РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
методическая разработка по логопедии
РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЛЕТО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЛЕТО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Зоя Владимировна
Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО
Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей
на летний – оздоровительный период
(июнь, июль, август).
.
Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста..
месяц | неделя | Игры на развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова | Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи | Игры на развитие связной речи и закрепление звукопроизношения | Развитие артикуляционной моторики |
июнь | 1. | «Отгадай на чем играют». Задача: Закрепление умений различать различное звучание музыкальных инструментов и отличать их друг от друга. Ход игры: Педагог предварительно показывает детям музыкальные инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат. Затем педагог просит детей закрыть глаза, послушать и отгадать какой инструмент звучал. Для усложнения задания можно угадать какой инструмент не звучал в ряде звуков. | «Живые и неживые». Задача: Закрепление понятия об одушевленных и неодушевленных предметах. Ход игры: Педагог обращает внимание детей на окружающие предметы. Объясняет, что все, что может двигаться, говорить, есть и совершать др. действия, это одушевленные предметы и отвечают на вопрос«КТО?». А другие предметы неподвижные, никаких действий не совершают, это неодушевленные предметы и отвечают на вопрос«ЧТО?». Далее педагог называет различные предметы, а дети должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся. Например: стол, комната, дом, машина – неживые предметы; попугай, мальчик, рыбки, кошка – живые. Можно использовать в игре мяч: ловить его при назывании одушевленных предметов и не ловить при названии неодушевленных предметах. | «Посчитай слова». Задача: Закрепление у детей понятия слово, тренировать их в умении отделять слова друг от друга, считать их по порядку в предложении. Ход игры: Педагог показывает детям предметы и объясняет им, что каждый из них обозначается своим словом, т.е. все предметы имеют свои названия. Затем он просит детей назвать показанные предметы и сосчитать, сколько они назвали слов. После этого педагог просит повторить первое слово, затем второе, третье, и т. д. и придумать самим по одному – два слова. Если дети хорошо справляются с заданием, то педагог предлагает им посчитать , из скольких состоит предложение. проговаривание слов можно сопровождать отхлопыванием или отстукиванием, а также выкладыванием на каждое слово каких – либо элементов(квадратики, кружки, треугольники), чтобы затем их сосчитать. | Артикуляционные упражнения. Звуки «Б», «П», «В»,«Ф»
|
2. | «Повтори за мной». Задача: Закрепление навыков детей в запоминании и повторении последовательно расположенных слогов, слов, устранение пропусков и перестановок слогов в словах. Ход игры: Педагог произносит ряд слогов и просит 1 ребенка повторить их. Первоначально называются 2 слога, а после, количество слогов увеличивают. После слогов можно перейти к ряду небольших слов. Слоги могут быть прямые (МА, ПА), обратные(АМ,ОМ), закрытые (ПОД, НАД),. Например: 1)МА-МО-МУ, БА-БО-БЫ, МО-МУ-МЫ, БУ-БЫ-БО, АМ-ОМ-УМ. 2)мешок-пушок-петушок, сок -лесок-песок-носок, лама-мама-дама. Если ребенок допускает ошибку при повторении, педагог произносит ряд слогов (слов) несколько раз, тренируя слуховое внимание ребенка. | «К чему относится?». Задача: Закрепить в речи детей обобщающие понятия. Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч педагогу и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук-овощ, яблоко-фрукт, брюки-одежда, тарелка-посуда, ботинок-обувь, поезд-транспорт, телевизор - бытовой прибор и т.д. | «Покажи полоску» Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение». Вариант 1. Ход игры: педагог показывает детям полоски бумаги разных цветов и объясняют, что короткая обозначает слово, а длинная – предложение. В каждом предложении несколько слов, следовательно, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. затем педагог по очереди называет слова и предложения, а ребенок показывает длинную или короткую полоску. Например: кукла, мальчик, утро – короткие полоски. Наступило лето мальчик катает машину – длинная полоска. | Артикуляционные упражнения. Звуки«Б′», «П′», «В′», «Ф′»
Повторить упр. 5 - 7 раз.
