Артикуляционная гимнастика при дизартрии.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
В даном материале представлены основные постулаты при проведении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 253.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия (МКБ-10: R47.1) - речевое расстройство, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.
Структура дефекта при дизартрии нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры ( гипертонус , гипотонус , дистония ) нарушение подвижности артикуляционных мышц специфические нарушения звукопроизношения нарушения голоса нарушения просодики (мелодико-интонационные и темпо-ритмические нарушения) недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате вегетативные расстройства наличие синкенезий повышение рвотного рефлекса наличие насильственных движений (тремора и гиперкинезов) в артикуляционном аппарате
Нарушения звукопроизношения при дизартрии: искажение или межзубное произнесение звуков [ с ] и [ ш ] ; при произнесении переднеязычных звуков [т], [ д ], [ н ], [л], [с], [ з ], [ ц ] язык высовывается между зубами, что приводит к межзубному произнесению этих звуков; часто боковое (как бы хлюпающее) произношение свистящих, шипящих; усреднённое произношение, когда произносимый звук похож и на [ ш ], и на [с]; напряжение средней части языка приводит к смягчению согласных звуков (санки – « сянки »); искажение [ ш ], [ж], при котором звук оказывается с призвуком [ ф ] либо шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки (шапка - «сапка», жук - « зук »); дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства (парные звонкие согласные заменяются на глухие); иногда звуки правильно произносятся изолированно (отдельно), а в словах искажаются или заменяются; трудности при произнесении слов со сложной слоговой структурой, упрощение звуконаполнения и пропуск некоторых звуков при стечении согласных; неправильный звук [л] (обычно похож на [в]); замена либо искажение звука [ р ] (наблюдается чаще остальных).
Артикуляционная гимнастика выполняется пассивно (руками логопеда и зондами/ шпателями) пассивно-активно (руками логопеда, некоторые элементы делает сам ребенок) активно (самостоятельное выполнение ребенком)
Правила выполнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе 1 стадия вход в артикуляционную позу 2 стадия – фиксация артикуляционного уклада (с привлечением внимания ребенка) 3 стадия – выход из артикуляционного уклада
Виды артикуляционных упражнений Статические Динамические Позволяют научить ребенка удерживать артикуляционную позу в течение определенного времени. Вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию в движении и переключаемость. «Окошко», опускание нижней губы, поднимание верхней губы, «Заборчик», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок» и др. «Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье» и др.
Примерная структура индивидуального логопедического занятия (по подготовке к постановке звука) при Дизартрии Оргмомент . Статические и динамические артикуляционные упражнения: -упражнения для тренировки щек; -упражнения по тренировке губ; -упражнения для тренировки языка; -упражнения для тренировки нижней челюсти; -упражнения для тренировки мягкого неба. 3. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 4. Упражнения по развитию речевого дыхания 5.Упражнения по развитию мимической выразительности. 6. Упражнения по формированию речевого голоса. 7. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 8.Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 9. Итог. Саморефлексия .
