Беседы с детьми по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Журавлева Ольга Александровна

Данный материал будет интересен воспитателям речевых групп. Беседы подобранны с учетом возраста детей 5-6 лет и разделены по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_detmi_po_leksicheskim_temam.docx88.81 КБ

Предварительный просмотр:

«До свидания, лето!».

  1. Беседа.
  • Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны. О чем говорится в предложении? (радуга).
  • Астра, пион, георгин…  Как одним словом назовем эти цветы? (садовые).
  • В магазине мы покупаем изюм, когда растет называется…? (виноград).
  • Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро. Чьи это слова? (Винни – Пух).
  • Любимое лакомство Винни – Пуха? (мед).
  • Насекомое с красным крылышками и черными горошинами. Кто это? (божья коровка).
  • Мята, подорожник, чистотел – как называются эти травы? (лекарственные).
  • Летает от цветка к цветку и собирает всю пыльцу (бабочка).
  • Когда его чистишь, льются слезы? (лук).
  • Растет на дубе, носит шляпку? (желудь).
  • Любимое лакомство лягушек? (кузнечик).
  • Насекомое, которое помогает человеку собирать мед? (пчела).
  • Кто по полю пошел и денежку нашел? (муха).
  • Чем любит лакомиться медведь, а мы лечим ангину …(малина).
  • Вкусная ягода, красная внутри, полосатая снаружи? (арбуз).
  • Она бывает разной и черной, и красной? (смородина).
  • Лесная ягода, полезна, для зрения (черника).

  1. Игры и упражнения.

«Вставь пропущенное слово».

  • Летом ярко светит…
  • Малинка сладкая, как…
  • Облепиха кислая, как…
  • Ягоды смородины круглые и блестящие, как..
  • Крыжовник колючий, как…
  • Ягоды смородины растут гроздями, как…
  • У ромашки серединка жёлтая, как…

«Исправь предложение».

  • Свёкла растёт на дереве.
  • У гриба есть панама.
  • У цветка есть ствол.
  • Из клубники варят вишнёвое варенье.
  • Чтобы повидло было сладким нужно добавить соль.
  • У цветов бабочки кушают варенье.
  • Ромашки и васильки – это первоцветы.

«Откуда хлеб пришёл».

  1. Беседа.
  • Какой главный продукт питания человека?
  • Побеседовать о том, какое значение для всех людей имеет хлеб.
  • Объяснить выражение «Хлеб - всему голова».
  • Откуда к нам на стол приходит хлеб? (из магазина)
  • Откуда он попадает в магазин? (из пекарни)
  • Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
  • Из чего пекут хлеб? (из муки)
  • Из чего делают муку? (из зерна)
  • Откуда зерно? (из колоса пшеницы или ржи)
  • Откуда пшеница и рожь? (выросла в поле)
  • Кто её посеял? (колхозники)
  • Как называют человека, который продаёт хлеб?
  • Как называют человека, который испёк хлеб?
  • Как называют человека, который привёз муку в пекарню?
  • Как называют человека, который смолол муку?
  • Как называют людей, которые растили и убирали хлеб? (хлеборобы)
  • Обобщить: как много людей разных профессий принимали участие в производстве хлеба.

  1. Пословицы о хлебе.
  • Хлеб - наше богатство.
  • Будет хлеб - будет и песня.
  • У кого хлеб родится - тот всегда веселится.
  • Хлебушек ржаной - отец наш родной. Объяснить значение этих

 пословиц.

  1. Игры и упражнения.
  • Подбор родственных слов: хлебушек, хлебница, хлебный, хлебопёк,

хлебороб и т.д.

  • Подобрать как можно больше слов: хлеб (какой?) - ..., булка (какая?)
  • Образование относительных прилагательных: колосок пшеницы –

пшеничный колосок, колосок ржи - мука из пшеницы - мука из ржи

«Овощи. Фрукты»

1.        Беседа.

  • Рассмотреть с детьми овощи и фрукты (картинки, муляжи, в натуральном виде).
  • Поговорить о том, где растут овощи (на грядке, в поле); где растут фрукты (на дереве,  на кустике).
  • Рассмотреть на примере одного из овощей  (фруктов) процесс их развития и выращивания.
  • Кто такие овощеводы?
  • Кто такие садоводы?
  • Что люди готовят из овощей? Что люди готовят из фруктов?
  • Как убирают овощи? (выкапывают, срывают, выдёргивают, срезают)
  • Поупражняйтесь в подборе синонимов: вкусный - сочный, ароматный, аппетитный; поспевает - созревает, растёт, наливается.
  • Перечислить, что может быть: зелёным и круглым (яблоко, виноград и т.д.); красным и круглым (яблоко, смородина, помидор и т.д.); оранжевым и круглым (репа, апельсин, и т.д.).
  • Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

- Мама почистила картошку, чтобы...

- Мама помыла овощи, чтобы...

- Мама купила в магазине яблоки, чтобы...

  1. Загадки.
  2. Игры и упражнения.

  • Игра «Большой - маленький» (огурец - огурчик и т.д.)
  • Игра «Один - много» (огурец - огурцы и т.д.)
  • Игра «Что из чего?» (сок из моркови, запеканка из моркови, салат из моркови и т.д.
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Четвёртый лишний»
  • Согласование числительных с существительными: два огурца, пять огурцов и т.д.
  • Игра «Отгадай по описанию».
  • Игра «Магазин: «Овощи»
  • Игра «Вершки и корешки».
  • Составление сравнительных описаний  фруктов и овощей.

«Мой город».

1.        Беседа:

  • Как называется наш город? В честь кого он так назван?
  • Чем знаменит наш город?
  • Какие улицы города ты знаешь? Почему они так называются?
  • Какие достопримечательности есть в нашем городе?

(Рассматривание открыток и фотографий).

  • Какой транспорт можно увидеть на улицах нашего города?
  • Назовите адрес нашего детского сада? Как возникло название этой улицы?
  • Что еще находится на этой улице? (школы, магазины, жилые дома).
  • Каково благоустройство этой улицы? (дорога, переходы, освещение).
  • Назовите свой домашний адрес.

2.        Дидактические игры и упражнения:

  • «Подбери признаки и действия»:
  • улица (какая?) - красивая, зеленая, тихая, шумная, чистая;
  • улица (что делает?) - строится, озеленяется, украшается, благоустраивается;
  • дом (какой?) -
  • город (какой?) -
  • «Скажи иначе» (подбор синонимов):
  • дом - здание, постройка, сооружение, строение, хижина, хибара;

- строить - возводить, сооружать, делать, воздвигать.

  • Подбор однокоренных слов:

- город - городок, городишко, городище, городской, городовой, загородный, пригородный;

  • улица - улочка, уличный, переулок, закоулок и т.д.

                                         «Фрукты».

1.        Беседа.

  • Рассмотреть с детьми фрукты (картинки, муляжи, в натуральном виде).
  • Поговорить о том, где растут фрукты (на дереве,  на кустике).
  • Рассмотреть на примере одного фруктов процесс их развития и выращивания.
  • Кто такие садоводы?
  • Что люди готовят из фруктов?
  • Поупражняйтесь в подборе синонимов: вкусный - сочный, ароматный, аппетитный; поспевает - созревает, растёт, наливается.
  • Перечислить, что может быть: зелёным и круглым (яблоко, виноград и т.д.); красным и круглым (яблоко, смородина и т.д.); оранжевым и круглым (апельсин, абрикос и т.д.).

  1. Загадки.
  2. Игры и упражнения.

  • Игра «Большой - маленький» (яблоко – яблочко,  и т.д.)
  • Игра «Один - много» (яблоко - яблоки, и т.д.)
  • Игра «Что из чего?» (сок из яблок - яблочный, джем из слив - сливовый и т.д.)
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игра «Четвёртый лишний»
  • Согласование числительных с существительными: два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов и т.д.
  • Игра «Отгадай по описанию».
  • Игра «Магазин: «Фрукты»
  • Составление сравнительных описаний  фруктов.

