Система работы с детьми с ТНР по развитию фонематических процессов
статья по логопедии (старшая группа)

Макаренкова  Елена Михайловна

Представлена система работы по коррекции фонематических процессову дошкольников с тяжелым нарушением речи. Представлены игровые приемы, используемые логопедом при решении данной коррекционной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с детьми с ТНР по развитию фонематических процессов

Работа по коррекции фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений начинается с узнавания неречевых звуков (звучание игрушек, колокольчиков, погремушек; звучание различных материалов при постукивании(дерево, металл, пластмасса), озвучивание действий: вода льется, шелест перелистываемых страниц книги, звучание сыпучих материалов (крупы, песок); воспроизведение ритмического рисунка: отхлопывание, отстукивание, воспроизведение ритмов на музыкальных инструментах.

Работа делится на этапы:

I-этап

Различение одинаковых  звукокомплексов по высоте, силу и тембру. Эти умения отрабатываются с детьми в следующих упражнениях:

-Угадай, кто позвал- (произносим короткое АУ)

-инсценировка сказки «Три медведя» (со сменой высоты голоса при произнесении реплик)

-произнесение различных звукокомплексов различным по силе голосом (объект находится то далеко, то близко)

-игры по изменению тембра, эмоциональной окраски одного и того же звука.

А-плачет, кричит

А-показываем горло врачу

А-поет певица

А- укачивают малыша

А-укололись иголкой

У-гудит пароход

У-гудит самолет (далеко-близко)

У-плачет мальчик

О-удивилась мама

О-стонет бабушка

О-поет певица

О- потягивается папа

О-кричит охотник в лесу

Различение звукокомплексов по высоте и силе

Мяу громко-мяу тихо

У- громко, у-тихо

И- громко (лошадь), и- тихо (жеребенок)

II-этап «Различение слов , бдизких по слуховому составу»

С помощью цветовых сигналов ребенок отмечает неправильное название, произнесенного слова. Хочу отметить, что этот игровой прием очень нравится воспитанникам.

IIIэтап «Дифференциация слогов»

На этом этапе идет отработка слоговых рядов со сменой ударного слога, слоговых сочетаний с одним гласным и разными согласными, общим гласным и разными согласными.

-воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (па-ба),

-мягкости-твердости ( па-пя)

-воспроизведение слоговых пар, с наращиванием стечения согласных звуков (па-тпа);

-воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением  двух согласных звуков и различными гласными (пта-пто-пту-пты);

-воспроизведение слоговых пар со сменной позицией согласных звуков в их стечении (пта-тпа);

IV- этап «Дифференциация фонем»

- воспринимать изучаемую фонему;

 - узнавать, сравнивать длинные, короткие слова;

- определять место изучаемого звука в слове;

-интонировать звук в собственной речи;

-определять ударный звук и интонировать его в слове;

- назвать первый звук в словах, «нажать» на него голосом;

-определить есть ли звук, или нет:

-определить, где слышится звук (начало, середина, конец слова);

-определить в каком из двух слов слышится заданный звук- М- (калина-малина);

-определить какой звук « тянется» в середине слова (ма, нос);

-в каких словах после -С- слышится -А- (суп, оса, сом, сад);

-назвать все звуки по порядку (кран);

Хочется  отметить, что при отработке гласных фонем, я применяю игровой прием Т. С. Овчинниковой , , руками показывая гласные (А-широко раскрытая ладонь, У-пальцы вперед, как губы; И- пальцы прижаты к ладоням, как зубки, которые появляются при произнесении звука -И, О-пальцы складываются колечком; -Э- пальцы -приоткрытое кольцо; -Ы -нижняя часть ладоней выдвигается вперед. При этом наша рука превращается в человечка, мы надеваем на нее перчатку, с приклеенными теннисными шариками-глазками, и наши руки помогают нам запомнить артикуляцию гласных фонем, что является базой для коррекции нарушения слоговой структуры слов.

Процесс по развитию фонематического восприятия , анализа, синтеза, представлений проходит в увлекательной для дошкольников форме. Играя, мы корректируем психические функции наших воспитанников: внимание, память, воображение, а также фонматический слух. Учим детей сравнивать, анализировать, обобщать, т. е. развиваем, тем самым, мышление дошкольников. У детей в процессе коррекционной работы улучшается фонематическое восприятие, формируются навыки  звукового анализа и синтеза, улучшается звукопроизношение и слоговая структура слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Система работы с детьми по социально-личностному развитию

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка....

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков

Система работа с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

«Система работы с детьми раннего возраста по развитию навыков общения со сверстниками в режимных моментах»

Презентация "Система работы с детьми раннего возраста по развитию навыков общения со сверстниками в режимных моментах"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

консультация на тему "система работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия"...