать звук «Ль» в слогах, словах, предложениях

Дифференциация «Л», «Ль»

Игровое занятие

3.11

«Звук и буква «Р», «Рь»

Практика

5

Формирование фонематического восприятия, произношения и знакомство со звуком и буквой «Р»

Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях

Формирование фонематического восприятия, произношения и отображение звука «Рь» на письме

Дифференциация «Р», «Рь»

Дифференциация «Р», «Л»

Дифференциация «Рь», «Ль»

Игровое занятие

3.12

Буква «Ь»

Практика

1

Формирование понимания и практического навыка обозначения мягкости согласных на письме буквой «Ь»

3.13

Буква «Ъ»

Практика

1

Формирование понимания и навыков употребления «Ъ» для разделения согласных и гласных

4. Страна Азбука

4.1

Что такое «Азбука»

Теория

1

Знакомство с «Азбукой»

Игровое занятие

4.2

Что такое «Алфавит»

Теория

1

Знакомство с «Алфавитом»

Игровое занятие

4.3

Итоговое занятие

Практика

1

«Праздник правильной речи»

Развлечение

«Итоговая диагностика»

1

1.4. Планируемые результаты

Результатом успешной логопедической работы по данной программе следует считать:

Предметные результаты

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки)

Формирование словаря

- иметь достаточный для данного возраста предметный словарь, словарь действий и признаков;

- использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

- пользоваться разными частями речи точно по смыслу.

Звуковая культура речи

- чётко и внятно произносить все звуки родного языка в словах и словосочетаниях с естественной интонацией;

- называть слова с определённым звуком, находить слова с определённым звуком в словах, - определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

Грамматический строй речи

- владеть навыками согласования (существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными);

- владеть навыками словоизменения и словообразования: (существительные с суффиксами уменьшения и преувеличения, глаголы с приставками, прилагательные сравнительной и превосходной степени, относительные и притяжательные, образование сложных слов путём слияния основ);

- уметь правильно и точно использовать предлоги;

- использовать в речи сложные предложения разных видов.

Связная речь

- составлять различные виды рассказов (описательные, по сюжетной картине, по серии картин, творческие, пересказы), последовательно, полно передавать содержание, соблюдая грамматические и языковые нормы.

Подготовка и обучение грамоте

- понимать термины: звук, слово, предложение, слог;

-делить слова на слоги, членить предложения на слова с указанием их последовательности; - давать характеристику звукам (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);

- владеть звуковым анализом и синтезом;

- уметь читать небольшие слова;

-уметь печатать буквы и небольшие слова на слух;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

  • ребенок сообразно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет верно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи совершать правильное речевое дыхание, ритм и интонацию;
  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  • умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;
  • самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.

Метапредметные результаты

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

  • научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации;
  • научиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Форма проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятий

01.09.23

16.00 – 16.30

Мероприятие

1

День знаний

04.09.23

06.09.23

11.09.23

13.09.23

16.00 – 16.30

4

Комплектование группы

1

18.09.23

16.00 – 16.30

Вводное занятие. ТБ и ПБ

1

Знакомство  с группой

2

20.09.23

16.00-16.30

Игровое занятие

1

Ряд

3

25.09.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова – предметы

4

27. 09.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова  - предметы

Всего

4

5

02.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова  - предметы

6

04.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова - действия

7

09.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова  - действия

8

11.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова - действия

9

16.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова – признаки

10

18.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова – признаки

11

23.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Слова - признаки

12

25.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Предложение

13

30.10.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Предложение

Всего

9

14

01.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Предложение

15

08.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Гласные звуки,буквы

16

13.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква А

17

15.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква Я

18

20.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква У

19

22.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква Ю

20

27.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква О

21

29.11.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква Ё

Всего

8

22

04.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква Э

23

06.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы М, П, Т, К Е

24

11.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква Ы

25

13.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звук и буква И

26

18.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Согласные буквы и звуки

27

20.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы М, П, Т, К

28

25.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы М, П, Т, К

29

27.12.23

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы М, П, Т, К

8

Промежуточная аттестация

30

10.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы М, П, Т, К

31

15.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Х

32

17.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Х

33

19.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Х

34

22.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы С, Сь

35

24.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы С, Сь

36

29.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы С, Сь

37

31.01.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы С, Сь

Всего

8

38

05.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Н, Нь

39

07.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Н, Нь

40

12.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Н, Нь

41

14.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Н, Нь

42

19.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы З, Зь

43

21.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы З, Зь

44

26.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы З, Зь

45

28.02.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы З, Зь

1

Всего

8

46

04.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы З, Зь

47

06.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Ш

48

11.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Ш

49

13.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Ш

50

18.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Ш

51

20.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Сонорные звуки и буквы

52

25.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Л, Ль

53

27.03.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Л, Ль

Всего

8

54

01.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Л, Ль

55

03.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Л, Ль

56

08.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Л, Ль

57

10.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Р, Рь

58

15.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Р, Рь

59

17.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Р, Рь

60

22.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Р, Рь

61

24.04.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Звуки и буквы Р, Рь

Всего

8

62

06.05.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Буква Ь

63

08.05.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Буква Ъ

64

13.05.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Что такое Азбука

65

15.05.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Что такое Алфавит

66

20.05.24

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Подготовка к празднику

67

22.05.24

16.00 – 16.30

Итоговое занятие

1

«Праздник правильной речи»

27.05.24-31.05.24

Итоговая диагностика

Отчет по итогам года.

Всего

6

Всего

за год

67

2.2. Условия реализации программы

2.2.1 Материально – техническое обеспечение

Требования к помещению для учебных занятий

В соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходимо помещение:

  • площадь – из расчета не менее 2,0 м2 на одного обучающегося;
  • уровень освещенности люминесцентными лампами – 300-500 лк;
  • направленность светового потока от окон на рабочую поверхность – левосторонняя;
  • количество необходимого воздуха на одного обучающегося – не меньше 20 м3
  • температура воздуха – 20-22 °C;
  • влажность – 40-60%;
  • скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с.

Требование к мебели

Для полной реализации программы необходима мебель:

  • столы – 8 шт.
  • стулья – 12 шт.
  • шкаф для хранения материалов и инвентаря – 1 шт.

Расстановка мебели для обучающихся осуществляется с учетом ростовых показателей        согласно СанПиН 2.4.1.3049-13.

Группа роста детей

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула(мм)

(мм)

с 1150 - 1300

2

520

300

с 1300 - 1450

3

580

340

Требования к оборудованию учебного процесса

Для полной реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • мольберт магнитный – 2 шт.
  • экран для проектора мобильный –1 шт.
  • проектор – 1 шт.
  • ноутбук – 1 шт.
  • комплект зондов для постановки звуков
  • шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт.
  • шкафы для пособий.
  • стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
  • зеркало большое.

Требования к оснащению учебного процесса

  • тетради в линию – 12 шт
  • тетради в клетку – 12 шт
  • индивидуальное зеркало – 12 шт.
  • бумага для рисования – упаковка 500 листов.

Учебно-методическое обеспечение

1.Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

2. Комплексы артикуляционной гимнастики (для постановки свистящих/шипящих звуков, соноров)

3. Предметный материал для развития мелкой моторики (счѐтные палочки, карандаши, мячи-ежики, пуговицы, шнуровка).

4. Предметные картинки на основные группы звуков.

5. Логопедический альбом для обследования речи.

6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

7. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

8. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

9. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

10. Книги – пособия с речевым материалом для произношения разных звуков.