 «Грибы, ягоды».

  1. Беседа.
  • Где растут грибы?
  • Где растут ягоды?
  • Назови садовые и лесные ягоды.
  • Какие вы знаете грибы съедобные и несъедобные?
  • Что может произойти, если съесть несъедобный гриб?
  • Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
  • Что можно приготовить из грибов?
  • Как их заготавливают?
  • Назовите части гриба.
  • Как называются корни грибов? (грибница);
  • Как называются люди, которые собирают грибы (грибники).
  • Что такое грибной дождь?

  1. Поупражняйтесь в подборе родственных слов:

Гриб - грибок, грибник, грибной, грибница…

Ягода - ягодка, ягодный…

  1. Игра «Назови ласково».
  • Гриб - грибок, грибочек.          
  • Сыроежка -... (сыроежечка).
  • Опёнок -... (опёночек).
  • Мухомор -... (мухоморчик).
  • Подосиновик     (подосиновичек).
  • Подберёзовик -... (подберёзовичек).
  • Ежевика…-
  • Малина…-
  • Черника…-
  • Крыжовник…-
  • Смородина…-
  • Земляника…-

  1. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».
  • Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.
  • Ягоды с веточек-…
  • В  стакан сок-…
  • Люди в лесу ягоды-…
  • Из ягод сок -…
  • Варенье (повидло, джем) из ягод -…

  1. Игра «Наоборот».

  • У белого гриба ножка толстая, а у подберёзовика (тонкая).
  • У  подосиновика  шляпка  гладкая,  а  у  мухомора (шершавая).
  • У лисички шляпка вогнутая, а у опят ... (выпуклая).
  • Крыжовник твёрдый, а  черника …(мягкая).
  • Ежевика сладкая, а смородина …(кислая).
  • Клубника крупная, а земляника…(мелкая).

«Осень. Лиственные деревья».

  1. Беседа. Назови части дерева.

Измени слова по образцу:   корень – корни,

Ствол, ветка, лист, сук, почка, цветок, плод, крона, дупло, семя, шип.

  1. Назови плоды деревьев:

  • Серёжки растут на берёзе
  • Жёлуди растут на дубе
  • Яблоки растут на яблоне
  • Крылатки растут на клёне
  • Ягоды растут на рябине
  • Шишки растут на ели, на сосне, на лиственнице.

  1. Игра «Назови ласково».

  • Тополь…-  (тополёк)
  • Берёза
  • Липа
  • Дуб
  • Рябина
  • Осина
  • Клён
  • Яблоня

  1. Подбери слова-родственники к словам БЕРЁЗА, ЛИСТ.

Большая берёза, а маленькая (что?) …берёзка.

Берёзу люди ласково называют – белая (что?)…(берёзонька).

Около дома растут белые (что?)…(берёзы).

Лес, в котором растут берёзы, называется -…(березняк).

Сок у берёзы (какой?)…(берёзовый).

Кору берёзы называют -…(береста).

Под берёзой растёт гриб -… (подберёзовик).

Большой лист, а маленький (что?)…(листок, листочек).

На деревьях шелестят (что?) - …(листья)

Осенью, когда с деревьев опадают листья, - это (что?)… (листопад).

Лес, в котором нет хвойных деревьев, называется -… (лиственный).

  1. Подумай, о каком дереве можно сказать:

  • Могучий, толстый, крепкий – это…
  • Стройная, белоствольная, кудрявая – это…
  • Раскидистая, ветвистая, плакучая – это…
  • Цветущая, пахучая, медоносная – это…

«Осень. Отлёт птиц».

  1. Расскажи, что общее у всех птиц?

(У птиц всё тело покрыто перьями, есть клюв, хвост, два крыла, две лапы.)

Вспомни, какую пользу приносят птицы.

  1. Жаворонок, иволга, соловей, цапля — это ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ.

Вспомни, почему их называют перелётными. Почему они улетают на зиму в тёплые края?

  1. Расскажи, чем питаются птицы (образование формы творительного падежа существительных)

Перелётные птицы питаются (чем?) насекомыми, червяками, ягодами;

Журавли, цапли, аисты питаются (чем?) лягушками, рыбой

  1. Измени слова по образцу: (образование множественного числа глаголов настоящего времени)

летит — летят        свистит — ...        вьёт — ...

перелетает — ...        поёт — ...        высиживает — ...

сидит — ...        чистит — ...        вылупляется — ...

скачет — ...        клюёт — ...        выкармливает — ...

прыгает — ...        поедает — ...        ухаживает — …

  1. Назови ласково: (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных)

  • Пёстрая утка — пёстренькая уточка.
  • Серая кукушка — ...  .
  • Быстрый скворец — ...  .
  • Незаметный соловей — ...  .
  • Шустрая трясогузка — ...  .
  • Важная цапля — ...  .

  1. Придумай предложения.

  • Аист, гнездо, крыша.
  • Жаворонок,  дерево,  окно.

«Россия огромная страна».

  1. Беседа.

  • Почему мы называем Россию нашим Отечеством? нашей Родиной?
  • Почему мы зовём Россию матушкой?
  • Кто является Президентом Российской Федерации?
  • Какие народы живут в России?
  • Назвать три государственных символа. (Флаг, герб, гимн)
  • Кто изображен на гербе России?
  • Какого цвета полосы на флаге России?
  • В каких случаях исполняют гимн России?
  • Почему говорят: «Москва - сердце России»?
  • Как называют людей, живущих в России?
  • Какой праздник мы отмечаем 4 ноября?
  • Расскажите кто такие  были  Козьма Минин и  князь Пожарский.

  1. Рассмотрите с детьми на иллюстрациях и в натуральном виде русские народные игрушки: матрёшки, дудки, свистульки, дымковские игрушки, фигурки из дерева.

  • Рассмотрите материал, из которого сделаны игрушки: глина, дерево, керамика.
  • Рассмотрите цвет, форму, величину, части игрушек.
  • Расскажите детям, как в них играют.
  • Побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делали народные умельцы: деревянные игрушки делали плотники, резчики по дереву, а глиняные игрушки лепили гончары.
  • Поговорите о том, чем отличается народная игрушка от современной (местом изготовления, материалом, внешним видом).

  1. Образование относительных прилагательных.
  • Игрушка из дерева – деревянная (матрёшка, дудка).
  • Игрушка из глины – глиняная (свистулька).
  • Игрушка из керамики – керамическая (куколка).

«Домашние птицы».

  1. Беседа.

Выставляются картинки с изображением домашних птиц и их семей.

  • Как можно одним словом назвать этих птиц? Почему они называются домашними?
  • Назови, какие из птиц – водоплавающие. Чем они отличаются от других домашних птиц?
  • Как вы думаете, что есть только у птиц?
  • Где живут? Какую пользу приносят домашние птицы?
  • Как за ними ухаживает человек?
  • Рассказать о профессии птичницы.
  • Рассмотреть особенности внешнего вида каждой домашней птицы.
  • Поговорить о повадках каждой птицы (например, утка ходит вперевалочку, гуси вытягивают шеи и шипят и т.д.)
  • Назвать птенцов каждой птицы.
  • Назвать семью каждой домашней птицы (например, гусь, гусыня, гусята, гусёнок и т.д.)
  • Игра «Кто как голос подаёт?»: утка – крякает, индюк болбочет и т.д.)

  1. Загадки о домашних птицах.

