Технология коррекции звукопроизношения
материал по логопедии

Ольга Николаевна Бердникова

Исправление звуков проводится поэтапно.

1этап – подготовительный. Формирование движений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная и дыхательная  гимнастика.

2этап – постановка звука.

3 этап - автоматизация звука.

4 этап – дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_korrektsii_zvukoproiznoshniya.docx53.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коррекции звукопроизношения

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Бердникова О.Н.

2023 год

Пояснительная записка

      Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

      Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

     Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к школьной неуспеваемости по многим дисциплинам.

Цель: исправление нарушения звукопроизношения

Задачи:

1.Развитие фонематического слуха.

2.Развитие внимания.

3.Развитие памяти.

3.Развитие мышления.

4.Развитие связной речи. 

        Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

       Подготовительный этап 

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции: а) с помощью логопедического массажа; б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4. Развитие фонематических процессов.

 5. Отработка опорных звуков.

        Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

 4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

          Этап формирования коммуникативных умений и навыков 

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

         Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

 2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); – фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); – фонематические представления.

3) Прием связи звука и буквы.

Ожидаемый результат: поставленные звуки автоматизированы в предложениях и связной речи (ребёнок правильно произносит в самостоятельной речи все звуки родного языка).

       Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей.

        Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особенностями:

1.При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных элементов артикуляции данного звука.

2.Вместо обычного, слитного, произношения вводится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произнесение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и  облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

3.Упорядочены тренировочные упражнения некоторых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от лёгкого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произнесения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.

     В качестве материала для речевых упражнений использованы произведения  и многих других авторов.

Содержание и методика исправления звукопроизношения

1.Обследование звуковой стороны речи.

    Для того, чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребёнка, необходимо обследовать его речь.

      Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. При обследовании речи логопед должен усадить ребёнка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребёнка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

       Беседа должна проводиться в вопросно-ответной форме на бытовые темы. Затем можно предложить ребёнку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение.

       Беседа и рассказывание позволяют логопеду предварительно (или даже полностью, если нарушены единичные звуки) выявить нарушение звука. Однако, для того, чтобы точнее и полнее определить степень нарушения произношения, логопеду необходимо детально обследовать произносительную сторону речи ребёнка, а беседа и рассказывание нужны будут для снятия напряжённости у ребёнка.

       Собственно, проверка звукопроизношения начинается с произнесения (самостоятельно или по подражанию) изолированных звуков: ш, с, ц, ж, з, ч, щ, л, р.

       Для проверки произношения  звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки.

       В заключение логопед предлагает ребёнку произнести по подражанию специально подобранные слова и предложения. Этот приём даёт возможность включить в задание слова со стечением согласных, с дифференцируемыми звуками, слова с разной позицией звуков ( речевой материал по картинкам более ограничен в этом отношении.

       Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с недостатками произношения изолированных звуков.

       Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или в слове) даже по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.

       Если ребёнок воспроизводит звук (изолированно и в слове) по подражанию, но не употребляет (или мало употребляет) его в самостоятельной речи, требуется автоматизация и дифференциация данного звука.

2.Методика коррекции звуков

       Применение той или иной методики исправления дефектов звуков зависит от возраста ребёнка.

      Так, от ребёнка от двух до четырёх лет вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснения смыслового значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефектные и закреплять правильные звуки, используя его способность к воспроизведению услышанного.

  1. Исправление произношения у детей старше четырёх лет предусматривает осознание ими работы артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением. В том случае, если не удаётся получить артикуляцию соответствующего звука по подражанию, логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы.

      Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения по предлагаемой методике должен составлять 4-5, а при постановке звука р даже 6 (как исключение) 5 лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребёнка (непонимание стоящей задачи, недостаточная настойчивость, внимательность и т. д.).

      Данная методика отличается от ранее опубликованных тем, что даёт установки для обучения артикуляционному укладу необходимого звука. При этом не исключается возможность постановки некоторых звуков на базе родства артикуляционного уклада.

