РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
методическая разработка по логопедии

Федорова Зоя Владимировна

РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЛЕТО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федорова Зоя Владимировна

Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей

на летний – оздоровительный период

 (июнь, июль, август).

                                                                                                       

.

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста..

месяц

неделя

Игры на развитие  фонематического слуха и  слоговой структуры слова

Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Игры на развитие связной речи и закрепление звукопроизношения

Развитие артикуляционной моторики

июнь

1.

«Отгадай на чем играют».

Задача: Закрепление умений различать различное звучание музыкальных инструментов и отличать их друг от друга.

Ход игры: Педагог предварительно показывает детям музыкальные инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат.

Затем педагог просит детей закрыть глаза, послушать и отгадать какой инструмент звучал. Для  усложнения задания можно угадать какой инструмент не звучал в ряде звуков.

«Живые и неживые».

Задача: Закрепление понятия об одушевленных и неодушевленных предметах.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей на окружающие предметы. Объясняет, что все, что может двигаться, говорить, есть и совершать др. действия, это одушевленные предметы и отвечают на вопрос«КТО?».

А другие предметы неподвижные, никаких действий не совершают, это неодушевленные предметы и отвечают на вопрос«ЧТО?». Далее педагог называет различные предметы, а дети должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся. Например: стол, комната, дом, машина – неживые предметы; попугай, мальчик, рыбки, кошка – живые. Можно использовать в игре мяч: ловить его при назывании одушевленных предметов и не ловить при названии неодушевленных предметах.

«Посчитай слова».

Задача: Закрепление у детей понятия слово, тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении.

Ход игры: Педагог показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т.е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит детей назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого педагог просит повторить первое слово, затем второе, третье, и т. д. и придумать самим по одному – два слова.

Если дети хорошо справляются с заданием, то педагог предлагает им посчитать , из скольких состоит предложение. проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких – либо элементов(квадратики, кружки, треугольники), чтобы затем их сосчитать.

Артикуляционные упражнения. Звуки «Б», «П», «В»,«Ф»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ (5-7 раз).
  5. Закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд (5-7 раз).
  7. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Быстро втянуть язык и сомкнуть губы. Повторить упр. 5-7 раз.
  8. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: ПФ-ПФ-ПФ. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.

2.

«Повтори за мной».

Задача: Закрепление навыков детей в запоминании и повторении последовательно расположенных слогов, слов, устранение пропусков и перестановок слогов в словах.

Ход игры: Педагог произносит ряд слогов и просит 1 ребенка повторить их. Первоначально называются 2 слога, а после, количество слогов увеличивают. После слогов можно перейти к ряду небольших слов. Слоги могут быть прямые (МА, ПА), обратные(АМ,ОМ), закрытые (ПОД, НАД),.

Например: 1)МА-МО-МУ, БА-БО-БЫ, МО-МУ-МЫ, БУ-БЫ-БО, АМ-ОМ-УМ.

2)мешок-пушок-петушок, сок -лесок-песок-носок, лама-мама-дама.

Если ребенок допускает ошибку при повторении, педагог произносит ряд слогов (слов) несколько раз, тренируя слуховое внимание ребенка.

«К чему относится?».

Задача: Закрепить в речи детей обобщающие понятия.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч педагогу и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук-овощ, яблоко-фрукт, брюки-одежда, тарелка-посуда, ботинок-обувь, поезд-транспорт, телевизор - бытовой прибор и т.д.

«Покажи полоску»

Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение».

Вариант 1. Ход игры: педагог показывает детям полоски бумаги разных цветов и объясняют, что короткая обозначает слово, а длинная – предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок.  затем педагог по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску. Например: кукла, мальчик, утро – короткие полоски. Наступило лето мальчик катает машину – длинная полоска.

Артикуляционные упражнения. Звуки«Б», «П», «В», «Ф»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
  2. Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить 3 - 5 р.
  3. Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  4. Слегка надуть щёки т медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты.

Повторить упр. 5 - 7 раз.

  1. Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. (5 - 7 раз)
  2. Втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр.(5-7 р.)
  3. Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить 5-7 р.
  4. Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи.

Повторить упр. (5-7 раз.)

3.