  1. Игры и упражнения:
  • Игра «Один – много» (утка – утки, утёнок – утята и т.д.)
  • Игра «Назови ласково» (утка – уточка, петух – петушок и т.д.)
  • Игра «У кого кто?»
  • Игра «Кто как передвигается»: утка – ходит, плавает, летает и т.д.
  • Игра «Скажи по-другому»: яйцо курицы – куриное яйцо, мясо петуха и т.д.
  • Игра «Чей? Чья? Чьё?»: клюв утки – утиный, перо гуся гусиное и т.д.
  • Игра «Узнай по описанию».

«Дикие животные»

  1. Беседа.
  • Каких диких животных, живущих в наших лесах, ты знаешь?
  • Как ты думаешь, почему этих животных называют дикими?
  • Вспомни, как дикие животные готовятся к зиме?
  • Как ты думаешь, есть ли среди диких животных полезные и вредные,

бесполезные, ненужные?

  • В народных сказках, в пословицах и поговорках часто говорится о животных. Например: «Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит». Как ты думаешь, только ли волка имеет в виду эта поговорка?
  • Какое дикое животное считают самым хитрым? Какие повадки лисы позволяют считать её хитрой?
  • А какое животное считают самым пугливым и трусливым? На самом деле, так ли труслив заяц, каковым его считают?
  • Вспомни, героями, каких сказок являются дикие животные? Попробуй рассказать одну из них.

  1. Загадки. Составление загадок о диких животных через описание их внешнего вида и повадок (использовать как можно больше определений, эпитетов).

  1. Образование сложных прилагательных:
  • У лисы тонкие лапы. Лиса какая? - Тонколапая.
  • У медведя короткий хвост. Медведь какой? - короткохвостый.
  • У волка широкий лоб. Волк какой? - широколобый.
  • У зайца длинные ноги. Заяц какой? - длинноногий
  • У белки рыжий хвост. Белка какая? - рыжехвостая.
  • У ежа короткие лапы. Ёж какой? – коротколапый

  1. Дидактические игры и упражнения.

1.        Закончи предложение:

Заяц зимой белый, а летом...

Заяц пушистый, а еж...

Еж маленький, а медведь ... Белка зимой серая, а летом...

У белки хвост длинный, а у зайца...

У лисы шерсть мягкая, а у волка...

2.        Почему в народе говорят:

  • Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
  • Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

З. Игра в слова. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, лисе, волку, медведю).        

Словарь: рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, - бегает, колючий, зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, ежонок, волчонок, неуклюжий, осторожный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок...

«Моя семья»

  1. Беседа.

  • Доскажите слово: дети, родители, бабушки и дедушки – все вместе это одна…(семья).
  • Рассмотреть картинки с изображением семьи или фотографии, принесённые детьми.
  • Сколько человек в семье каждого из вас?
  • Как зовут маму, папу, бабушек, дедушек?
  • Сколько у вас братьев и сестёр?
  • Кто из них старше вас, кто младше?
  • Кем ты являешься своим родителям? Бабушке с дедушкой? Тёте с дядей?
  • Почему каждому человеку нужна семья?
  • Чем занимаются дома ваши мамы, папы, бабушки, дедушки?
  • Надо ли помогать дома своим родителям? Как вы помогаете мамам и папам?
  • Где можно отдохнуть  и развлечься всей семьёй?
  • В какие игры можно играть вместе с родителями?
  • Какие вы знаете семейные праздники?

  1. Игры и упражнения.

  • Игра «Назови ласково»: мама – мамочка, сестра – сестрёнка и т.д.
  • Игра «Подбери признак»:

Мама (какая?) -…

Дедушка (какой?) - …

Папа (какой?) - …

Бабушка (какая?) -…

Сестра (какая?) -…

Брат (какой?) - …

  • «Скажи со словом семейный»: 

альбом - семейный альбом,

сервиз -..,

праздники -…,

обед -…,

прогулка -…,

игра -…

  • Игра «Кто старше, кто младше»

Внук – дедушка                                       Тетя – племянница

Папа – сын                                               Папа – дедушка

Сравнить, используя союз «а». Например, дядя старше, а племянник младше.

«Одежда, обувь, головные уборы»

  1. Беседа.

  • Какое сейчас время года? Какие изменения происходят в природе осенью?
  • Как начинают одеваться люди осенью? Кофта, куртка, пальто - что это? (одежда) Шапка, кепка, шляпа - что это? (головные уборы) Ботинки, сапоги, кроссовки - что это? (обувь)
  • Перечислите осеннюю обувь, осеннюю одежду, осенние головные уборы.
  • Из чего делают одежду, обувь, головные уборы?
  • Кто шьёт одежду, где её шьют. (Рассказать, что одежду шьют на швейной фабрике, в ателье по пошиву одежды. Там работают люди разных профессий - швея, закройщик, портной. Рассмотреть иллюстрации).
  • Рассмотреть альбом тканей.
  • Назвать детали одежды (воротник, карман, пуговицы, рукава и т.д.), детали обуви (каблук, шнурки и т.д.), детали головных уборов (козырёк, поля и т.д.).
  • Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

  1. Загадки об одежде, обуви, головных уборах.

  1. Игры и упражнения.

  • Игра «Один - много»
  • Игра «Назови ласково»
  • Игра «Что из чего?»: образование относительных прилагательных (куртка из кожи - кожаная, пальто из драпа - драповое и т.д.)
  • Подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя - шапка
  • мой - шарф     мои - сапоги ...
  • Игра «Подбери признак»: куртка (какая?) - красная, тёплая, короткая сапоги (какие?) - коричневые, резиновые     шарф (какой?) - шерстяной, полосатый ...; пальто (какое?) - осеннее, тёплое, драповое ...
  • Игра «Магазин»: вывешиваются разные модели одежды; чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать её (как называется, какая по цвету и материалу, какие детали есть у этой одежды, в какое время года эту одежду носят)
  • Игра «Три рейки»: разложить картинки по трём полкам - одежда, обувь, головные уборы.

«Здравствуй, зимушка – зима. Зимние забавы»

  1. Беседа:
  • Какое сейчас время года? (назови предшествующие зиме и последующие за зимой время года)
  • В какие игры дети любят играть зимой?
  • Что им нужно для зимних игр?
  • Как называется то место, где можно кататься на коньках?
  • Когда можно кататься на коньках?
  • А летом можно кататься на коньках? (Можно, но на искусственном льду или на роликовых коньках).
  • На чем еще можно кататься зимой? (На лыжах, на санках).
  • Как по-другому можно назвать санки? (Салазки, саночки).
  • Из каких частей состоят санки? (Сиденье, полозья, иногда спинка, веревка).
  • Зачем полозья спереди загнуты вверх? А зачем веревка?
  • Куда легче везти санки: с горы или на гору?
  • Любят дети, когда выпадает много снега?
  • Что делают дети из снега? (Снежки, снеговиков, горки, лабиринты и т.д.)
  • Сколько комков снега обычно уходит на постройку снеговика?
  • Почему комки разной величины? Почему внизу самый большой комок? На какую игрушку похож снеговик?
  • Какой снег лучше подходит для лепки снеговиков: сырой или сухой?
  • Как узнать, сырой снег или сухой?
  • Вспомнить и назвать зимние виды спорта.

  1. Загадки.

  1. Игры и упражнения:

  • Игра «4-й лишний». Например: санки, лыжи, скакалка, коньки,
  • Словообразование: катается на лыжах - лыжник; катается на санках - саночник; бегает на коньках - конькобежец; играет в хоккей - хоккеист; занимается фигурным катанием - фигурист,
  • Д/и «Почему так назвали?» Конькобежец (бегает на коньках), саночник и т.д.
  • Д/и «кому что нужно?» Клюшка - хоккеисту, санки -..., коньки -..., лыжи -..., шайба -…
  • Д/и «Исправь ошибку»: Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

«Домашние животные и их детёныши»

  1. Беседа.
  • Вспомнить названия домашних животных и их детёнышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними.
  • Чем питается каждое из этих животных?
  • Побеседовать о профессиях пастуха, скотника.
  • Побеседовать о том, кто где живёт: корова - в коровнике, свинья - в свинарнике и т.д.

