СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ОЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Астратова Светлана Павловна

Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес представляет словообразование.

Термин «словообразование» означает образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушакова. С.И. Цейтлин. А.М Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Под общим недоразвитием речи принято понимать «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_onr.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В рамках изучения речи особый интерес представляет словообразование.

Термин «словообразование» означает образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом [30].

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (Т.Н. Ушакова. С.И. Цейтлин. А.М Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Под общим недоразвитием речи принято понимать «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». [16].

В исследованиях в области логопедии описано современное состояние проблемы изучения словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи (О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Ф. Иваненко, М.В. Ипполитова, Н.Л. Крылова, Р.И. Лалаева, М.В. Лейкин, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова, Р.Д. Тригер, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, С.Б. Яковлев и др).

Авторы отмечают, что прохождение всех этапов и ступеней овладения словообразованием детьми дошкольного возраста с ОНР будет сопровождаться значительными отклонениями от прохождения этих этапов сверстниками без речевых нарушений. В процессе словообразования у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов словообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения. [34].

Словообразование имен существительных значимо не только как сам процесс в становлении речи ребенка с ОНР, но и как важный начальный аспект в развитии всей лексической системы языка, в развитии речи в целом [1].

Доказанным является тот факт, что от уровня овладения дошкольником навыками словоизменения и словообразования будет зависеть не только состояние сформированности у него лексико-грамматической системы языка, но также и развитие языковой компетенции, навыков речевой коммуникации и дальнейшее школьное обучение. В связи с этим изучение становления процессов словообразования имен существительных у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста и дальнейшее развитие других частей речи является безусловно актуальным и весьма важным для коррекции речевого недоразвития.

Объект исследования: словообразования имен существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки у старших дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: особенности словообразования имен существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки у старших дошкольников с ОНР.

Цель исследования: изучение теоретических основ словообразования имен существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки у старших дошкольников с ОНР

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Изучить лингвистические психолингвистические представления о грамматической стороне речи,
  3. Описать развитие словообразования в онтогенезе
  4. Проанализировать клинико-психолого-педагогическую характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи
  5. Рассмотреть состояние словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Лингвистические психолингвистические представления о грамматической стороне речи

Русский язык, как и другие языки мира, организован определенным образом: образование слов и их работа подчиняется объективным правилам, чтобы язык мог осуществлять важную свою функцию – речевой контакт между людьми. Данная организованность называется грамматическим строем языка.

Сегодня словом грамматика называют и область языкознания, изучающую отличительные черты грамматического строя языка, и книги, в которых они отражаются.

Каждый день грамматика помогает нам излагать свои мысли и придавать им материальную оболочку, делать речь собранной и очевидной для окружающих. По сути, грамматика является логикой языка.

Для того, чтобы речь была понятной существует наука, изучающая грамматические категории- морфология, она же занимается в том числе и объяснением слов. Выделяются две ее составляющие: словообразование и словоизменение.

Термин «словообразование» означает образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом.

Словоизменение — это образование форм одного слова (словоформ), то есть такие регулярные видоизменения слова, которые различаются морфологическими значениями, но не затрагивают его лексические значения и принадлежности к определенной части речи.

Семантический строй категории имени существительного глубоко отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного – в формах рода, числа и падежа. В имени существительном синтаксические функции этих форм осложнены оттенками лексических значений. Даже падежи имени существительного являются в большинстве случаев не формами простого отношения, а формами соотношения.

Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях числа и падежа, а также в не словоизменительных категориях рода и одушевлённости – неодушевлённости.

Существительное объединяет слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и не одушевленности. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения.

В русском языке выделяют следующие способы словообразования:

1. Морфологический.

Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами. Аффикс – это часть слова, имеющая грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на префиксы, или приставки; суффиксы; постфиксы; интерфиксы, или соединительные гласные; флексии, или окончания.

2. Лексико-синтаксический.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

3. Морфолого-синтаксический.

Данный способ представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

4. Лексико-семантический.

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы.

Каждый из описанных способов словообразования – это модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую.

В рамках темы курсовой работы рассмотрим подробнее морфологический способ образования, а именно суффиксы эмоционально-экспрессивной оценки.

Суффиксы – значимая часть слова, с помощью которой могут образовываться новые слова. Для каждой части речи характерны свои суффиксы, которые выражают определённое значение. Например, некоторые суффиксы имён существительных могут обозначать и деятеля, и орудие действия, и лицо, и вещь. Они могут образовать в одном случае отвлечённое существительное, в другом – собирательное.

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой помогают говорящему реализовать свои эмоции и дать оценку происходящему.