Повторить упр. (5-7 раз.) | |
3. | «Узнай , что звучит». Задача: Закрепить умение отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами. Ход игры: Дети вместе с педагогом рассматривают различные окружающие предметы, которые могут издавать звук (деревянные и металлические ложки, бумага, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик, деревянные палочки и др.). педагог издает звуки различными знакомыми предметами дети закрывают глаза, слушают и определяют звуки предметов. Отвечают полными предложениями. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т.д. | «Шары». Задача: Закрепить в речи детей употребление простых предлоговНА, С, СО, В, ИЗ. Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать стишок о шариках и постараться запомнить их местоположение. Затем дети должны вспомнить место и цвет каждого шарика и попробовать положить шарик соответствующего цвета в названные места в комнате. *** Для увлекательной игры Надуваю я шары, Буду с ними я играть, Сколько их – давай считать! Белый лег на шкаф поспать, Со шкафа теперь его не достать. Зеленый шар попал на кровать, С кровати его очень просто нам взять. Красный шар на стол попал, Возьмем его мы со стола. Желтый шар в углу отдыхал, Его мы возьмем из угла. На кресло синий вдруг угодил, Его мы с кресла возьмем, Сколько шаров насчитал ты один? А теперь посчитаем вдвоем. | «Кисонька – мурысонька» Задача: закрепление навыков диалогической речи. Текст: - Кисонька - мурысонька, где была? - Коней поила. - Где кони? - За ворота ушли. - Где вороты? - Огонь сжег. - Где огонь? - Вода залила. - Где вода? - Быки выпили. - Где быки? - За гору ушли. - Где гора? - Черви источили. - Где черви? - утки склевали. | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д», «Т», «Н»
| |
4. | «Прислушайся». Задача: Совершенствование остроты слуха. Ход игры: Педагог просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. | «Отгадать предмет по признакам». Задача: Закрепить понимание смысла слов и предложений и понятие о признаке предметов совершенствовать слуховую память. Закрепить умения подбирать подходящий предмет к признакам. Ход игры: Педагог раскладывает предметные картинки и называет ряд признаков, а дети должны найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком. Например: пушистая, рыжая, хитрая – лиса, деревянный, квадратный, обеденный – стол и т. д. | «Путаница». Задачи: закрепление навыка понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу. Ход игры: Педагог читает детям предложение, предлагая вслушаться в его смысл и подумать, все ли правильно в нем сказано. Дети должны заметить ошибку и изменить предложение, чтобы звучало правильно. Например: Мяч ловит Катю. Аня встал и пошел умываться. Дима проснулась рано утром. Заяц догоняет лису. Дети гуляет в парке. Маша любят рисовать. Рыба ловит рыба Газета читает папу. И т.д. | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Д′», «Т′», «Н′»
| |
июль | 1. | «Телеграф». Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью отстукивания карандаша по столу. Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим отстукивает карандашом по столу на каждый слог, затем дети делают это самостоятельно, дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отстукиваются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих отстукиваний, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их. | «Ты - вы» Задача: Закрепление умения детей использовать в речи глаголов повелительного наклонения с местоимениями«ты», «вы». Вариант 1.Ход игры: Педагог в руках держит куклу и, чтобы ее одеть, просит у детей ее одежду: «Дай мне платье для куклы», «Дай ее туфли, шляпу» и т.д. Ребенок, отдавая педагогу нужную вещь, должен ответить: «Вот, берите платье, туфли». Или «Возьмите шляпу».если дети, обращаясь к взрослому, не называет его на «вы», то педагог должен показать образец речи. Затем по мере тренировки дети и педагог меняются ролями. | «Лягушкины покупки» Задача: закрепление навыков диалогической речи. Текст: - Откуда ты идешь, Лягушка – квакушка? - С базара домой, Дорогая подружка. - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку. | Артикуляционные упражнения. Звук: «М»
|
2. | «Хлопни в ладоши». Задача: Закрепить навыки порядкового счета до 10, выполнять действия по словесной инструкции. Ход игры: Дети встают напротив педагога. Он говорит, что будет считать до 10 и как только он произнесет число 10 (или др. условное число), все должны сделать хлопок. На другие числа хлопать не надо дети вместе с педагогом считают от 1 до10. 3-4 раза игра проводится правильно. Затем педагог начинает «путаться», хлопает невпопад. Те дети, которые спутались за взрослым, выбывают из игры. | «Сосчитай и подбери». Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным. Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску. Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д. | «Сосчитай и подбери». Задача: Закрепление навыков в прямом количественном счете до 10 и обратно, различать изображение цифр, соотношение предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительным. Ход игры: Ребенок подбирает соответствующее количество предметов для каждого числа, считая их или обращая внимание на окраску. Например: пять зебр – цифра 5, она тоже полосатая и т. д. | Артикуляционные упражнения. Звук: «М′»