  1. Загадки.
  2. Игры и упражнения.
  • Игра «Кто как голос подаёт?»: кошка - мяукает, собака - лает и т.д.
  • Игра «У кого кто?»: у кошки - котята, у собаки - щенята и т.д.
  • Игра «Кто чем питается?» (творительный падеж существительных): кошка - молоком, корова - травой и т.д.
  • Игра «Кто как ест?»: корова - жуёт, собака - грызёт, кошка - лакает.
  • Игра «Назови ласково»: кошка - кошечка, собака - собачка и т.д.
  • Игра «Один - много»: кошка - кошки, собака - собаки и т.д.
  • Игра «Назови семью»: кот, кошка, котёнок; конь, лошадь, жеребёнок; пёс, собака, щенок; бык, корова, телёнок; боров, свинья, поросёнок; баран, овца, ягнёнок; козёл, коза, козлёнок.
  • Образование существительных с помощью суффикса «-ищ»: у кошки -усы, у котёнка - усики, а у кота - усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).
  • Образование притяжательных прилагательных: конура собаки чья? -собачья; копыта коровы чья? - коровьи; борода козы чья? - козья и т.д.
  • Образование сложных прилагательных: у коровы длинный хвост - корова длиннохвостая; у быка острые рога - бык остророгий; у кролика длинные уши - кролик длинноухий и т.д.

«Хвойные деревья»

  1. Беседа.
  • Хвойные деревья: кедр, пихта, лиственница, ель, сосна; Почему эти деревья называются хвойными? Вечнозелеными?
  • В чем сходство ели и сосны? Чем отличаются ель и сосна? Как называются ветви ели? (Лапы)
  • Как называется труднопроходимый лес, состоящий из разных хвойных деревьев? (Тайга)
  • Почему у деревьев образуется конусообразная крона? (Для того чтобы снег сползал по веткам вниз и не ломал их)
  • Как называется лес, состоящий из одних елей? (ельник), из одних сосен? (сосновый бор)
  • Почему летом в Тайге сумрачно?
  • Для кого пищей является большое количество шишек? (Белки, бурундуки, дятлы, клесты)
  • Почему лес - наше богатство?

  1. Подобрать родственные слова.

Ель - елка, елочка, еловый, ельник; сосна -… и т.д.

  1. Игры и упражнения
  • Д/игра «Назови - какой» (образование относительных прилагательных)

Лес (какой?) - еловый, сосновый, кедровый,...

Шишка (какая?) -…

Иголки (какие?) -…

  • Д/игра «Подбери признак к придмету»

 Ель (какая?) -...

Сосна (какая?) -...

  • Игра «Четвёртый лишний».

Дуб, береза, осина, лиственница.

Кедр, липа, сосна, ель.

  1. Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

«Зимующие птицы»

  1. Беседа.
  • Какое сейчас время года? Назовите приметы зимы.
  • Все ли птицы улетели в тёплые края?
  • Какие птицы остаются с нами зимовать? Почему они называются зимующими?
  • Назовите зимующих птиц.
  • Какие трудности испытывают зимой зимующие птицы?
  • Как и чем они кормятся зимой?
  • Что новое появляется в их повадках в зимнюю стужу?
  • Как помогают им, заботятся о них?
  • Как можно помочь птицам зимой?
  • Кто из вас подкармливает птиц зимой?
  • Почему надо обязательно помогать им?
  • Какую пользу приносят птицы?

  1. Загадки.

  1. Образование сложных прилагательных:
  • У сороки белые бока - белобокая сорока,
  • У снегиря красная грудь -
  • У воробья короткие лапы -
  • У вороны длинный клюв -
  • У дятла красная голова -
  • У синицы жёлтая грудь –

4.        Дать характеристику птице:

«У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер:

  • у синицы? (юркая, весёлая, умная, шустрая и т.д.)
  • у снегиря? (ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.)
  • у воробья9 (драчливый, весёлый, удалой, боевой и т.д.)

5.        Дидактические игры.

  • «Чей клюв? Чьё крыло?» (у вороны - вороний клюв, воронье крыло; у воробья - воробьиный клюв, воробьиное крыло и т.д.)
  • «Доскажи словечко» (приставочные глаголы): синица с ёлки…(улетела).Синица в кормушку…Синица вокруг кормушки…синица с ветки на ветку…Синица в дупло…
  • Образование сложных прилагательных: у сороки белые бока – белобокая, у снегиря красная грудь -…, у воробья короткие лапы -…, у вороны длинный клюв -…, у дятла красная голова -…, у синицы жёлтая грудь -…

«Транспорт»

1.        Беседа.

  • Для чего нужен транспорт?
  • Какие виды транспорта вы знаете?
  • Как вы думаете, от чего зависит название транспорта?
  • Как называется транспорт для перевозки пассажиров? (пассажирский)
  • Назовите профессии людей, которые водят машины (водитель, шофер), поезда и электрички (машинист), проверяют билеты у пассажиров (контролёр).
  • Какие бывают виды поездов? (Скорый, пассажирский, товарный, почтовый).
  • Где оставляют на хранение автомобили? (Автостоянка, гараж), поезда и электрички (в депо).
  • Назовите виды водного транспорта (корабль, лодка, яхта, катер, подводная лодка, пароход,…)
  • Кто управляет кораблем? (Капитан). Кто еще там работает? (Матросы)
  • Как называется место, куда приплывают корабли? (Порт). Для чего нужен маяк? Для чего нужны паруса, спасательный круг  и якорь?
  • Где можно встретить водный транспорт? (В море…)
  • Для чего нужен воздушный транспорт?
  • Кто управляет самолетом? (Пилот)
  • Кто ещё работает, летает на самолете? (Летчики, стюардессы, механики).
  • Как называется команда летчиков? (экипаж)
  • Для чего нужны парашюты?
  • Где приземляются самолеты? (аэропорт, аэродром)
  • Что есть у самолета, но нет у вертолёта? (крылья)
  • Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, трап, шасси).
  • Как надо переходить улицы? (По пешеходному переходу,… светофор).
  1. Загадки о транспорте.
  2. Игры и упражнения:
  • Образование сложных слов: сам летает - самолет; сам сваливает -самосвал; сам катится - самокат; молоко возит - молоковоз; бензин возит - бензовоз; по луне ходит - луноход; при помощи пара возит - паровоз; при помощи тепла возит - тепловоз; при помощи пара ходит - пароход.
  • Д/и «Четвёртый  лишний»
  • Сравнение видов транспорта: такси и электричка, автобус и трамвай, самолет и вертолет и т.д.
  • Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

«Посуда. Продукты питания»

  1. Беседа.
  • Какие хлебные продукты вы знаете? Где покупают хлеб?
  • Из чего их выпекают? Из чего замешивают тесто? Из чего получают муку?
  • Какие молочные продукты вы знаете? Где их покупают?
  • Из чего их делают? Какие домашние животные делают молоко? Где изготавливают молочные продукты?
  • Какие молочные продукты добавляют в кашу?
  • Из каких молочных продуктов делают сырники? Мороженое?
  • Какое молоко подходит для человека?
  • Как называется лошадиное молоко?
  • Какие вы знаете мясные продукты? Где их можно купить?
  • Из чего их готовят? От каких домашних животных получают мясо? Где изготовляют мясные продукты? Как готовят мясо?
  • Для чего нужна посуда?
  • Из какой посуды едят и пьют?
  • Какие вы знаете столовые приборы?
  • Что есть у чайника и нет у чашки? (Носик, крышка)
  • Чем отличается чашка и ваза?
  • Для чего надо тщательно мыть посуду?
  • Когда завтракают? Обедают? Ужинают?