       Постановка звуков проводится в такой последовательности: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л и р.

       Следует особо подчеркнуть значение принципа постепенного перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Влияние этого принципа обнаруживается на всём протяжении процесса исправления звукопроизношения и на каждом этапе выражается в специфической форме.

        В подготовительных упражнениях, развивая органы артикуляции (особенно язык) и вырабатывая определённый напор выдыхаемой струи воздуха, мы тем самым создаём предпосылки для успешной постановки соответствующего звука. Подготовительные упражнения предусматривают несколько отличное, по сравнению с нормальным произношением, положение органов артикуляции. Приведём пример. При нормальном произнесении твёрдого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях язык надо не просто поднять, а сделать «чашечкой» и загнутым кончиком упереть в нёбо у альвеол.

      Также применяется и механическое воздействие на органы артикуляции с помощью пальцев руки или приспособлений (например, шпатель, чайная ложка), что значительно ускоряет процесс на данном этапе.

      После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях.

      Рассмотрим вначале особенности произношения, которые заключаются в соблюдении следующих правил:

1.Ставящийся звук произносится длительно, причём в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная. Звуки ц и ч составляют исключение.

2.Слова по трудности произношения делятся на три группы: с ударением на слоге со ставящимся звуком, без ударения на слоге со ставящимся звуком и трудные слова. Термин «трудные слова» надо понимать условно, так как эти слова трудны только в период исправления звука.

     Слова, в которых ставящийся звук находится в ударном или безударном слоге, произносятся по слогам и с соблюдением предыдущего правила.

3. В упражнениях на произнесение предложений слова со ставящимся звуком произносятся с соблюдением предыдущего правила, но без слогового деления. Чтобы не было разрыва между заучиваемыми словами и разговорно-бытовой речью, необходимо соблюдать правила литературного произношения, важнейшие из которых:

а) безударная гласная о произносится как а (корова - карова);

б) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются (нож-нош, ложка-лошка);

в) глухие согласные перед звонкими озвончаются (сделать-зделать, просьба-прозьба).

     Следующий этап автоматизации ставящегося звука заключается в выборе определённой системы отработки произношения. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае (постановка звуков ш-ж, с-з, щ, л) вначале берутся прямые слоги, а затем обратные. При постановке звуков ц, ч и р вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые. Причём постановка твёрдого звука р начинается с произнесения слов, имеющих сочетания тр и др, где звуки т и д являются опорой для произнесения звука р. При отработке элементов артикуляции, а также на упражнениях по  произношению звуков, слогов и слов совершенно необходимо использовать настенное зеркало.

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися.

       Каждый этап произносительных упражнений:  постановки глухого и звонкого, твёрдого и мягкого звуков, а также дифференциацию -  можно представить такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек и т. д., дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам.

        Большую роль играет заучивание стихотворений и текстов для пересказа. Вначале заучиваются отдельные слова со ставящимся звуком. Затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст.        Текст ребёнок рассказывает своими словами, и логопед должен следить за тем, чтобы в словах он употреблял ставящиеся звуки. В случае затруднения произнесения, а также для закрепления ставящегося звука логопед задаёт вопросы по тексту.

       Упражнение по составлению рассказа по серии картинок проводится так: логопед рассказывает текст, а ребёнок слушает и затем по памяти повторяет.

       Возможен и другой способ. Ребёнок самостоятельно рассказывает текст, а затем его рассказывает логопед. Прослушав текст, ребёнок рассказывает его вторично. В обоих случаях необходимо следить, чтобы ребёнок при рассказывании не пропускал в словах ставящийся звук.

       Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:

1.Ребёнок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

2.При постановке соответствующего звука не обращается внимание на другие дефектные звуки.

3.Материал должен прорабатываться последовательно и ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки сказываются на качестве исправления.

4.Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

5.Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

6.Ребёнок должен заниматься ежедневно по 30-45 минут, в один или два приёма, причём выполнять все подготовительные и частично речевые упражнения (произношение слогов и слов) перед настольным зеркалом – для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппарата.