| |
3. | «Узнай настроение». Задача: Отрабатывание выразительности речи, мимики, подражательности, зрительного и слухового внимания. Ход игры. Каждый ребенок водит по очереди – изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией:«ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го; у-ух» и т.д. остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого настроения. | «Найди и назови пару». Задача: Закрепить умение детей правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе. Ход игры: Педагог показывает и называет картинку с предметом в единственном числе, а дети находят на картинках и называют те же предметы во множественном числе. Например: «У меня один стол», - говорит педагог. «А у меня много столов»,- говорит ребенок. Педагог следили, чтобы дети правильно употребляли окончания в словах во множественном числе. | «Покажи полоску» Задача: Закрепление умения различать понятия «слово» и «предложение». Вариант 2. Ход игры: принцип игры варианта 1. Педагог предлагает детям посчитать, сколько слов в предложении и составить схему из коротких полосок. например: Собака лает – 2 короткие полоски. Дети лепят снеговика – 3 короткие полоски. Маша читает интересную книгу – 4 короткие полоски. | Артикуляционные упражнения. Звуки «Х», «Х’», «К», «К’», «Г»,»Г’»
| |
4. | «Слушай и выполняй». Задача: Закрепить навыки детей выполнять задание по словесной инструкции. Ход игры. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и посадить ее в коляску. Ребенок выполняет самостоятельно данную инструкцию и комментирует свои действия: «Я посадил куклу в коляску». Постепенно задания усложняются, например, найди на нижней полке красный мяч и зеленый кубик, и положи их около стола, рядом с книгой. Ребенок выполняет задания, комментируя свои действия. | «Разложи правильно». Задача: закрепить навыки детей различать существительные мужского и женского рода. Ход игры: Педагог начинает формировать стопочки из картинок, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «ОН», а в другую – словом «ОНА». Затем дети самостоятельно разбирают картинки, получая за правильный ответ фишку или жетон. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель. | Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Задача: Закрепить умение детей пересказывать текст. Ход: Педагог читает детям рассказ, а после задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - Что сказала корова? - Что сказала собака? - А что сказал человек? Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пересказывает текст целиком. | Артикуляционные упражнения. Звук: «Ц»
| |
август | 1. | «Отхлопываем слова». Задача: Закрепление умений деления слов в зависимости от количества гласных звуков, деление слов на слоги с помощью хлопков. Ход игры: Педагог произносит слово по слогам и одновременно с этим хлопает на каждый слог. затем дети делают это самостоятельно. дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Сначала отхлопываются слова с прямыми слогами, далее переходят к одно- и трехсложные слова со стечением согласных. Если ребенок путается при счете своих хлопков, то можно выкладывать на стол фишки, на каждый слог, а затем сосчитать, сколько их. | «Что из чего сделано?» Задача: Закрепить навыки детей использовать в речи относительные прилагательные. Ход игры: Педагог показывает обобщающие карточки, где изображен материал, из которого сделаны предметы и карточки с изображением предметов. Он объясняет, как раскладывать карточки в соответствующие группы, потом дети пробуют делать это самостоятельно. | «Почему и потому» Задача: закрепить умение детей задавать вопрос «Почему?» и отвечать на него, используя союз«потому что…» Ход игры: педагог показывает сюжетные картинки и по ним задает детям вопросы. Например: Почему зимой надевают шубу и шапку? Почему врач слушает девочку? Почему люди открыли зонты? И т. д. дети отвечают на вопросы, используя союз«потому что…», а затем пробует задавать свои вопросы с союзом «почему». Для большей наглядности можно прочитать детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». | Артикуляционные упражнения. Звук «С», «З»
|
2. | «Закончи слово». Задача: Закрепление правильного произношения отдельных звуков, умение добавлять недостающий звук в конце слова и произносить слово полностью. Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Дети должны догадаться с помощью картинок, что это за слово, и повторить его полностью. После можно произносить слова без картинок, давая детям задание добавлять в конце какой-то определенный звук(или слог) и называть слово целиком. | «Какое слово лишнее». Задача: закрепить умение детей на слух выделять из ряда лишний предмет. Ход игры: Педагог медленно и четко называет ряд слов, а дети должны запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать ответ. Например: огурец, лук, яблоко, перец – лишнее яблоко, т. к. это фрукт, а вес остальные – овощи. | «Когда это бывает?». Задача: закрепить умение детей составлять рассказы по сюжетным картинкам. Ход игры: Педагог выкладывает лото «Времена года», а дети по картинкам узнают времена года и по очереди рассказывают о том, что бывает в разное время года. Например: педагог выкладывает картинку «Лето». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с этим временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает летим. | Артикуляционные упражнения. Звук «С′», «З′»