  1. Дидактические игры и упражнения.
  • Д/игра «Один - много»

Бублик -

Пряник -

Булочка -

Батон -

Торт -

Колбаса -

  • Д/игра «Скажи ласково»

Бублик -                                 котлета -

Пряник -                                сосиска -

Булка -                                  сарделька -  

Молоко -                                колбаса -

Творог -                                  кефир -

Сметана -                               хлеб -

  • Д/упражнение «Назови продукты со словом «много»

Молоко -

Творог -                              

Сарделька -

Кефир -                                  

Колбаса -

Сметана -                              

 Сосиска -

Тесто -                                    

Фрикаделька -

Котлета -

«Бытовая техника»

  1. Беседа. Рассмотреть с детьми картинки с бытовой техникой, электроприборами.
  • Что такое бытовые электроприборы?
  • Какую работу выполняют бытовые электроприборы?
  • Чем питаются бытовые электроприборы?
  • Можно ли электричество увидеть глазами?
  • Что значит включить прибор в сеть?
  • Чего нельзя делать при обращении с бытовой техникой, электроприборами. (нельзя засовывать в розетку посторонние предметы, нельзя трогать включённые электроприборы мокрыми руками, протирать влажной тряпкой, нельзя оставлять включённые электроприборы без присмотра).

2. Загадки о  бытовой технике.

3. Дидактические игры и упражнения.

  • Игра «Назови ласково»

Телефон – телефончик, холодильник -, пылесос -, утюг -, магнитофон - , и т.д.

  • Игра «Сосчитай» с цифрами 1, 2, 5

Один холодильник, два холодильника, пять холодильников и т.д.

пылесос,  стиральная машинка, микроволновка, телевизор, компьютер и т.д.

  • Игра «Закончи предложение»

Мама стирает бельё в …(стиральной машине)

Папа пылесосит ковёр …(пылесосом)

Сестра гладит одежду …(утюгом)

Бабушка на кухне достаёт продукты из …(холодильника)

Все дела сделаны, можно отдохнуть и посмотреть …(телевизор), послушать … (радио), поговорить по… (телефону).

  • Игра «Назови пару»

Телефон - ухо, телевизор - …(радио, антенна, глаз).

  • Игра «Назови родственные слова»

Телефон – телефончик, телефонный, телефонистка, телефонист, телефонировать, телефонограмма и т.д.

«Мебель»

  1. Беседа.
  • Рассмотреть и назвать части мебели.
  • Из чего делают мебель?
  • Где изготавливают мебель?
  • Где ее покупают?
  • Люди, каких профессий принимают участие в изготовлении мебели.
  • Для чего нужен каждый предмет мебели в гостиной? (Кресло, чтобы сидеть; ...)
  • Что хранят в шкафах?
  • Какие бывают столы?
  • Кто такой столяр? - человек, который делает мебель.
  • Что такое гарнитур? - комплект мебели для комнаты
  • Что называют мягкой мебелью, почему её так называют?
  • Может ли быть у стола две ножки?
  • Почему ножки у стола одинаковой высоты?
  • Чем отличается стул и кресло? Диван и кровать?
  • Чем отличаются предметы мебели от электрических приборов?

  1. Загадки о мебели.
  2. Игры и упражнения.

  • Подобрать родственные слова

Стол - столешница, столовый, столоваться, столик, настольная (лампа).

  • Д/игра «Назови, какой...» (образование относительных прилагательных).

 - Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

 - Кровать  из железа...

 - Диван сделан из кожи...

 - Стул сделан из пластмассы...

  • Составить предложения со словом "стол", употребляя "маленькие" слова (предлоги):

в, на, под, у, за, из, к, между.

  • Пересчитать различные виды мебели (согласование числительных с существительными): один стул – два стула – пять стульев.

«День защитников Отечества. Военные профессии»

  1. Беседа.
  • Назовите праздничную дату февраля.
  • Какой праздник отмечается 23 февраля?
  • Что значит слово Отечество? Какими другими словами можно его заменить? (Родина, Отчизна).
  • Кто защищает наше Отечество?
  • Кого мы поздравляем в день защитника Отечества?
  • Почему мы поздравляем дедушек, пап, мальчиков и всех мужчин?
  • Почему день защитников Отечества отмечается именно 23 февраля?
  • Кто проходит службу в Российской армии? (Солдаты)
  • Чему их обучают в армии? (Военному делу и мастерству)
  • Кто их обучает военному делу? (Офицеры)
  • Какие рода войск вы знаете? (Пехота, артиллерия, танковые, пограничные, воздушно-десантные войска, ракетно-зенитные войска и т.д.)
  • Какие военные профессии вы знаете? (Лётчики, танкисты, ракетчики, пограничники...)
  • Какую военную технику вы знаете?

  1. Игры и упражнения.
  • «Объясни словечко»: пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище
  • Д/игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?)- смелый, храбрый, отважный…
  • Д/игра «Сосчитай» (согласование числительных с прилагательными и существительными: один лёгкий танк; одна подводная лодка и т.д.)
  • «Назови, кто это?» (упражнять в образовании и употреблении существительных: управляет вертолётом – вертолётчик; аналогично: танкист, пехотинец, артиллерист, моряк, десантник, парашютист, ракетчик, подводник, связист, пограничник, радист).
  •  «Исправь предложения» (развитие словесно-логического мышления, усвоение связи слов в простых распространённых и сложных предложениях)

 - Вертолётчик поднял вертолёт в воздух и завёл мотор.

 - Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

 - Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе.

 - Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

«Зима (обобщение)»

  1. Беседа.

  • Вспомнить названия времён года.
  • Назовите зимние месяцы.
  • Какие изменения происходят зимой в живой и неживой природе? (солнце, небо, деревья, земля, водоёмы).
  • Что лежит на крышах домов и на улице?
  • Что происходит с водой в реках, озерах, прудах?
  • Как живется зверям и птицам зимой? Как человек помогает зимующим птицам?
  • Чем питаются синицы и снегири?
  • Отгадать загадку:

          «Одеяло бело, всю землю одело».

  • Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?
  • Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает?
  • Что надевают люди зимой?
  • Какие вы знаете зимние игры и развлечения?
  • Назовите зимние праздники.
  • У какой птицы в январе появляются птенцы?
  • Что такое оттепель?
  • Назовите зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь.
  • Назовите зимние развлечения детей.
  • Объясните значение пословиц:
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает;
  • В феврале зима с весной встречается.

  1. Загадки.

  1. Игры и упражнения:

  • «Какой? Какая? Какое? Какие?» (подбор признаков к словам: ЗИМА, СНЕГ, ЛЁД, СНЕЖИНКА и др.)
  • «Чего не бывает зимой?» (закрепление признаков зимы, усвоение категории родительного падежа существительных)
  • «Зимние забавы» (употребление приставочных глаголов: на-,  за-,  от-, пере-, у-,  объ-ехал; от-, за-, у-, при-, пере-катился; закрепление употребления пространственных предлогов)
  • «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления; согласование числительных с существительными)

 У Светы одни санки, а у двойняшек (двое санок). У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары (лыж). У Светы одни коньки, а у двойняшек (две пары коньков).

«8 Марта. Женские профессии»

  1. Беседа.

  • Назовите, какой сейчас месяц? Какое время года начинается в марте?
  • Перечислите весенние месяцы.
  • Какой праздник отмечают 8 Марта?
  • Кого поздравляют в этот день?
  • Какие женские профессии вы знаете?
  • Какая профессия у твоей мамы?
  • Люди, каких профессий работают в садике?
  • Какие женские профессии вы знаете?
  • Какие бы слова поздравления ты бы сказал своей маме, бабушке и другим женщинам?