2.2.2 Информационное обеспечение

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будут использоваться следующие обучающие цифровые образовательные ресурсы

Для педагогов

Видеофильмы для занятий. Режим доступа: http://www.videxp.com/, свободный

Презентации для занятий. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/, свободный

Селевко Г.К .Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие./Г.К.Селевко.-М.: Народное образование, 1998.- Режим доступа: http://yandex.ru/search/, свободный.

Супердискотека для детей". Сборник веселых песенок [Электронный ресурс].-Электронные данные.- ООО "Би-Смарт", 2013.-1 опт. диск (CD-ROM).

Электронные периодические издания

«Воспитатель ДОУ» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/, свободный

«Детский сад от А до Я» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа:

http://detsad-journal.narod.ru/, свободный.

«Дошкольное образование» газета [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа:

http://best-ru.net/cache/9988/, свободный.

«Обруч» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание Режим доступа: http://www.obruch.ru/, свободный.

«Современное дошкольное образование: теория и практика» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа: http://sdo-journal.ru, свободный

«Справочник   руководителя        дошкольного        учреждения»   журнал        [Электронный        ресурс]:        периодическое   издание.        Режим        доступа: http://www.menobr.ru/products/7/, свободный.

"О детстве" портал для детей, родителей и педагогов. Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/, свободный

Для дошкольников

"Детский сад" - "Картинки", "Раскраски", "Мультфильмы", "Детская литература", "Аудиосказки" и др. Режим доступа: htt://detsad-kitty.ru/, свободный

"РазИгрушки" - гармоничное развитие и воспитание детей. Режим доступа: http://razigrushki.ru/, свободный

"Baby news" развивающие материалы для детей. Режим доступа: http://www.baby-news.net/, свободный

Детские раскраски онлайн . Режим доступа: http://packpacku.com/, свободный "Обучалки и развивалки для детей". Режим доступа: http://www.detkiuch.ru/, свободный

"Почитай-ка", детский сказочный журнал. Режим доступа: http://www.cofe.ru/read-ka/, свободный Игры для детей. Режим доступа: http://www.detochka.ru/, свободный

Детский мир: загадки, песенки, мультфильмы.. Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/, свободный

Книги для детей. Режим доступа: http://detsad-kitty.ru/ , свободный

Лукошко сказок. Режим доступа: http://lukoshko.net/, свободный

2.2.3 Кадровое обеспечение

Разработчик программы: Горбенко Марина Ивановна – педагог дополнительного образования – первая квалификационная категория. Стаж педагогической работы 27 лет . Специальность – «Учитель - логопед»

2.2.4 Формы аттестации/контроля -

Конечным результатом освоения программы предполагается: - участие воспитанников в открытых мероприятиях (занятиях, праздниках, развлечениях) на уровне МБДОУ; - участие воспитанников и демонстрация их достижений в процессе конкурсной деятельности различного уровня; - индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) по результатам оценки индивидуального развития дошкольников

2.2.5 Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

Механизм оценки результатов освоения программы: 

Наблюдение за детьми, речевые игры;

  Беседы и опросы индивидуальные, а также беседы с родителями;

  Педагогическая диагностика.

 Педагогическая диагностика предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанную с оценкой эффективности педагогических действий Данные о результатах мониторинга заносятся в речевую карту - протокол.

2.2.6 Методические материалы  - методическое обеспечение Программы (ФЗ №273, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5)

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в основном представляет собой игровую деятельность.

Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.

 Для формирования правильного звукопроизношения имеются необходимый материалы:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2 Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

3. Пособия для работы над речевым дыханием;

4. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

5. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков

6. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1.Предметные картинки: Ягоды; Головные уборы; Мебель; Птицы; Растения ;Обувь; Продукты; Грибы; Одежда; Посуда; Игрушки; Насекомые; Профессии; Деревья; Животные и их детеныши; Инструменты; Времена года; Овощи; Фрукты.

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки «Один-много»;

4. Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

2.2.7 Алгоритм учебного занятия

  1. Тема занятия.
  2. Мотивационный момент
  3. Создание проблемной ситуации
  4. Двигательная деятельность (физминутка, игра)
  5. Самостоятельный поиск решение проблемы
  6. Подведение итогов.
  7. Релаксация.

