Здоровьесберегающие технологии
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна
Представлены здоровьесберегающие технологии, используемые в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii-1.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

   

          Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
         Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие  всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

         Использование здоровьесберегающей технологии на логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • повышение речевой активности;
  • развитие речевых умений и навыков;
  • снятие  напряжения, восстановление работоспособности;
  • активизация познавательного интереса;
  • улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с одного вида деятельности на другой;
  • укрепление здоровья детей как ведущего фактора,  позволяющего полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

Основными направлениями в работе являются:

  • сохранение и укрепление физического здоровья ребенка;
  • сохранение и укрепление психологического (эмоционального) здоровья ребенка;
  • пропаганда здорового образа жизни.

          Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка  правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

           Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек; уменьшить напряжение артикуляционных органов.

          Дыхательная гимнастика – неотъемлемая часть оздоровительного режима. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух во время речи.

          Зрительная гимнастика  используется в целях профилактики нарушений зрения. Цель проведения зрительной гимнастики – формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье.

          Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения). Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. На логопедических занятиях  имеется достаточно широкий спектр применения пальчиковых игр и упражнений.   Это наиболее удобный  вид  занятий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать её интересной для ребёнка.

          Речевые подвижные игры. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается  его речь. У детей с нарушениями речи часто отмечаются проблемы в развитии  общей моторики: недостаточна чёткость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

          Физкультурные минутки проводятся с использованием речевых подвижных игр в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции.

          Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создаёт положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.  Массаж показан детям с расстройствами речи. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

          Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

          Логоритмика является важной составляющей в коррекционной работе учителя-логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения.

         Психогимнастика направлена на использование  выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают разные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

         Песочная терапия. Песок развивает творческие способности ребёнка.  Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. Игры с песком развивают фантазии ребенка, здесь проживается сказочная жизнь. Игры с песком позитивно влияют на самочувствие детей, снимают психическое напряжение.

          Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, является элементом театрально-игровой деятельности. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сказку может рассказывать взрослый, это может быть групповое рассказывание, театрализованное представление. Для этого используются ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев.

         Использование здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного (коррекционно-развивающего) процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные  на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни. Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...