  1. Загадки (о профессиях).

  1. Игры и упражнения.

  • Д/игра «Подбери признак»:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая…

  • Д/игра «Назови женскую профессию» (словообразование)

Повар – повариха           Портной – портниха

Учитель –                        Воспитатель-

Художник –                     Певец –

Скрипач –                        Пианист –

Продавец –

  • Д/игра «Помощник» (Изменение глаголов по временам).

Я мою. Я буду мыть пол. Я вымыла пол.

Я стираю бельё.

Я глажу вещи.

  1. Составить рассказ: «Мамина работа»

«Комнатные растения»

  1. Беседа.

  • Рассмотри комнатные растения. Назови их части.
  • Объясни, почему эти растения называют комнатными.
  • В чём растут комнатные растения.
  • Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения.
  • Расскажи, как нужно ухаживать за комнатными растениями.
  • Как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером.
  • Вспомнить, какие комнатные растения есть дома.

  1. Загадки.

  1. Игры и упражнения.

  • «Назови ласково»: фиалка – фиалочка,

Растение                                    земля

Герань                                       кактус

Папоротник                               корень

Стебель                                      лист

Бутон                                         лепесток

Цветок                                       отросток

Черенок                                     вода

  • «Один – много»

  • «Подумай, о чём можно сказать» (уточнение связи глаголов с существительными)

Сажать (что?) -…                        Рыхлить -

Поливать -                                  Протирать -

Пересаживать -                           Обрезать -

 «Весна. Приметы весны»

  1. Беседа.
  • Вспомнить и назвать времена года.
  • Уточнить последовательность смены времён года.
  • Какое время года сейчас. Когда наступает весна?
  • Назовите весенние месяцы.
  • Перечислите признаки весны в городе, в лесу, в полях, в жизни зверей и птиц.
  • Какая погода бывает весной? Что означает выражение «весеннее настроение»?
  • Какие птицы прилетают первыми?
  • Какие цветы зацветают первыми?
  • Что надевают люди весной? Почему?
  • Что такое оттепель, проталина, капель, посевная, саженцы?
  • Откуда возникают ручейки?
  • Чем поздняя весна отличается от ранней?
  • Как река просыпается ото сна? (Лед трескается, и по реке идут большие льдины. Это ледоход)
  • Как просыпаются растения? (Они напиваются тёплой водой, их припекает весеннее солнышко; почки набухают и раскрываются зелеными листочками)
  • Почему вода называется талой?
  • Кто из зверей просыпается от зимней спячки?
  • Чем пахнет весна?
  • Каким бывает весеннее небо, весеннее солнце, весенняя трава?
  • Какие птицы танцуют весной? (Журавли)

  1. Игры и упражнения.
  • «Подбери слова» (подбор слов-действий и признаков к существительным.)

Весна что делает? – приходит, наступает, шагает…;

Весна какая? – ранняя, поздняя, дружная, звонкая, холодная, цветущая…;  

Снег – тает, чернеет.., рыхлый, тёмный, мокрый…;

Солнце – светит, греет…, ласковое, весеннее, яркое…

  •  «Исправь ошибку» (употребление сложноподчинённых предложений с союзом  потому что;  установление причинно-следственных связей).  

Примеры: Засветило солнышко, потому что стало тепло. Тает снег, потому что текут ручьи. Пришла весна, потому что прилетели грачи.)

  • «Сосчитай до пяти» 

Примеры: один звонкий ручеёк, два …, три …, пять..; Одна душистая мимоза…; Один нежный подснежник …

  • «Закончи предложение» (употребление сравнительной степени прилагательных).

Солнце светит ярко, а будет светить ещё … (ярче).

Снег таял быстро, а будет таять ещё … .

День длинный, а станет ещё … .

Небо высокое, а станет ещё … .

Ветер тёплый, а станет ещё … .

«Прилёт птиц»

  1. Беседа.
  • Каких перелётных птиц вы знаете?
  • Когда начинают возвращаться из тёплых краёв перелётные птицы?
  • Почему перелётные птицы возвращаются к нам из тёплых краёв?
  • Что начинают делать птицы, возвратившись из дальних краёв? (вить гнёзда, выводить птенцов)
  • Все ли перелётные птицы сами себе строят гнёзда?
  • Где выводят птенцов скворцы?
  • Кто строит скворечники для скворцов?
  • Куда откладывают яйца кукушки?
  • Чем нас радуют птицы весной?

  1. Загадки.
  2. Игры и упражнения.

  • Как называется стая лебедей - лебединая, журавлей, уток...

  • Дидактическое упражнение «Объяснялки»: водоплавающие, насекомоядные (птицы). Объясните пословицу: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

  •  «Назови птенца» (у грача – грачонок; грачата; у кукушки кукушонок, кукушата и т.д.).

  • Дидактическая игра «Чьи крылья?» (образование и употребление в речи притяжательных прилагательных: утиные, лебединые и т.д.).

  • Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).

Грач вылетел… гнезда.

Грач прилетел… гнездо.

Грач подлетел … гнезду.

Грач кружится… гнездом.

Грач сел … ветку.

Грач ходит… пашне.

«Школа, школьные принадлежности»

  1. Беседа.
  • Зачем дети ходят в школу?
  • В какое время года дети начинают учиться?
  • Кто учит детей в школе?
  • Какие уроки дети посещают в школе?
  • Как называют детей, которые ходят в школу?
  • Как школьник узнаёт, хорошо он учится или плохо?
  • Назовите хорошие и плохие оценки.
  • Куда учитель ставит оценки?
  • Что школьники кладут в пенал, в портфель?
  • Как называются книги, по которым учатся дети?
  • Пенал, линейка, учебник, тетрадь – как всё это назовём одним словом?
  • Что ежедневно школьники делают дома после уроков? (домашнее задание)

  1. Загадки.

  1. Дидактические игры и упражнения.

  • «Помоги Незнайке собрать ранец» (уточнение и расширение словаря; упражнение в составлении сложноподчинённых предложений.

Примеры:  «Кукла лишняя, потому что это игрушка, а игрушки в школе не нужны». «Лишняя машинка, потому что это игрушка, а всё остальное – школьные принадлежности».

  • «Подбери родственные слова» 

Примеры: ученик – учёба – учебник – учебный - учитель – учить – учёный;  

школа – школьник – школьная, школьница, школяр  и т.д.

  • «Закончи предложение» (упражнение в употреблении сравнительной степени прилагательных)

Примеры: «В детском саду интересно, а в школе ещё… интереснее»;  хорошо – лучше;  просторно – просторнее; замечательно – замечательнее).

  • «Что в портфеле у Буратино?» (упражнение в согласовании числительных и прилагательных с существительными.  

Примеры:  У Буратино в портфеле 2 новых учебника.

Подумай над значением пословиц и поговорок:

  • Ученье - путь к уменью.
  • Ученье - свет, неученье - тьма.
  • Учи других - и сам поймёшь.
  • Не выучит школа, выучит охота.

«Рыбы»

  1. Беседа.
  • Где живут рыбы?
  • Рыбы, живущие в море – морские, в реке - …, в озере - …, в аквариуме -…
  • Чем питаются рыбы?
  • Чем покрыто тело у рыб?
  • Назови части тела рыбы.
  • Обратить внимание на форму тела рыбы (капелькой). Объяснить, почему природа создала их такими.
  • Как называются детёныши рыб? (мальки)
  • Из чего они выводятся? (из икринок)
  • Какие звери и птицы питаются рыбой? (медведи, лисы, кошки, чайки, пингвины, пеликаны и т.д.)
  • Дельфины и киты – это рыбы или морские животные?
  • Как называется человек, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов)
  • Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, сачком)
  • Как ухаживают за аквариумными рыбками? (кормят, чистят аквариум, меняют воду)
  • Объяснить детям, почему так говорят: «Молчит, как рыба»

  1. Загадки.
  2. Дидактические игры и упражнения.