«Узнай , что звучит».

Задача: Закрепить умение отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами.

Ход игры: Дети вместе с педагогом рассматривают различные окружающие предметы, которые могут издавать звук (деревянные и металлические ложки, бумага, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик, деревянные палочки и др.). педагог издает звуки различными знакомыми предметами дети закрывают глаза, слушают и определяют звуки предметов. Отвечают полными предложениями. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т.д.

«Шары».

Задача: Закрепить в речи детей употребление простых предлоговНА, С, СО, В, ИЗ.

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать стишок о шариках и постараться запомнить их местоположение. Затем дети должны вспомнить место и цвет каждого шарика и попробовать положить шарик соответствующего цвета в названные места в комнате.

              ***

Для увлекательной игры

Надуваю я шары,

Буду с ними я играть,

Сколько их – давай считать!

Белый лег на шкаф поспать,

Со шкафа теперь его не достать.

Зеленый шар попал на кровать,

С кровати его очень просто нам взять.

Красный шар на стол попал,

Возьмем его мы со стола.

Желтый шар в углу отдыхал,

Его мы возьмем из угла.

На кресло синий вдруг угодил,

Его мы с кресла возьмем,

Сколько шаров насчитал ты один?

А теперь посчитаем вдвоем.

«Кисонька – мурысонька»

Задача: закрепление навыков диалогической речи.

Текст: 

 - Кисонька - мурысонька, где была?

 - Коней поила.

 - Где кони?

 - За ворота ушли.

 - Где вороты?

 - Огонь сжег.

 - Где огонь?

 - Вода залила.

 - Где вода?

 - Быки выпили.

 - Где быки?

 - За гору ушли.

 - Где гора?

 - Черви источили.

 - Где черви?

 - утки склевали.

Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д», «Т», «Н»

  1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно. Повторить 5-6 раз.
  3. Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот. Повторить упр. 5-6 раз.
  4. Прижать язык к верхним передним зубам. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Улыбнуться, закусить язык зубами (язык распластан и расслаблен) и дуть (ребёнок подносит ладонь ко рту и ощущает холодный воздушный поток). Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Зажать язык зубами и губами поплевать, раздвинув губы в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.

4.

«Прислушайся».

Задача: Совершенствование остроты слуха.

Ход игрыПедагог просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.

«Отгадать предмет по признакам».

Задача: Закрепить понимание смысла слов и предложений и понятие о признаке предметов  совершенствовать слуховую память. Закрепить умения подбирать подходящий предмет к признакам.

Ход игры: Педагог раскладывает предметные картинки и называет ряд признаков, а дети должны найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком. Например: пушистая, рыжая, хитрая – лиса, деревянный, квадратный, обеденный – стол и т. д.

«Путаница».

Задачи: закрепление навыка понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу.

Ход игры: Педагог читает детям предложение, предлагая вслушаться  в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Дети должны заметить ошибку и изменить предложение, чтобы звучало правильно. Например: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыба Газета читает папу. И т.д.

Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д», «Т», «Н»

  1. Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд. Повторить 5-6 раз.
  2. Улыбнуться, слегка раздвинув зубы и прижать кончик языка к альвеолам. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. "Причесать" кончиком языка центральные верхние зубы, проводя языком от альвеол к кончикам зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
  4. Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике. Повторить 5-6 раз.

июль

1.

«Телеграф».

Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости              от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью отстукивания карандаша по столу.

Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим отстукивает карандашом по столу на каждый слог, затем дети делают это самостоятельно, дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отстукиваются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и  трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих отстукиваний, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их.

«Ты - вы»

Задача: Закрепление  умения детей использовать в речи глаголов повелительного наклонения с местоимениями«ты», «вы».

Вариант 1.Ход игры: Педагог в руках держит куклу и, чтобы ее одеть, просит у детей ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т.д. Ребенок, отдавая педагогу нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или «Возьмите шляпу».если дети, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то педагог должен показать образец речи. Затем по мере тренировки дети и педагог меняются ролями.

«Лягушкины покупки»

Задача: закрепление навыков диалогической речи.

Текст: 

 - Откуда ты идешь,

Лягушка – квакушка?

 - С базара домой,

Дорогая подружка.

 - А что ты купила?

