КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для молодых педагогов на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи».
консультация по логопедии

Агеева Наталья Борисовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для молодых педагогов  на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fon_sluh.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 для молодых педагогов  на тему:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Подготовила учитель-логопед

Агеева Н.Б.

2017г.

Аудитория:  Воспитатели ДОУ.

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в плане развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

—  дать понятие о фонематическом слухе и фонематическом восприятии;

—  раскрыть особенности фонетического восприятия речи;

—  изучить особенности использования специальных упражнений для формирования фонематического слуха с использованием символов и моделей артикуляции звуков;

—  выявить эффективные способы использования упражнений и дидактических игр для формирования фонематического слуха.

Оборудование: карточки-символы определения места звука в слове, символы обозначения звуков, картинки на заданные звуки, дидактический игры по теме консультации.

Ход  консультации.

Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов (восприятия и понимания). Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.  Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

          Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Однако проблема нередко решается путем интенсивной тренировки в различении и идентификации фонем.

Преодоление нарушений фонематического восприятии является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

Умение определять место положения звука в слове;

Умение определять последовательность звуков и их количество.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

           - недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произнесение которых нарушено;

           - недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонематических групп при относительно сформированном их произношении;

           - глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слова, определить последовательность звуков в слове.

Работа по коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия проходит параллельно с коррекцией звукопроизношения. Прежде всего, с помощью игровых приемов необходимо привлечь внимание детей к звуковой стороне слова, активизировать слуховое внимание. Играя со словами, используя словообразование, словоизменение, ребенку помогают накопить опыт наблюдений над тем, как изменение звуковой оболочки слова меняет его значение. Предполагается, что комплексная, целенаправленная работа по  развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста позволит избежать серьезных проблем при обучении грамоте в школе, в частности, нарушения чтения и нарушения письма.

Этапы развития фонематического восприятия:

I этап — узнавание и различение неречевых звуков

(звуки окружающего мира, звучащие игрушки).

С детьми проводятся игры, направленные:

- на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания);

- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

Хорошо было бы прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудит услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Игры: «Отгадай, что звучит?», «Шумящие коробочки», «Что слышим вокруг?»

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса

на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Примерные игры:

«Взрослый или детеныш». Взрослый произносит голоса взрослого животного и

детенышей, ребенок по силе голоса должен отгадать, кто кричит.

«Угадай, кто позвал». Дети идут по кругу, произнося слова: «Миша ты сейчас в лесу,

мы зовем тебя: АУ! Ну-ка, Миша, отгадай, кто позвал тебя, узнай?». Один из детей по

указанию взрослого произносит имя (Миша), ведущий должен узнать по голосу, кто его

позвал.

«Три медведя» - инсценируют сказку, имитируя голоса медведей. Грубый голос-

Михаил Иванович, помягче - Настасья Петровна, писклявый голосок – Мишутка.

III этап — игры на различение слов, близких по своему звуковому составу.

Можно предложить детям игры:

«Слушай и выбирай» - дети учатся различать картинки близкие по звучанию слова.

(коса-коза, мишка-миска).

Игры с педагогами: «Найди пару» и «Слушай и называй».

«Какое слово лишнее?» (дом, ком, дом, дом; мак, бак, так, банан.)

«Весѐлое название» Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и

предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на

картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем

показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: (баман-

панам-банан-ваван-даван-баван-ванан; тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта).

«Исправь ошибку» Педагог предлагает детям прослушать рифмовку, найти в ней

«неправильное слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по

смыслу словом.

Отругала мама зайку, не надел под свитер гайку. (Майку)

IV этап — дифференциация слогов.

Предлагается использовать следующее виды упражнений.

1.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: ТА’ — ТА —ТА ТА

— ТА’ — ТА ТА — ТА — ТА’.

2. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными

звуками: ТА — ТО — ТУ.

3.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА — КА — ПА КА — НА — ПА.

4. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласным звуками, различающимися по

глухости-звонкости: а) по два слога: ПА — БА б) по три слога: ПА — БА — ПА

5. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по

твердости-мягкости: ПА — ПЯ.

6.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для

образования стечения): ПА — ТПА.

7.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и

разными гласными: ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ     КТА — КТО — КТУ — КТЫ.

Игра с педагогами «Попугай».

V этап — дифференциация фонем.

На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы одного языка. Начинать

нужно с дифферециации гласных звуков.

Игры:

«Поймай звук А». Хлопают, когда услышат звук А (а, у, а, а, у, у, у, а).

«Хлопай, топай» на звук У – хлопают, на звук О топают (у, о, у, у, о).

«Найди пару» (а - я, у - ю, о - ѐ , и - ы, е- э).

«Вставь букву А - Я» (м…ч, м..к, л…к, ма…к).

«Повтори» (са-ша; ша-ша-са).

«Какой звук есть во всех словах? (шуба, кошка, мошка).

«Определи на слух самое короткое слово» (кенгуру, кот, корова, черепаха)

« Подари картинки» - различение твѐрдых и мягких звуков в слове.

Миле подарить картинки с мягким звуком МЬ, а Матвею с твердым звуком М.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа

«Назови первый звук в словах» - определение первого звука в слове по картинкам.

(Аквариум, улитка, индюк).

Можно поиграть с мячом. Взрослый произносит слово с интонационным выделением

первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает

мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

«Назови последний звук в слове»- определение последнего звука в слове.

С использованием картинок (ведро, лиса, слон, дом). Также можно поиграть с мячом.

«Посели картинки в домики» - определение места звука в слове.

Разместить по домикам картинки со звуком О (кот, яйцо, облако). Интерактивная игра,

можно поиграть с картинками.

«Составь слова по первым звукам» - составление слов по первым звукам в слове.

(Шапка, арбуз, рыба – шар и т.д.)

«Определи последовательность звуков в слове» - последовательное выделение звуков с

использованием фишек (мак). 

«Определи последовательность звуков в слове» - выполнение звукового анализа слов

(часы, мяч, туча и др.)

Таким образом, проведение специальных игр и упражнений будет способствовать

успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего

успешного обучения в школе.

   

КАРТОЧКИ-СХЕМЫ

ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

КАРТОЧКИ-СХЕМЫ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

КАРТОЧКИ-СХЕМЫ

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ  В  СЛОВЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Фонематический слух – основа правильной речи.

В консультации поднимаются проблемы развития звуковой стороны речи у детей. Приводятся практические примеры игровых упражнений с целью формирования развития фонематического слуха у ребёнка в домашних ...

Консультация логопеда для родителей на тему: "Фонематический слух – основа правильной речи"

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Фонематический слух – основа правильной речи».

Фонематический слух — это  умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы: звуки из которых состоит наша речь....

Консультация для родителей на тему «Фонематический слух – основа правильной речи»

    Уважаемые родители, у ребенка необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизводить все звуки речи. Работа  над звуками речи должна проводитьс...

Консультация для родителей на тему: "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка"

В консультации представлены игры и игровые упражнения, направленные на развитие речевого слуха у ребенка....