С помощью суффиксов, имеющих эмоционально-экспрессивную оценку, выражается отношение к предмету, качеству или признаку. Особенно популярны в устой разговорной речи суффиксы уменьшительно - ласкательной окраски. Они используются для обозначения детенышей лис-лисенок, или подчеркивают нежное отношение к близкому человеку сестра - сестренка, Маша – Машенька.

Эмоциональная экспрессия выражается в «уменьшительных» суффиксах -ева- -ова-

Суффиксы могут помочь говорящему передать свое пренебрежительное отношение к предмету суффиксы -онк- в слове собачонка, девчонка явно указывают на отрицательную оценку.

Есть суффиксы, которые помогают выразить восторг: - ищ- в словах арбузище и рыбища указывают на восхищение огромными размерами предметов.

Эмоционально - экспрессивные суффиксы усиливают выразительность речи человека и помогают ему точнее передать свои мысли и чувства слушателям. Такие суффиксы должны отсутствовать в научном и официально деловом стиле, потому что в них не требуется выражение эмоций.

Эмоциональная окрашенность речи, беря на себя коммуникативную функцию, предопределяет эффективность общения. Мимика, жесты, позы, изменение интонации представляют собой «язык человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям. Для выполнения данной функции речь располагает обширным, тонко нюансированным инструментом - специальной лексикой.

Эмоционально-экспрессивную лексику называют адекватным средством выражения субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также средством выражения личных чувств или эмоциональных переживаний, например: «доброта», «печаль», «радоваться», «выигрывать», «смелый», «умный», «хитрый», «капризный».

Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

  • слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
  • слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной или с отрицательной стороны;
  • слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами и префиксами.

Рассматривая экспрессивно-оценочную лексику русского языка, О.С. Ушакова считает необходимым различать:

  • слова, которые обозначают определенные эмоции и переживания, имеют эмоционально-оценочные значения и т. д. (выделение этих слов производится в связи с предметно-тематической классификацией лексики);
  • слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств;
  • слова, в собственно лексическом значении которых заключена определенная оценка обозначаемых ими явлений .

Автор относит к эмоционально окрашенной лексике только две последние группы слов.

В русском языке выделяется фонд слов с устойчивой эмоционально-экспрессивной окраской, причем оттенки этой окраски чрезвычайно многообразны и обусловлены тем или иным отношением к называемому явлению: ироническое, неодобрительное, презрительное, ласкательное, торжественно-приподнятое и др.

Эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки, функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению, а следовательно, экспрессивностью, обычно через эмоциональность. М. Н. Кожина выделяет несколько групп экспрессивно-эмоциональной (или эмоционально-экспрессивной) лексики:

  • слова, использующиеся преимущественно в устно-фамильярной, разговорно-сниженной речи;
  • многозначные слова, которые в своем прямом значении обычно стилистически нейтральны, однако в переносном значении наделяются яркой оценочностью и экспрессивной стилистической окраской, в связи с чем их можно условно назвать ситуативно-стилистически окрашенными;
  • слова, в которых эмоциональность, экспрессивность и «вообще стилистические коннотации» достигаются за счет словообразовательных суффиксов. Автор рассматривает эмоциональность и экспрессивность в связи со стилистическими характеристиками, а также связывает эмоциональность с оценкой.

Таким образом, лингвистические и психолингвистические представления о грамматической стороне речи достаточно изучены в научной литературе. Грамматика представляет собой особую область языкознания, которая изучает способы словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций. Морфология как отдельная наука занимается изучением словообразования (образование новых слов) и словоизменения (видоизменение имеющих слов). Словообразование возможно посредством использования различных способов. Семантический строй категории имени существительного глубоко отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного – в формах рода, числа и падежа. Морфологический подразумевает образование новых существительных с помощью различных суффиксов, в том числе и суффикса эмоционально-экспрессивной оценки.