 - Всего понемножку:

Купила ква-пусту,

Ква-соль и ква-ртошку.

Артикуляционные упражнения.  Звук: «М»

  1. Сомкнуть и разомкнуть губы. Повторить упр. 5-6 раз.
  2. Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос. Повторить упр. 5-6 раз.
  3. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям.
  4. Втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
  7. Кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу. Повторить упр. 5-6 раз.
  8. Втянуть углы рта в рот резко вытолкнуть. Повторить упражнение 5-7 раз.

2.

«Хлопни в ладоши».

Задача: Закрепить навыки порядкового счета до 10, выполнять действия по словесной инструкции.

Ход игры: Дети встают напротив педагога. Он говорит, что будет считать до 10 и как только он произнесет число 10 (или др. условное число), все должны сделать хлопок. На другие числа хлопать не надо дети вместе с педагогом считают от 1 до10. 3-4 раза игра проводится правильно. Затем педагог начинает «путаться», хлопает невпопад. Те дети, которые спутались за взрослым, выбывают из игры.

«Сосчитай и подбери».

Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным.

Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску.

Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д.

«Сосчитай и подбери».

Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным.

Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску.

Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д.

Артикуляционные упражнения.  Звук: «М»

  1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы. Повторить упр. 5-7 раз.
  2. Сомкнуть и разомкнуть губы в улыбке, выдыхая воздух носом. Повторить 5-7 р.
  3. "Помычать", выдыхая воздух через нос на бумажную ватку, поднесённую к ноздрям. Углы рта слегка раздвинуты.
  4. Втянуть губы, растянутые в улыбке, в рот и вытянуть их трубочкой. Повторить упр. 5-6 раз.
  5. Вытянуть губы "хоботком", покрутить "хоботком", вправо - влево. Повторить упр. 5-6 раз.
  6. Поочерёдно втягивать в рот то нижнюю, то верхнюю губы. Повторить  5-6 раз.
  7. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Повторить упр. 5-6 раз.
  8. Втянуть углы губ в рот и резко вытолкнуть. Повторить упр. 5-6 раз.
  9. Закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами - верхнюю. Губы растянуты в улыбке. Повторить упр. 5-6 раз.
  10. "Натянуть" верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю губу на нижние зубы. Повторить  5-6 раз.

3.

«Узнай настроение».

Задача: Отрабатывание выразительности речи, мимики, подражательности,  зрительного и слухового внимания.

Ход игрыКаждый ребенок водит по очереди – изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией:«ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го; у-ух» и т.д. остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого настроения.

«Найди и назови пару».

Задача:  Закрепить умение детей правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Ход игры: Педагог показывает и называет картинку с предметом в единственном числе, а дети находят на картинках и называют те же предметы во множественном числе. Например: «У меня один стол», - говорит педагог. «А у меня много столов»,- говорит ребенок. Педагог следили, чтобы дети правильно употребляли окончания в словах во множественном числе.

«Покажи полоску»

Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение».

Вариант 2. Ход игры: принцип игры варианта 1. Педагог предлагает детям посчитать, сколько слов в предложении и составить схему из коротких полосок.  например: Собака лает – 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика – 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу – 4 короткие полоски.

Артикуляционные упражнения. Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»

  1. Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание слюны, имитация глотательных движений. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенье).
  2. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
  3. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
  4. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
  5. Покашливание с высунутым языком.
  6. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.
  7. Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
  8. Имитация рвотных движений.
  9. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжением мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со звуком а.
  10. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).
  11. Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мычанию; имитация свиста.
  12. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у  на твердой атаке.
  13. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
  14. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию запрокинуть голову назад).
  15. Опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опустить голову).
  16. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.
  17. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.
  18. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ребенка вне рта.
  19. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н а,н … а. (Звукн отделяется ота паузой.)

4.

«Слушай и выполняй».

Задача: Закрепить навыки детей выполнять задание по словесной инструкции.

Ход игры. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и посадить ее в коляску. Ребенок выполняет самостоятельно данную инструкцию и комментирует свои действия:  «Я посадил куклу в коляску». Постепенно задания усложняются, например, найди на нижней полке красный мяч и зеленый кубик, и положи их около стола, рядом с книгой. Ребенок выполняет задания, комментируя свои действия.