7.В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребёнку и требовать от него выполнения заданий.

Ежегодный план реализации технологии «КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

п/п

Этапы реализации

Занятия с детьми, мероприятия

1.

Обследование звуковой

стороны речи

Индивидуально

Постановка звуков ш, ж

Подготовительные  упражнения.

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Автоматизация звука ш (ж) в слогах, словах, предложениях.

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Дифференциация  звуков ш-ж

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия.

Постановка звуков с, з

Подготовительные упражнения

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Автоматизация звука с (з) в слогах, словах, предложениях.

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Дифференциация звуков ш-ж-с-з

Дифференциация звуков с-з.

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия

Постановка звука щ

Подготовительные упражнения

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Автоматизация звука щ в слогах, словах, предложениях.

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Дифференциация (различение) звуков щ - с

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия

Дифференциация звуков щ-ш

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия

Постановка звука ц.

Подготовительные упражнения

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Автоматизация  звука ц в слогах, словах, предложениях

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Дифференциация (различение) звуков ц - с

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия

Дифференциация звуков ц-т

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия

Постановка звука ч

Подготовительные упражнения

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях

Индивидуальные, подгрупповые занятия

Дифференциация (различение) звуков ч - с

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия

Литература:

1.Богомолова пособие для занятий с детьми. Издательство «Библиополис», Санкт-Петербург, 1994.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [С]

Составила: учитель-логопед  высшей квалификационной категории

Бердникова Ольга Николаевна

ТЕМАЗВУК «С».

ЦЕЛЬпостановка звука «С».

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

• Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;

• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;

• Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах, предложениях.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

• Развивать умение понимать обращенную речь;

• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

• Развивать общую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема артикуляции звука, картинки со звуком «с», кружочки гласных и согласных звуков, схемы слогов, слов, предложений, игрушка «сова», картинки с артикуляционной гимнастикой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)

Прочитать стихотворение:

Мудрейшая птица на свете – сова

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Всё взвесит, но редко-прередко болтает

Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)

2. Развитие фонематического слуха.

Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомнизвуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки»«лиса»«нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выполнить зарядку, отгадайте загадку:

«Я землю копала,

Ничуть не устала,

А кто мне помогал,

Тот и устал».

Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.

Упражнение «Лопатка».

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.

А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

Сделаем упражнение «Чистим зубки».

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.

Упражнение «Катушечка».

Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».

4. Постановка звука.

Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

5. Анализ артикуляции.

Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?

- улыбнуться;

- кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);

- боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;

- по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.

6. Закрепление изолированного звука.

Игра «Назови слово». С тобой хочет поиграть мудрейшая сова. Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»?» Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышалЗвук «с». Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук ты слышишь в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова. Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.

Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».

Назови фрукт, название которого начинается со звука «с»(слива)

Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса).

Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с»(нарцисс)

7. Закрепление звука в слогах.

Давай произнесём новый звук в слогах.

Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.

Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.

Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.

Со-со-со-со – совы катят колесо.

Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.

Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.

8. Закрепление звука в словах.

Произнеси звук «с» в словах.

Сон – нос

Маска – касса

Сумка – мусс

Фасоль – Ассоль

Коса – оса

9. Закрепление звука в предложениях.

Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.

10. Домашнее задание.

- общая артикуляционная гимнастика.

- раскрашивание сливы.

11. Итог занятия.

Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»(губы, язык, зубы)

Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коновалденко С.В....

Технология коррекции звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова

Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематичес...

Технология коррекции звукопроизношения. Автор Богомолова А. И. 23.01.2019

1.Пояснительная записка.2.Содержание и методика исправления звукопроизношения....

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В

Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В, Коноваленко С.В...

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)

Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам....

Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ТНР

Представляю фрагмент технологии по коррекции звукопроизношения...

Технологии коррекции звукопроизношения (методики Т.Б. Филичевой)

Технология коррекция звукопроизношения (Филичева Т.Б.)...