"Советы родителям при заикании детей"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Богданова Елена Борисовна

Материал предназначен для родителей заикающихся воспитанников старшего и подготовительного возраста  групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мастер-класс для родителей по проведению дыхательного тренинга в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками»

Древнегреческий философ Аристотель говорил «Дышим правильно – говорим легко». Это утверждение верно, потому что важнейшими условиями правильной речи является длительный плавный выдох и чёткая ненапряжённая артикуляция.

Существует 2 типа дыхания :

физиологическое

речевое.

Физиологическое дыхание – естественный нерегулируемый процесс.

Речевое дыхание – регулируемый процесс, при котором вдох короткий, лёгкий, а выдох длительный, продолжительный.

В момент эмоционального возбуждения у заикающихся людей нарушается речевое дыхание и чёткость речи. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

При заикании по локализации судороги бывают:

дыхательные,

голосовые,

артикуляторные.

Дыхательные судороги делятся на инспираторные, экспираторные и респираторные.

Инспираторные – в момент речи воздух как бы задерживается и человек замирает с открытым ртом.

Экспираторные – в момент речи воздух сильно, внезапно выталкивается наружу и фраза произносится с явной нехваткой воздуха.

Респираторные – соединение первых двух судорог (судорожный вдох и выдох)

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе;

слишком большой вдох;

учащенность дыхания;

укороченность выдоха;

неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;

неправильная осанка.

В формировании речевого дыхания выделяют четыре этапа.

Первый этап: подготовка к развитию диафрагмально-рёберного типа дыхания. Центральное место на данном этапе занимает выполнение упражнения «Шарик». Цели этого упражнения:

воспитание навыка правильного полного вдоха и выдоха;

развитие ощущений движений органов дыхания : диафрагмы и передней стенки живота.

Выполнять это упражнение рекомендуется сначала в положении лёжа на спине, потом в положении сидя, затем в положении стоя.

Второй этап: формирование длительного плавного выдоха через рот. Работа на данном этапе начинается с упражнения «Полоски». Цель этого упражнения: выработать вдох через нос и плавный продолжительный выдох через рот, тренируя силу выдоха. Отрабатывать это упражнение рекомендуется сначала с узкой бумажной полоской, а затем с широкой бумажной полоской.

На этом этапе также используется ряд других дыхательных упражнений в соответствии с лексическими темами: «Листопад», «Снеговик», «Подуть на горячий чай», «Самолётик», «Кораблики», «Буря в стакане». Интересны и увлекательны упражнения с разными предметами: «Вертушка», «Дудочка», «Мыльные пузыри».

В своей практике я успешно применяю дыхательные игры в индивидуальной работе, эти игры соответствуют лексическим темам: «Транспорт», «Насекомые», «Времена года», «Животные» и т. д.

Третий этап: развитие фонационного выдоха. На этом этапе отрабатывается упражнение «Вдохнуть аромат». Целью его является развитие фонационного выдоха. Это задание целесообразно использовать на лексических темах: «Овощи», «Фрукты», «Времена года».

Четвё ртый этап: развитие речевого дыхания. Здесь рекомендуется использовать упражнения:

1. Произнесение на выдохе нараспев:

«песенка» гласных звуков (А-О-У-И);

«волшебные слоги» (ма, мо, му, мы, ми, на, но, ну, но, ны, ни, та, то, ту, ты и. т. д.);

произнесение слов: мама, мила, мыло, ноты, коны, дети и. т. д. ; малина, машина, кубики и. т. д.

счёт до 5;

перечисление времён года, дней недели, названий месяцев;

фразы, состоящей из 3 слов, из 4 слов;

стихотворные фразы:(2-4).

2. Произнесение фраз прозаического текста.

3. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала.

Применять эти задания можно как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном.

Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Родителям о заикании детей"

Что делать, если   у  ребенка появилось заикание? Что необходимо знать родителям  о заикании?  В этой статье,  Вы найдете ответы  на   вопросы о заика...

Консультация для родителей "Десять советов родителям о здоровье детей"

Консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Советы родителям по адаптации детей ".

В данной консультации даются советы родителям, что надо сделать чтобы ребенок быстрее привык к детскому саду....

Консультация для родителей "Родителям о заикании детей"

Консультация для родителей "Родителям о заикании детей" Что необходимо знать о заикании?        Заикание – это патология, обуславливающая н...

Консультация для родителей "Десять советов родителям о здоровье детей"

Вот  те добрые советы,В них и спрятаны секреты,Как здоровье сохранить.Научись его ценить!...

Буклеты для родителей. Советы родителям по привлечению детей к чтению.

Советы родителям по привлечению детей к чтению. Буклет для родителей....