2.2.8 Этапы проведения занятия

Педагог заранее продумывает размещение детей на занятии (в зависимости от содержания)

Занятие состоит из трех частей:

I Вводная часть

  1. Введение в тему (2 мин.)
  2. Мотивация деятельности детей (2 мин)
  3. Целеполагание (2мин)
  1. Основная часть

  1. Актуализация ранее приобретенных знаний (3 мин)
  2. Добывание (сообщение и принятие) нового знания (6 мин)
  3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания(12 мин)
  1. Заключительная часть

Анализ и самоанализ детей.

Релаксация. (3 мин)

2.3  Рабочая программа воспитания

Программа воспитания муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования, с ФЗ от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, с Концепцией развития дополнительного образования, Стратегией развития воспитания до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2021г. № 996-р).

Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ Центра и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией.

Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности учреждения.

Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в МБУ ДО «ЦДОД».

Цель и особенности организуемого воспитательного процесса.

Основными традициями воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются совместные мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

- важной чертой каждого совместного мероприятия педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных мероприятиях (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении совместных мероприятий отсутствует соревновательность между творческими объединениями, поощряется конструктивное межкружковое и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

- педагогические работники учреждения ориентированы на формирование коллективов в рамках творческих объединений, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в ЦДОД является  руководитель творческого объединения, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого, общей целью воспитания в учреждении является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию – являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

  1. В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в учреждении педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально-значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально-значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

– уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

– уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание  данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста, поскольку облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в  систему общественных отношений.

  1. В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально- значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании  обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально-значимых отношений обучающихся.

  1.  В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально-значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшим обучающим поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в ЦДОД. Важно, чтобы этот опыт оказался социально-значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в ЦДОД, школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально-приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

- поддерживать традиции ЦДОД и инициативы по созданию новых, реализовывать воспитательные возможности общих мероприятий различной направленности;

- реализовывать воспитательный потенциал в ЦДОД, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на занятиях;

- инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне Центра, так и на уровне сообществ, творческих объединений; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;

- реализовывать потенциал руководства творческими объединениями в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие сообществ, творческих объединений в жизни Центра, укрепление коллективных ценностей;

- развивать предметно-эстетическую среду ЦДОД и реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный уклад  жизни учреждения и положительный имидж и престиж Центра;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ЦДОД интересную и событийно-насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики ассоциального поведения обучающихся.

Формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общие мероприятия, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел и мероприятий, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

На уровне творческих объединений:

  • участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел;
  • проведение в рамках творческого объединения итогового анализа детьми общих ключевых дел, участие представителей творческих объединений в итоговом анализе проведенных дел.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Руководство творческим объединением, секцией, клубом»

Осуществляя работу с объединением, педагог организует работу с коллективом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему объединения; с педагогами-организаторами, работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с коллективом объединения:

  • инициирование и поддержка участия объединения в общих ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему объединения (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, патриотической, творческой, профориентационной направленностей), позволяющая с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные  походы и экскурсии, организуемые руководителями объединений и родителями.
  • выработка совместно со обучающимися законов объединения, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в учреждении.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися объединения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в объединении.

Работа с педагогами учреждения:

  • регулярные консультации руководителя объединения с педагогами учреждения, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между педагогами и обучающимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем объединений и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
  • привлечение педагогов учреждения к участию в делах объединения, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от занятий, обстановке;
  • привлечение педагогов учреждения к участию в родительских собраниях для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом;
  • помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • создание и организация работы родительских активов объединения, участвующих в управлении учреждения дополнительного образования и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел объединения.

3.3. Модуль «Занятие»

Реализация педагогами ЦДОД воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • использование воспитательных возможностей содержания программы дополнительного образования через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
  • применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.4. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в ЦДОД помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку обучающимся младшего и подросткового возраста не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Модуль 3.5. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

-  экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр  и т.д.