Упражнения для тренировки щек надувание обеих щек одновременно и попеременно втягивание щек в ротовую полость «Хоботок» - нормальное положение «Улыбка» - нормальное положение «Хоботок»- «Улыбка» чередование имитация полоскания зубов вибрация губ ( фыркание лошади)
Упражнения для мимических мышц и губ поднимание бровей вместе и поочередно закрывание глаз вместе и поочередно опускание и поднимание уголков рта перетягивание уголков рта вправо-влево наморщивание носа наморщивание лба растягивание уголков рта и собирание в трубочку поднимание верхней губы опускание нижней губы
Упражнения для восстановления функциональности круговой мышцы рта чередование упражнений «Задуй свечу» - «Улыбка» сжать губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Выпустить воздух надавив с усилием на щеки, не разжимая при этом губы при плотном сжимании губ, носом набрать воздух , и «гонять» его сначала под верхнюю губу, затем под нижнюю несколько раз. Губы не разжимать для повышения смыкания губ полезно учить зажимать губами полоску бумаги, или небольшие предметы , постепенно увеличивая время удержания для усиления работы круговой мышцы и формирования сильного выдоха полезно развесить мобили (снежинки, бабочки и т.д ) и пытаться дуть на них, тем самым приводя их в движение зажать губами карандаш, и удерживая его стараться произносить звуки [П], [Б], [М]
Упражнения для языка 1. Вперед-назад. Сначала логопед чистой марлевой салфеткой захватывает кончик языка и несколько раз производит движения, эти движения входят в звуки [А], [С], [У],[ Ы]. 2. Прикусывание высунутого языка (следить за выдвиганием языка по средней линии). Движение нужно для межзубной постановки звуков [С],[З], [Л], [Н]. 3. Движения языка вправо — влево, касаясь кончиком языка уголков губ, с преимущественным упражнением пораженной стороны. Это движение вырабатывается с трудом, сначала удается только с механической помощью. В речевой артикуляции это движение не применяется, но оно имеет большое значение для акта жевания и служит подсобным упражнением для развития кончика языка. 4. Поднятие языка за верхние зубы. В результате причмокивания губ, выдвигания языка вперед и последующего механического отодвигания губ получается прищелкивание спинки языка о верхние зубы. Затем логопед шпателем отодвигает кончик языка вглубь и добивается прищелкивания языка у альвеол верхних зубов. Эти упражнения необходимы для постановки звука [Р].
Упражнения для укрепления голоса 1. «Ладошки». Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза. 2. «Погончики». Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений. 3. «Насос». Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох . Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. 5. «Обними плечи». Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.
Комплекс на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук; исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук; исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук; движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей; надувание щек; доставание кончиком языка мягкого нёба; поднятие мягкого нёба при зевке.
Голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата: 1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма , мо, мэ , мы… 2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма , ма-мо , ма-му , ма-мэ , ма-мы ; на-на, на-но , на-ну , на-нэ,на-ны . ма-мо на-но ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями. 3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом , мум , мэм , мым . 4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао , ау, аэ , аи, аоу , аоэ , аои , аоуэи , аоуи и т.д.
Упражнения для тренировки нижней челюсти открыть рот и закрыть выдвинуть нижнюю челюсть вперед движения нижней челюсти вправо-влево втянуть щеки и расслабить нижними зубами закусить верхнюю губу открыть рот с запрокидыванием головы назад выдергивание закушенной чистой марлевой салфетки
Примерная структура индивидуального логопедического занятия (по постановке звука) при Дизартрии Оргмомент . Артикуляционная гимнастика: -общие артикуляционные упражнения; -специальные артикуляционные упражнения для выбранного звука; -упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи. 3. Объявление темы занятия. 4. Постановка звука. 5.Анализ артикуляции по плану. 6. Закрепление звука. 7. Развитие фонематического слуха (из ряда предложенных звуков, слогов, слов). 8.Закрепление звука слогах/ словах/ предложениях/ тексте. 9. Домашнее задание. 10. Итог. Саморефлексия .
Правила проведения артикуляционной гимнастики ежедневно 3-4 раза по 5 минут, на начальном этапе коррекции не более 3 разных упражнений в день одно задание выполняется 5-7 раз удержание позы по 5-15 секунд от простого к сложному обязательно использование зеркала переход к новым упражнениям после отработки предыдущего занятия проводите в игровой форме, эмоционально
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика при дизартрии
Устранение дизартрии потребует много усилий и систематичности в выполнении целого комплекса упражнений. В первую очередь стоит начать выполнять упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Немецкая артикуляционная гимнастика при дизартрии
Комплекс артикуляционной гимнастики, позволяет нормализовать тонус мышц ....

Комплекс артикуляционной гимнастики с псевдобульбарной дизартрией
Комплекс артикуляционной гимнастики...

Как помогает артикуляционная гимнастика при дизартрии?
При дизартрии артикуляционные органы слабые и малоподвижные, поэтому особенно важно заниматься артикуляционной гимнастикой ежедневно. Только так получится достичь результата и добиться чистоты и яснос...
Активная артикуляционная гимнастика при дизартрии.
Интересный материал, как для родителей, так и для педагогов....