Из всего вышесказанного следует вывод, о том, что к сфере эмоциональной лексики принято относить среди прочих слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами и префиксами. Группы экспрессивно-эмоциональной (или эмоционально-экспрессивной) лексики: слова, использующиеся преимущественно в устно-фамильярной, разговорно-сниженной речи; многозначные слова, которые в своем прямом значении обычно стилистически нейтральны, однако в переносном значении наделяются яркой оценочностью и экспрессивной стилистической окраской; слова, в которых эмоциональность, экспрессивность и «вообще стилистические коннотации» достигаются за счет словообразовательных суффиксов. Нами описаны методики, по исследованию словообразования имен существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, которые могут использоваться учителями-логопедами, дефектологами и родителями. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова. – СПб. : Детствопресс, 2012. – 224 с.
  2. Безрукова, С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР / С.А. Безрукова // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.
  3. Богатырева, А. В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3281/ (дата обращения: 25.12.2021).
  4. Бутакова, Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка: моногр. / Л.О. Бутакова. - М.: Флинта, Наука, 2012. - 232 c.
  5. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня // Логопед. - 2004. - №1. - С.34-41. 
  6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М Вершинина // Логопед. - 2006. - №1. - С.34-40
  7. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. выш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 680 с.
  8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. - [Электронный ресурс: http://pedHb.ra/Books/4/0293/4_0293- 425.shtml]. - (Дата обращения: 13.11.2021).
  9. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения. Умственное развитие детей в процессе обучения : сборник статей / Л.С. Выготский. – Москва-Ленинград : ГУПИ, 1935. – 134 с.
  10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 471с.
  11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с.
  12. Грамматика русского языка для младших школьников. - М.: Литера, 2016. - 742 c.
  13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия.: методическое пособие по коррекции письменной речи[Текст] / Л. Н. Ефименкова - М.: Книголюб, 2006. - 144с.
  14. Долбикова, М. В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / М. В. Долбикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65572/ (дата обращения: 25.12.2021).
  15. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. - Екатеринбург: Литур, 2008. - 316с.
  16. Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) / Г. Б. Ибатова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3294/ (дата обращения: 25.12.2021).
  17. Истрина, Е.С. Грамматика русского языка / ред. В.В. Виноградов, Е.С. Истрина. - М.: АН СССР, 2016. - 116 c.
  18. Киселев, М. С. Лексика и словообразование / М.С. Киселев. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 296 c
  19.  Кожина М.Н. Стилистика русского языка (учебник). Изд. 3-е, дополненное и переработанное. М.: Просвещение, 1993. 223 с.
  20. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — СПб.: КАРО, 2006. — 240 с.
  21. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.
  22. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова – СПб.: Союз, 1999. – 160с.
  23. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей - М., 2004
  24. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
  25. Леонтьев, А.Л. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. Изд.: Красанд, 2010. — 216 с.
  26. Мастюкова, Е.М., Жукова Н. С, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Высшая школа, 2014.
  27. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико - грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова // Логопед. - 2004. - №6
  28. Мирошниченко, Н. В. Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок / Н. В. Мирошниченко, Н. Г. Сикиркина, Ю. М. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 190-194. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74042/ (дата обращения: 25.12.2021).
  29. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1965. – 66 с.
  30. Пехливанова, К.И. Грамматика русского языка в иллюстрациях / К.И. Пехливанова, М.Н. Лебедева. - М.: Русский язык; Издание 10-е, стер., 2016. - 352 c.
  31. Правдина О.В. Логопедия Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  32. Расстройства речи и методы их устранения. / Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – м.: 1975. – с 79–91
  33. Сапрыкина О.В., Витязь Л.Н., Комарова С.Я. Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 512-514.
  34. Серебрякова, Н.В., Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
  35. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Центр, 2006. - 144 с.
  36. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 23с.
  37. Толстопятова А.В., Дзюбань А.В. Особенности словоизменения существительных среднего рода у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // В сборнике: Трансформация социально-гуманитарного знания в условиях цифрового общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 2-х частях. 2018. С. 133-137.
  38. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ...канд.пед.наук. - М., 1997. - 19с. 
  39. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. - С. 54-58.
  40. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.
  41. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989. – 221 с. – С 82 – 85.
  42. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошк. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В.Чиркина. – М. : Просвящение, 1993. – 232 с.
  43. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, СПб, Дельта, 2006. - 384с
  44. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. — М.: Знак, 2009. — 592 с.
  45. Цейтлин С.Н. Словарь Говорят дети-Спб: НИВА 1996, 85с.
  46. Цейтлин С. Н. Словарь детских словообразовательных инноваций [Электронный ресурс]. URL:https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/26160/1003927.pdf?sequence=1 (дата обращения: 18.12.2021)
  47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  48. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1976. - С.92-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа нарушения словообразования имен существительных у старших дошкольников с ОНР

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии....

ОШИБКИ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

К числу важнейших задач логопедической работы  с дошкольниками, имеющими общее недоразвитиее речи, относится формирование у них навыков словообразования. В статье выделены наиболее характерн...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи,  учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....

Автоматизация звука /ЛЬ/ при обучении детей словообразованию: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ОК, -ЁК, -ОНОК, -ЁНОК, -УЛ.

Практический речевой материал позволяет обучать дошкольников словообразованию при автоматизации звука /ЛЬ/, используя принцип аналогии. Материал разбит на блоки в соответствии с суффиксами, а также - ...

Диагностика: упражнения и задания для оценки психомоторики старших дошкольников перед обучением в школе.

Вопросы развития моторики детей старшего дошкольного возраста привлекают внимание психологов и педагогов при разработке оптимальных способов организации начального этапа обучения....

«Особенности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи...