«Симптомы минимальных дизартрических расстройств (МДР) и "стертая дизартрия"»
консультация по логопедии

Анисимова Елена Васильевна

Минимальные дизартрические расстройства (МДР) – лёгкая степень выраженности дизартрических нарушений.

Для уточнения механизма нарушения звукопроизношения и построения адекватной программы коррекционного воздействия важно понимать, что МДР – это не промежуточная стадия между дислалией и дизартрией. В основе МДР лежат лёгкие своеобразные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, проявляющиеся на уровне неврологической микросимптоматики, зачастую не выявляемой в процессе стандартного неврологического обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simptomy_mdr.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Симптомы минимальных дизартрических расстройств (МДР) и «стертая дизартрия»»

1.Минимальные дизартрические расстройства (МДР) – лёгкая степень выраженности дизартрических нарушений.

Для уточнения механизма нарушения звукопроизношения и построения адекватной программы коррекционного воздействия важно понимать, что МДР – это не промежуточная стадия между дислалией и дизартрией. В основе МДР лежат лёгкие своеобразные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, проявляющиеся на уровне неврологической микросимптоматики, зачастую не выявляемой в процессе стандартного неврологического обследования.

2. «Стёртая дизартрия» – термин, впервые предложенный О.А. Токаревой, которая описывала её как лёгкие («стёртые») проявления псевдобульбарной дизартрии.

Симптомы МДР

Дифференциальная диагностика МДР по патологическим симптомам

1.Моторика    Патологические симптомы.

2.Моторика рук   Патологические симптомы.

3.Артикуляционный аппарат. Патологические симптомы.

4. Звукопроизношение Патологические симптомы.

5.Развитие речи – ФН, ФФН, ОНР, СНР при МДР

6. Просодика    Патологические симптомы.

7. Последствия МДР в школе Патологические симптомы

  1. Анализ анамнестических сведений.

МДР - состояние ребенка диагностируется как последствия

перинатального поражения НС (ППП НС). Имеют место отклонения во внутриутробном периоде, асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды. В первый год жизни ребенок  может наблюдаться у невролога, назначалось медикаментозное лечение, массаж. В диагнозе до года стояло «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия).

2. Общая моторика. 

Дети с МДР моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений

3. Мелкая моторика рук. 

Дети с МДР поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками.

4. Особенности артикуляционного аппарата.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем:

- лицо гипомимично;

- мышцы лица при пальпации вялые;

- позу закрытого рта многие дети не удерживают;

- губы вялые, углы их опущены;

- во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабилизации  

   звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи.

           - язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне

             полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При  

             функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем:

        - лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные;

        - губы постоянно находятся в полуулыбке, во время речи, не принимают  

          участие в артикуляции звуков.

- язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый,

без выраженного кончика, малоподвижный;

- гиперкинезы проявляются в виде дрожания, тремора языка и

голосовых связок. Гиперкинезы чаще всего сочетаются с повышенным

тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при МДР выявляется одновременно вне возможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому.

Девиация, т.е. отклонение языка от средней линии, сочетающееся с ассиметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация определяется лишь во время речи.

5. Звукопроизношение.

Звукопроизношение при МДР характеризуется:

смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков. Звуки ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных (водопроводчик - вапавочик).

6. Просодика. 

Интонационно-выразительная окраска речи детей с МДР резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает.

Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становиться захлебывающейся.

Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. они произносят слова скандировано, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб.

Но при анализе качества выполнения этих движений можно отметить:

смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц,

аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность

удерживания определенной позы, снижение объема движений,

быструю утомляемость мышц и др.

МДР – важный фактор, определяющий длительность  и эффективность логопедической работы на всех этапах.

1.  Диагноз ставится неврологом.

  • Детям с МДР необходимо проведение поддерживающей терапии, назначенной неврологом: метаболической, сосудистой, витаминной.
  • Детям с МДР необходимо проведение курсов общего массажа (в т.ч. массажа шейно-воротниковой  и лицевой зон), проводимых профессиональным массажистом по назначению невролога.
  •  При отсутствии противопоказаний невролог назначает курсы физиотерапии (электрофорез на органы артикуляции).

2. При МДР увеличиваются сроки подготовительного периода: в него включаются курсы логопедического массажа, меняется тактика проведения артикуляционной гимнастики; усложняется этап постановки звука и удлиняется и качественно меняется этап автоматизации звука.

Важно! При коррекции МДР придерживаться комплексного подхода, включающего в себя три блока:

  • Первый блок  медицинский, который определяет врач-

невролог. Кроме медикаментозных средств, назначают

ЛФК, массаж, рефлексотерапию, физиотерапию и др.

  • Второй блок  психолого-педагогический. Основным

направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций.

  • Третий блок логопедическая работа, которая проводится

преимущественно в индивидуальном плане.

Логопедическая работа включает в себя несколько этапов.

Первый этап (подготовительный), содержит следующие направления:

- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной  

  мускулатуры;

- нормализация моторики артикуляционного аппарата;

- нормализация голоса;

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация просодики;

- нормализация мелкой моторики рук.

Второй этап (выработка новых произносительных умений и навыков:

- выработка основных артикуляционных укладов

- уточнение и развитие фонематического слуха;

- непосредственно вызывание конкретного звука;

- автоматизация вызванного звука;

- дифференциация поставленного звука

Третий этап (выработка коммуникативных умений и навыков):

- формирование навыков самоконтроля;

- введение звука в речь в учебной ситуации;

- включение в лексический материал просодических средств.

Четвертый этап (предупреждение и преодоление вторичных нарушений при

           дизартрии).

Пятый этап (подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах

Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....

статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонн...

Минимальные дизартрические расстройства. Театрализованная игра.

Презентация «Театрализованная игра как средство коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»...

Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных дизартрических расстройств (стертой дизартрии).

В логопедической практике часто встречаются случаи неоднородности проявлений фонетических нарушений, когда среди якобы дислаликов выделяются дети с особой трудностью преодолевающие недостатки звукопро...