  • «Подбери словечко» (подбор глаголов к слову «рыба»: ловить, чистить, мыть, коптить, вялить, жарить, потрошить и т.д.)

  • «Великаны» (употребление существительных с увеличительными суффиксами  -ище, -ища: пескарище, окунище, ершище, сомище, акулища, крабище, рыбища и т.д.)

  • «В гостях у Гномика» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: плотвичка, сомик, крабик, окунёк, селёдочка, медузка и т.д.)

  •  «Рыболов» (согласование числительных с прилагательными и существительными: Рыболов поймал две огромные щуки, пять маленьких плотвичек, одного колючего ерша).

  • «Чей плавник? Чьё туловище?»

У щуки – щучий плавник, щучье туловище, глаза, хвост, зубы.

У акулы – акулий плавник, акулье туловище.

«Космос»

  1. Беседа.

  • Зачем люди отправляются в Космос?
  • Кто первым полетел в космос?
  • Кого называют космонавтами?
  • Когда космонавты надевают космические скафандры? Зачем?
  • Почему космонавты пристёгиваются в своих постелях?
  • Для чего необходимы космические ракеты?
  • Фамилии, каких космонавтов вам известны?
  • Объясните значение слов: взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

  1. Загадки.
  2. Дидактические игры и упражнения.

  • «Употреби словосочетание в нужной форме»

Кто? – Российский космонавт.

Нет кого?...

Обращаться к кому?...

Видеть кого?...

Гордиться кем?...

Рассказать о ком?...

  • «Измени по образцу»

Звезда – много звезд.

Спутник –...

Корабль –...

Космонавт –...

Ракета –...

  • «Сосчитай до пяти»:  один искусственный спутник, два …, пять …;  одно яркое созвездие…; одна космическая станция…

  • «Скажи наоборот»: далеко – близко,  высоко -…,  темно - …,  ярко - …,  тесно - …, улететь - …, взлетать - …

  • «Где какой?»: на Земле – земной,  на Луне - …,  на Солнце - …,  на Марсе - …, в космосе - …,   на звезде - …

  • «Собери предложение»

Астроном, звездами, за, наблюдает.

Луна, спутник, это, Земли.

Космонавт, открытый, в, вышел, космос.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.  

Земля, меньше, Луна.  

Земля, Луна, спутник, это.  

Космическая, облетать, станция, Земля, вокруг.  

«Животные жарких стран»

  1. Беседа.
  • Назовите животных жарких стран. (Жираф, бегемот, зебра, дикобраз, слон, лев, тигр, леопард, кенгуру, верблюд, носорог).
  • Кто из них живёт на земле, на деревьях, в воде?
  • Какие птицы живут в жарких странах?
  • Чем питается обезьяна, попугай, верблюд, жираф?
  • Почему носорога так называют?
  • Кто из этих животных приносит пользу людям? (Верблюд, слон)
  • Для чего тело черепахи и носорога покрыто прочным панцирем?
  • Что позволит льву быть незаметным среди жёлтой, сухой травы? (Цвет шерсти)
  • Почему льву важно быть незаметным? (Он хищник, он выслеживает добычу)
  • На кого охотятся львицы?
  • Что помогает зебре защищаться? (Копыта)
  • Что бы произошло, если бы исчезли все хищники?
  • Какое самое высокое животное на Земле? (Жираф)
  • Почему зебры, антилопы, страусы, газели пасутся рядом с жирафом?
  • Какая самая крупная птица в мире живёт в Африке? (Страус)
  • Осмелится ли лев напасть на слона?
  • Что делает слон хоботом?
  • Что такое водопой?
  • Кто из животных жарких стран, является хищником? Почему? 

  1. Загадки.
  2. Дидактические игры и упражнения.

  • «Назови детенышей»

У жирафов –...

У черепах –...

У верблюдов –...

У кенгуру –...

У львов –...

  • «Сосчитай до пяти»

Одна ловкая обезьяна – две ловкие обезьяны, ...

Один африканский слон –...

Один грозный лев –...

Одна старая черепаха –...

  • «Назови ласково»

Бегемот – бегемотик

Обезьяна –...

Слон –...

Крокодил –...

Черепаха –...

Попугай –...

Беседа «Животные холодных стран».

  1. Беседа.

  • Назови животных, которые живут в холодных странах. (Белый медведь, песец, морж, северный олень, кит, нерпа)
  • В какой части света находятся холодные страны? (на Севере)
  • Какая погода на севере? (снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели).
  • Почему животным, живущим там, не холодно?
  • Чем питаются эти животные?
  • Как они добывают себе корм?
  • Каких морских птиц, живущих в Антарктиде вы знаете? (Пингвины)
  • Чем питается белый медведь во льдах?
  • Чем питаются моржи и тюлени?

  1. Загадки.
  1. Игры и упражнения:

  • Д/игра «Подбери признак» образование сложных прилагательных:

у медведя толстые лапы. Медведь какой? - Толстолапый;

у медведя короткие уши. Медведь какой? -...;

у медведя длинная шерсть. Медведь какой? -

у моржа длинные усы. Морж какой? - ...;

у оленя длинные рога. Олень какой? - ...;

у песца острые зубы. Песец какой? - ...

образование притяжательных прилагательных:
рога оленя. Чьи рога? - Оленьи;

шкура медведя. Чья шкура? - ...; хвост песца. Чей хвост? - ...; клыки моржа. Чьи клыки? - ...; ласты тюленя. Чьи ласты? - ...

  • «Узнай животного по описанию» (взрослый рассказывает о животном, а
    дети по характерным признакам его узнают и называют)

  • Д/игра «Медведи» (По ролям)

Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

  • Где ты живешь? – В лесу.
  • А я на Севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? – Коричневого.
  • А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.
  • Ятоже рыбу, а ещё тюленей.Что ты делаешгь зимой? – Сплю в берлоге.
  • А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

«Праздник весны и труда (инструменты)»

1.Беседа.

  • Какие рабочие инструменты вы знаете? Людям, каких профессий они нужны?

 (Слесарю, плотнику, столяру, строителю)

  • Какие инструменты нужны парикмахеру?

Врачу? Художнику? Инженеру? Милиционеру? Портнихе? Повару?

  • Люди, каких профессий работают в белых халатах?
  • Каму в работе нужен компас? (Лётчику, моряку, военному, путешественнику) Указка? (Учителю, воспитателю, экскурсоводу)
  • Представите, что вдруг исчезли все воспитатели. Что бы тогда произошло? Пожарные? Строители?
  • Какие рабочие инструменты могут понадобиться, чтобы починить табуретку?
  • Из чего делают рабочие инструменты? (Из металла)
  • Почему их делают из металла? (Чтобы они были прочными)
  • Что было бы, если молоток был бы из стекла, пила из дерева, отвёртка из пластмассы, клещи из картона?
  • Какие садовые инструменты вы знаете?

  1. Загадки.
  2. Дидактические игры и упражнения.

  • «Какие бывают инструменты» (образование относительных прилагательных)

инструменты у медика – медицинские.

У швеи,

у музыканта,

у столяра,

у слесаря,

у строителя,

у садовника,

у чертёжника,

у замерщика.

  • Д/упражнение «Исправь ошибку»:

Садовник – это тот, кто работает в детском саду.

Секретарь – собирает секреты.

Уборщица – делает головные уборы.

Механик – шьет одежду из меха.

Столяр – делает столы.

Плотник – плоты.

Водитель – водит на экскурсии.

Машинист управляет машиной.

  • «Подумай, о чём можно сказать?» (уточнение связи глаголов с существительными).

Рубят (чем?)