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • экскурсии на предприятия п. Светлый.

3.7. Модуль «Медиа учреждения»

Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа учреждения реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • интернет-группа учреждения – разновозрастное сообщество обучающихся, педагогов, родителей, поддерживающее интернет-сайт учреждения и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к учреждению, информационного продвижения ценностей ЦДОД.

3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения дополнительного образования, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учреждения дополнительного образования. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой учреждения как:

  • благоустройство учебных кабинетов и помещений, осуществляемое руководителями объединений вместе с обучающимися своих объединений, позволяющее обучающимся проявить свою фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения руководителя объединения со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
  • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях ЦДОД, его традициях, правилах.

3.9. Модуль «Волонтерская деятельность»

Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

на  внецентровом  уровне:

  • посильная помощь, оказываемая обучающими пожилым людям, ветеранам ВОВ, проживающим в п.Светлый;
  • привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям) - в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений;
  • участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сбору помощи         для  нуждающихся;

на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы.

На базе образовательной организации создан волонтерский отряд «Активист».

3.10. Модуль «Патриотическое воспитание»

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи – одно из ведущих направлений воспитательной работы ЦДОД.  На базе ЦДОД осуществляет свою деятельность военно-патриотический клуб «Беркут».

Комплексная подготовка учащихся в ВПК «Беркут» включает в себя изучение учебных циклов:

- «Организация караульной службы»;

- «Строевая подготовка»;

- «История воинской Славы России»;

- «Основы военной службы»;

- «Основы огневой и тактической подготовки».

Реализуется система знаний, умений и навыков в процессе практической деятельности обучающихся.

Военно - патриотический клуб «Беркут» организует и проводит ежегодно «Вахту памяти» у Вечного огня, осуществляет шефскую помощь ветеранам войны и труда; участвует в подготовке и проведении Дней Воинской славы России.

Так же реализация патриотического направления осуществляется через участие в  районных соревнованиях:

  • «А ну-ка, парни!»;

и  проведение центровых мероприятий, такие как:

  • «День воинской славы»;
  • «День Героев Отечества»;
  • «День Неизвестного Солдата»;
  • Месячник Мужества (февраль).

3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • родительский комитет, участвующий в управлении ЦДОД и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации руководителей объединений и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  • взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения, сообщества в социальной сети: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей, новости ЦДОД.

На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий и мероприятий в объединениях воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Планируемые результаты и формы их проявления

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающегося каждого объединения.

Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с директором ЦДОД с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения педагогов или педагогическом совете ЦДОД.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика.

Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании независимых оценочных процедур (высокий уровень мотивации обучающихся к участию в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, проектной, фестивальной, волонтерской деятельности, низкий процент заболеваемости и пропусков занятий, отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма).

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

У некоторых обучающихся существуют проблемы в отношении к обучению и формулированию целей и мотивов к самоопределению, в том числе и профессиональному

Повышенное внимание к качеству реализации модулей:

«Работа с родителями» и «Профориентация» программы воспитания

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2.Воспитательная деятельность педагогов

Подавляющее большинство педагогов имеют квалификационные категории. Педагоги не испытывают затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности.

Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для обучающихся детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются доверительные отношения с обучающимися. Руководители объединений стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми.

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

- недостаточный уровень сформированности у молодых педагогов компетенций в сфере организации воспитательной работы в объединении;

- высока доля педагогов старше 25 лет;

- развитие системы взаимного наставничества педагогов старшего возраста, с одной стороны, и молодых педагогов с другой стороны, направленной на преодоление профессиональных дефицитов в воспитательной работе.