«Разложи правильно».

Задача: закрепить навыки детей различать существительные мужского и женского рода.

Ход игры: Педагог начинает формировать стопочки из картинок, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «ОН», а в другую – словом «ОНА». Затем дети самостоятельно разбирают картинки, получая за правильный ответ фишку или жетон. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных».

Задача: Закрепить умение детей пересказывать текст.

Ход: Педагог читает детям рассказ, а после задает вопросы по тексту:

 - Кто стал спорить?

 - О чем спорили животные?

 - Что сказала лошадь?

 - Что сказала корова?

 - Что сказала собака?

 - А что сказал человек?

Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пересказывает текст целиком.

Артикуляционные упражнения.  Звук: «Ц»

  1. Раздвинуть губы в улыбке и быстро подвигать кончик языка к нижним резцам и обратно. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Раздвинуть губы в улыбке и быстро "присосать" язык, находящийся между зубами. Повторить упр. 5-7 раз.
  3. Кончик языка просунуть между зубами и слегка прикусить. Быстро выдохнуть, оттянув язык назад. Выдох должен быть толчкообразным. Повторить упражнение 5-7 раз.
  4. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) и сильно подуть через язык. Повторить 5-7 р.
  5. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Боковые края языка зафиксировать зубами. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упражнение 5-7 раз.
  6. Раздвинуть губы (кончик языка упирается в нижние зубы) выгнуть спинку языка и коснуться ею верхних резцов. Сделать выдох резким, коротким толчком. Повторить упр. 5-7 раз.
  7. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а его переднюю часть прижать твёрдому нёбу. Произнести звук Т. Губы, в этот момент растянуты в улыбке.  Проконтролировать произнесение, направляя воздушную струю на ладошку.

август

1.

«Отхлопываем слова».

Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости              от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью хлопков.

Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим хлопает на каждый слог. затем дети делают это самостоятельно. дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отхлопываются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и  трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих хлопков, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их.

«Что из чего сделано?»

Задача: Закрепить навыки детей использовать в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Педагог показывает обобщающие карточки, где изображен материал, из которого сделаны предметы и карточки с изображением предметов. Он объясняет, как раскладывать карточки в соответствующие группы, потом дети пробуют делать это самостоятельно.

«Почему и потому»

Задача: закрепить умение детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз«потому что…»

Ход игры: педагог показывает сюжетные картинки и по ним задает детям вопросы.

Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? И т. д. дети отвечают на вопросы, используя союз«потому что…», а затем пробует задавать свои вопросы с союзом «почему».

Для большей наглядности можно прочитать детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

Артикуляционные упражнения.  Звук «С», «З»

  1. "Трубочка". Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.
  2. Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.
  3. "Загони мяч в ворота". Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в "ворота".
  4. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе (5-7 раз.).
  5. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от 1 - 30.
  6. Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
  7. "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
  8. Высунуть язык вдоль языка положить палочку, губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуть. Вдохнув с силой выдувать воздух, раздувая щёки ( 4-6 раз.).
  9. Повторить предыдущее упражнение, но уже без палочки (4-6 раз.).
  10. Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки (4-6 раз.).
  11. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта (4-6 р.)
  12. Проделать предыдущее упражнение без палочки (4-6 р).

2.

«Закончи слово».

Задача: Закрепление правильного произношения отдельных звуков, умение добавлять недостающий звук в конце слова и произносить слово полностью.

Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Дети должны догадаться с помощью картинок, что это за слово, и повторить его полностью. После можно произносить слова без картинок, давая детям задание добавлять в конце какой-то определенный звук(или слог) и называть слово целиком.

«Какое слово лишнее».

Задача: закрепить умение детей на слух выделять из ряда лишний предмет.

Ход игры: Педагог медленно и четко называет ряд слов, а дети должны запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать ответ. Например: огурец, лук, яблоко, перец – лишнее яблоко, т. к. это фрукт, а вес остальные – овощи.

«Когда это бывает?».

Задача: закрепить умение детей составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Ход игры: Педагог выкладывает лото «Времена года», а дети по картинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает в разное время года. Например: педагог выкладывает картинку «Лето». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с этим временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает летим.