Забивают

Откручивают

Сверлят

Пилят

Строгают

Копают (чем?)

Сгребают

Поливают

Косят

Режут

Прокалывают

Шьют (чем?)

Красят

Чертят

Измеряют

Пишут

Рисуют.

«День Победы»

1. Беседа.

  • Назовите праздничную дату мая.
  • Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
  • «День Победы – это праздник со слезами на глазах». Как вы объясните эти слова песни.
  • Кто защищал нашу родину в годы Великой Отечественной Войны? Почему война называется Великая Отечественная? (весь народ от мала до велика встал на защиту Отечества).
  • С кем воевали ваши дедушки и прадедушки?
  • Как они защищали нашу Родину?
  • Кто такие партизаны? Разведчики? Снайперы?
  • Что такое «подвиг»? (смелый, отважный, хороший поступок)
  • Как называют человека, совершившего подвиг? (герой)
  • Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?
  • Как награждают отличившихся на войне солдат? (орденами, медалями, отпуском домой)

  • Объясните пословицы, как вы их понимаете:

Мир строит, а война разрушает

Храбрый побеждает, трус погибает

Смелость города берёт

Один за всех и все за одного

2. Дидактические игры и упражнения.

1. Игра «Скажи наоборот»

Смелый – трусливый, мир - …(война), трусость - …(храбрость), мириться - …(сориться), друг - …(враг)

2. Придумай родственные слова к слову

Герой – (героический, геройский и т.д.)

Защита – (защитник, защищать, защищенный и т.д.)

3. Игра «Скажи иначе»

Солдат – (боец, воин, служащий)

Смелый – (храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный, героический)

Сражаться – (воевать, биться, драться, бороться)

«Насекомые»

1. Беседа.

  • Каких насекомых вы знаете?
  • Кто из них ползает, летает, прыгает?
  • Какие насекомые приносят пользу людям, а какие вред?
  • Чем питаются насекомые?
  • Назовите части тела насекомых?
  • Как долго живут насекомые?
  • Куда они прячутся зимой?
  • Какие вы знаете сказки, басни и стихи о насекомых? («Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Стрекоза и муравей»)
  • Почему насекомые легко прячутся?
  • Где дом у бабочки? У муравья? У пчелы?
  • Чем похожи бабочка и божья коровка? Чем отличаются?
  • Что одинакового у муравья и пчелы?
  • Чем питаются муравей и шмель? (Муравей - насекомыми, личинками, тлями, а шмель – нектаром и пыльцой)
  • Чем питаются бабочка и стрекоза? (Бабочка – нектаром цветов и пыльцой, стрекоза - насекомыми)
  • Где уши у комара и у кузнечика? (У комара - в усах, у кузнечика – на голенях передних ног)

2. Загадки

3. Игр и упражнения.

  • Д/упражнение «Скажи ласково»

Стрекоза –

Жук –

Таракан –

Муравей –

Комар –

Паук –

Пчела –

  • Д/упражнение «Один, два, пять»

Стрекоза – одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз;

Муха –

Бабочка –

Муравей –

Оса –

Сверчок –

Светлячок –

  • Д/упражнение «Кто как голос подает?» 

- Какие насекомые жужжат? (Жуки, пчёлы, шмели, мухи, стрекозы, осы)

- Пищат? (Комары) Стрекочут? (Кузнечики, сверчки)

- Какой звуке издает комар (писк), пчела (жужжание), кузнечик (стрекотание), бабочка (никакого).

  • Д/упражнение «Один – много»: Комар – комары

Пчелы –

Оса –

Сверчок –

Муравей-

«Поздняя весна. Обобщение»

1. Беседа.

  • Какое сейчас время года?
  • Вспомни названия всех весенних месяцев.
  • Какие изменения произошли в живой и неживой природе?
  • Какая сейчас погода?
  • Как люди одеваются весной?
  • Расскажи о весенних полевых работах.
  • Вспомни названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной.
  • Расскажи о том, как звери просыпаются после зимней спячки.

  

2. Дидактические игр и упражнения.

  

  • Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)

Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

  

  • Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (на развитие логического мышления).

Бывает ли такое весной? дети катаются на санках; тает снег; колхозники убирают урожай; по дорожкам бегут ручейки; на деревьях распускаются почки; дети купаются и загорают; прилетели перелетные птицы; дети пускают кораблики.

  

  • Упражнение «Подбери и назови»

Подобрать родственные слова: трава - травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... .

  

Подобрать предметы к признакам: весенний – день, ветер, ..., весенняя – гроза, ..., весеннее – солнышко, ..., весенние – дни, ... .

  

Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

  

  • Выучить пословицу о весне, объяснить ее значение.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Прослушать рассказ. Талая вода.

     Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает. Текут ручейки. Много воды. Радуются дети — можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья — они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи — в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи. Они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: «Весна пришла!»

Ответить на вопросы: После какого времени года наступает весна?

  • Что делает солнышко?
  • Что происходит со снегом?
  • Кому нужна талая вода?
  • Чему радуются дети?
  • Для чего нужна вода деревьям?
  • Почему радуются грачи?
  • Зачем грачам червяки?
  • Кто купается в лужах?

                                  Пересказать рассказ.

«Лето. Полевые цветы»

1. Беседа.

  • Какие изменения произошли в природе?
  • Какие цветы расцветают весной первыми?
  • Как ещё можно назвать первые весенние цветы? (первоцветы)
  • Что нужно первым весенним цветам для жизни?
  • Какие цветы нельзя собирать? Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.
  • Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2. Загадки (составление описательных загадок по схематичному плану)

3. Дидактические игры и упражнения.

 

  • Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Лепесток — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

  • «Что лишнее?» (развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления)

Примерные цепочки слов: 

роза, гладиолус, одуванчик, астра;

бутон, ромашка, стебель, лист;

василёк, лютик, букет, незабудка.

  • «Закончи предложение» (уточнить, расширить глагольный словарь детей. Образец. На лугу цветы (что делают?) – растут, цветут, засыхают, пахнут и т.д.).

 «Какой? Какая? Какие?» (упражнять в образовании относительных прилагательных и их согласовании с существительными).

 луг – луговой, поле – полевой, лес – лесной, сад – садовый;

 букет из ромашек – ромашковый, из васильков – васильковый.

 «Собери слова» (упражнять в образовании сложных слов способом словосложения)

Лексика: садовод, цветовод, подснежник, первоцвет.

 «Предложение рассыпалось» (упражнять в составлении предложений из отдельных слов; закреплять правильное употребление предложно-падежных конструкций. Образец: Дети, венок, цветы, полевые, из, сплести – Дети сплели венок из полевых цветов). Развитие связной речи:

  1. Заучивание стихотворения по теме (по выбору). Составление - описательных рассказов о цветах по схематичному плану.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ в старшей группе

Предлагаю подборку стихов по лексическим темам для еженедельного заучивания с детьми в группе или с родителями дома. Практически все стихи взяты из книги "Разговорчивые" стихи в помощь логопеду. В сбо...

Совместная деятельность с детьми по лексической теме: "Транспорт"

Совместная деятельность с детьми по лексической теме: "Транспорт"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по лексической теме «Птицы».

Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности  с  детьми  по  лексической  теме  "Птицы"....

картотека бесед с детьми по лексическим темам

картотека разработанных вопросов для бесед с детьми по закреплению лесического материала в группе компенсирующей направленности для детей с тнр...

Беседы с детьми по лексической теме "Зимушка- зима"

Это домашнее задание родителям для закрепления лексического матерниала по теме недели....

БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Беседа с детьми средней группы Тема: «Все профессии важны»

БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ Беседа с детьми средней группыТема: «Все профессии важны»...

Картотека бесед с детьми по лексическим темам

Картотека бесед с детьми по лексическим темам...