- высокая мотивация педагогов старше 25 лет к освоению компетенций по использованию в воспитательной работе возможностей информационных систем, виртуального пространства, интернет-технологий;

2.4. Календарный план воспитательной работы

План массовых мероприятий МБУ ДО « ЦДОД»  на  2023-2024 учебный год

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

1 сентября «День знаний»

 1 сентябрь

Праздник на уровне Центра

Фото- и видеоматериалы с детьми

2

День солидарности в борьбе с терроризмом

сентябрь

Акции на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

3

Неделя открытых дверей

сентябрь

Рекламно-информационная акция на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

4

«Всероссийские спортивные
соревнования» Кросс нации –
2023»

сентябрь

Мероприятие  на муниципальном уровне

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

5

Мероприятия посвященные безопасности дорожного движения

По отдельному графику

Мероприятие на уровне Центра

Заметка на сайте  и соцсетях Центра

6

«Какие ваши годы»  (поздравление ветеранов труда,  оказание помощи ветерану труда)

октябрь

На уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

7

Защита персональных данных

По отдельному графику

На уровне Центра

Заметка на сайте  и соцсетях Центра

8

Международный день учителя

октябрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

9

«Экология и мы» (ФГОС)

октябрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

10

Программа «Марафонская осень»

октябрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

11

Международный день толерантности

ноябрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

12

 «Поздравления мамам»

ноябрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

13

День героев Отечества

декабрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

14

День конституции

декабрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

15

Мероприятия по антикоррупционной политике

По отдельному графику

На уровне Центра

Заметка на сайте  и соцсетях Центра

16

Новогодние чудеса.

декабрь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

17

«Забавные зимние каникулы »

январь

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

18

«А ну –ка, парни!»

январь

Мероприятие  на муниципальном уровне

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

19

Лыжня России

февраль

Мероприятие  на муниципальном уровне

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

20

Месячник Мужества «Защитники Отечества» (ШРР, ВПК «Беркут», ФГОС)

февраль

Мероприятие  на муниципальном уровне

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

21

«Самым милым и любимым» — концерт, посвящённый Международному женскому дню

март

Мероприятие на уровне Центра

Фото- и видеоматериалы с выступлением детей. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

22

Весенние  встречи

март

Мероприятие на уровне Центра

Фотоматериалы с выступлением детей. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

23

«Будь здоров» (В рамках недели здоровья(ФГОС)

апрель

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

24

Мероприятие ,  посвященное Дню космонавтики

апрель

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

25

Участие в мероприятиях к 9 мая

май

Мероприятие  на муниципальном уровне

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

26

День Детства

май

Мероприятие  на муниципальном уровне

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

27

ВЫПУСКНОЙ БАЛ В ШРР «ФИЛИПОК»

май

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

28

Отчётный концерт

май

Мероприятие на уровне Центра

Фотоотчет о мероприятии. Заметка на сайте  и соцсетях Центра

Список литературы

1. Астафьева Е.О. «Играем, пишем, читаем» Методическое пособие – конспект, Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018- 80 с

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР», Москва, СКРИПТОРИЙ 2003, 2019 .- 264 с.

3. Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет», ТЦ СФЕРА, 2022.- 128 с.

4. Жукова О.С. «Азбука с крупными буквами для малышей – Москва, АСТ,2018. – 95 с.»

5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» ТЦ СФЕРА,2006 – 192 с.

6. Коноваленко В.В. «Карманное руководство для начинающего логопеда», Москва, издательство ГНОМ, 2022 – 64 с.

7. Косинова Е.М. «Уроки логопеда: игры для развития речи» - М: Эксмо: ОЛИСС, 2011 – 192 с.

8. Слюсарь К.Н. «Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с ОНР» Москва, ВЛАДОС,2015 – 79 С.

9. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» ТЦ СФЕРА,2002- 48 с.

10. Танцюра С.Ю. , Васильева И.Н. «Логопедический игровой массаж»  ТЦ СФЕРА 2021 – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально -гуманитарной направленности "Хореография"

Содержание дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы составляют два основных раздела. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:1.1.пояснительная...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная

        Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная

        Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...