Артикуляционные упражнения. Звук «С», «З»

  1. Слегка улыбнувшись, смыкать и размыкать губы (5-7 р.).
  2. "Накажем непослушный язычок". Слегка улыбнувшись положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами  (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз (5-7 раз.).
  3. "Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт от 1-30.
  4. Дуть с языка в позе "лопаточки" на ватный шарик, вертушку.
  5. "Почисти зубки". Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать нижние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.
  6. Открыть рот. Широко улыбнуться распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упр.повторить 4-6 раз.
  7. Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 р.
  8. Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 р.

3.

«Хлопни, как услышишь звук».

Задача: Закрепить навыки детей выделять среди других заданный звук.

Ход игры: Педагог объясняет детям, чтобы они хлопали в ладоши, если услышат какой-то определенный звук. Затем  педагог начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слогов, затем слов, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например: Выделяется звук [А].

* О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д.

* ОН, АК, АТ, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д.

* Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д.

«Доскажи словечко».  

Задача: Закрепить навыки детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.

Ход игры: Педагог четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому дети должны подобрать рифму-отгадку.

                  ***

* Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его …
(АРБУЗ)

  * Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …
(АЙБОЛИТ)

  *Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …
(АВТОМОБИЛЬ)

 *  На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? …
(БЕЛКА)

 * Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …
(БЕРЁЗКУ)

«Что за предмет?»
Задача: закрепить навыки называть предмет, описывать его и составлять краткий описательный рассказ.
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает педагог: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой. Это игрушка – мяч. и т.д.»

Артикуляционные упражнения. Звуки:  «Ч», «Ш»,  «Ж», «Щ»

1."Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе 5-7 раз.

2."Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт 1-30.

3.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету  к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной).

4."Грибок". Присосать широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет 1-30.

5.Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

6."Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

7."Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.

8.Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок.

9."Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.

10."Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз.(4-6 раз).

4.

«Придумай слово на звук».

Задача: закрепить навыки детей отличать начальный звук слова от других и соотносить его с таким же звуком в других словах, расширять словарный запас детей и развивать фонематический слух.

Ход игры: Сначала педагог показывает детям картинки с 2 -3 изученными звуками в начале слова. Звуки и слова с ними должны быть простыми и доступными детям для понимания и повторения.

После того, как все слова на картинках названы, карточки убираются, а дети должны вспомнить картинки и их названия (или придумать) слова, например на звук [О]: Оля, осень, осы, овощи, окунь, окна, обруч. И т. д.

« Что подходит?»

Задача:Усовершенствовать грамматический строй речи детей, закрепить их  навыки подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.

Ход игры: Педагог называет детям слово – предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например: кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д.

После подбора подходящих  действий к нескольким предметам педагог называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы. Например: лает – утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.

«Расскажем про Олю и зайчика»

Задача: Закрепить навыки составлять совместный повествовательный текст,  заканчивать интонационно предложения рассказа.

Ход игры:  Педагог предлагает помочь детям закончить рассказать про Олю. Он начинает, а дети логически завершают предложение и рассказ. педагог рассказывает: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».

Артикуляционные упражнения.  Звук «Л»

  1. Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек.(3-4 раза.).
  2. Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть "чашечкой", при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высунуть язык и убрать в форме "чашечки"(3-4 раза.).
  3. Язык "лопаточкой" лежит на нижней губе, губы слегка улыбаются. Держать позу 3-4 сек.(3-4 раза.).
  4. Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звукиА,  или  Ы. (3-4 р.).
  5. Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба вперёд - назад, включив голос. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Литература:

  1. Асташина И.В. Лучшие игры для детей от 3 до 7 лет. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»: М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2008
  2. Волина В. В. Праздник букваря. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
  3. Гадасина Л. Я.,  Ивановская О. Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.
  4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
  5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.
  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.:Владос, 1994 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по ...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...

Рекомендации учителя-логопеда родителям в летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...

Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные арти...

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей (посещающих логопедическую группу и выпущенных из нее) на летний период....

Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период

Как правило взрослые стараются наполнить время детей прогулками, развлечениями, поездками, путешествиями.    Хочется как можно больше уделять внимания ребенку.  Предлагаю вам, уваж...

Рекомендации учителя – логопеда родителям на летний период.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...