| |
3. | «Хлопни, как услышишь звук». Задача: Закрепить навыки детей выделять среди других заданный звук. Ход игры: Педагог объясняет детям, чтобы они хлопали в ладоши, если услышат какой-то определенный звук. Затем педагог начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слогов, затем слов, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например: Выделяется звук [А]. * О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д. * ОН, АК, АТ, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д. * Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д. | «Доскажи словечко». Задача: Закрепить навыки детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова. Ход игры: Педагог четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому дети должны подобрать рифму-отгадку. *** * Он большой, как мяч футбольный, * Всех на свете он добрей, *Чтоб тебя я повёз, * На ветке не птичка – * Она весну встречает – | «Что за предмет?» | Артикуляционные упражнения. Звуки: «Ч», «Ш», «Ж», «Щ» 1."Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе 5-7 раз. 2."Лопаточка". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать позу под счёт 1-30. 3.Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый его край положить тонкий слой ириски. Ребёнок должен приклеить конфету к нёбу за верхними зубами (работает только язык, нижняя челюсть остаётся неподвижной). 4."Грибок". Присосать широкий язык к нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет 1-30. 5.Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. 6."Вкусное варенье". Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. 7."Гармоника". Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше. 8.Улыбнуться, приоткрыть рот, приложить широкий передний край языка к верхний губе и сдуть с кончика языка приклеенную ватку. Края языка должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок. 9."Чашечка". Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек. 10."Паровозик". Язык находится в позе "Чашечки" и начинает двигаться по коренным зубам вперёд - назад 5 раз.(4-6 раз). | |
4. | «Придумай слово на звук». Задача: закрепить навыки детей отличать начальный звук слова от других и соотносить его с таким же звуком в других словах, расширять словарный запас детей и развивать фонематический слух. Ход игры: Сначала педагог показывает детям картинки с 2 -3 изученными звуками в начале слова. Звуки и слова с ними должны быть простыми и доступными детям для понимания и повторения. После того, как все слова на картинках названы, карточки убираются, а дети должны вспомнить картинки и их названия (или придумать) слова, например на звук [О]: Оля, осень, осы, овощи, окунь, окна, обруч. И т. д. | « Что подходит?» Задача:Усовершенствовать грамматический строй речи детей, закрепить их навыки подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям. Ход игры: Педагог называет детям слово – предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например: кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д. После подбора подходящих действий к нескольким предметам педагог называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы. Например: лает – утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д. | «Расскажем про Олю и зайчика» Задача: Закрепить навыки составлять совместный повествовательный текст, заканчивать интонационно предложения рассказа. Ход игры: Педагог предлагает помочь детям закончить рассказать про Олю. Он начинает, а дети логически завершают предложение и рассказ. педагог рассказывает: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)». | Артикуляционные упражнения. Звук «Л»
|
Литература:
- Асташина И.В. Лучшие игры для детей от 3 до 7 лет. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»: М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2008
- Волина В. В. Праздник букваря. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
- Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 5лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.:Владос, 1994 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период.
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по ...
Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработан...
Рекомендации учителя-логопеда родителям в летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...
Полезные рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные арти...
Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей (посещающих логопедическую группу и выпущенных из нее) на летний период....
Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период
Как правило взрослые стараются наполнить время детей прогулками, развлечениями, поездками, путешествиями. Хочется как можно больше уделять внимания ребенку. Предлагаю вам, уваж...
Рекомендации учителя – логопеда родителям на летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (вы...