Консультация для родителей
консультация по логопедии

Алентьева Анастасия Денисовна

Ребенок не говорит. В чем причина? Не хочет или пока не умеет?

Разберемся ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rebenok_ne_govorit.docx423.37 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-48.userapi.com/impg/KQ2w0DszahdHg9JQYAs_sYoxz_S1oPQ84f4sPQ/HWnz5vXwyH0.jpg?size=1024x768&quality=96&sign=cf9af8f13e4b3b22ca88327f7fa5a421&c_uniq_tag=RA2tGjFGkAoHI4VaX4LfS8_ItzrRz9f1iGqsHdyYPb4&type=albumРебенок не говорит. В чем причина? Не хочет или пока не умеет?

Речь пойдет о РЕЧЕВОМ НЕГАТИВИЗМЕ. Это явление, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение, «всё понимает, а сказать не может».

Довольно часто это связано с чрезмерной настойчивостью родителей – попытки вытянуть хоть словечко могут приводить к протесту со стороны ребенка.

Однако не всё так просто.

https://school592.ru/wp-content/uploads/f/8/5/f8598c776a6cf247c6547ad82562b516.jpegЯрко выраженный речевой негативизм редко возникает на пустом месте. Чаще всего такая проблема бывает у детей, отстающих в речевом развитии – когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения.

Заметьте, условий всё-таки два: настойчивость взрослых и неготовность говорить. Родители часто путают НЕГОТОВНОСТЬ с НЕЖЕЛАНИЕМ. Дети никогда не ленятся делать то, что умеют, и отказ от речи – это реальная проблема (физиологическая или психологическая), а не «лень».

Как проявляется речевой негативизм?

  • Вместо слов ребенок молчит, мычит;
  • Начинает пользоваться жестами;
  • Проявляется «самостоятельность» (вместо того, чтобы попросить что-либо – подвигает стул, залезает и сам берет;
  • Не общается с другими детьми.

Если Ваш ребенок понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы, его речь прошла все этапы развития (гуление, лепет, простые слова), то причины молчания - психологические.  

Например, мама слишком часто просит «СКАЖИ» или «ПОВТОРИ». Или ребенок говорил несколько фраз, а потом попал в некомфортную среду https://www.blackpantera.ru/articles/wp-content/uploads/2019/11/image.jpeg(в садик, где окружающие дети разговаривают лучше), осознал свою речевую недостаточность и замкнулся.

Первое, что нужно сделать в этой ситуации – уйти от слов «скажи» и «повтори». Чрезмерное давление только усугубляет страхи ребенка.

https://fb.ru/misc/i/gallery/62920/2492271.jpgДалее важно дать ребенку мотивацию для активного использования речи.

  • Играя с ребенком в игрушки, четко произносите простые предложения и короткие слова: «Зайка прыг - прыг», «А как зовут нашего зайку? Зайку зовут Зая», «Зайка Зая» и т.д.

Повторяйте каждую фразу несколько раз, совершая при этом действие игрушкой. Не стоит доводить ситуацию до абсурда, это всё-таки игра, а не логопедический урок, поэтому старайтесь не дать ребёнку почувствовать, что он здесь ученик. На этом этапе мы ничего не требуем, а просто играем и повторяем простые слова.

  • https://www.dumohka.ru/wp-content/uploads/2017/02/583f0abdb60690993444391e65d52da2.jpgСледующий этап – имитация речи. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмём большой кубик. Что мы взяли?» и после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик».

К зайке пришёл мишка. Спрашивает: «Как тебя зовут?». Как зовут зайку? Зая».

  • Когда ребенок попробует что-то сказать, обязательно похвалите его, пусть он увидит, как вы радуетесь этой маленькой победе.
  • Хороший способ замотивировать ребёнка на речь – повторение стихов.

Начинать лучше с коротких рифмованных дорожек, например, «МА-МА-МА-МА, пришла снежная зи…МА». Это можно делать ненавязчиво, как бы не ожидая, что ребёнок будет отвечать. Услышав фразу достаточное количество раз, ребенок хорошо усвоит, что надо говорить, и однажды начнёт отзываться.

  • Ставьте ребёнка в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: банан или яблоко?». Главное, чтобы оба слова были ему хорошо знакомы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...