Дифференциация звуков Ш - Ф (речевой материал)
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ершова Евгения Викторовна

Данный речевой материал подобран для дифференциации звуков Ш - Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_sh-f_rechevoy_material.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Ш - Ф

Губно-зубной парасигматизм. При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф". Это происходит потому, что, в отличие от нормы органы артикуляции при губно-зубном сигматизме занимают следующее положение.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Язык:

- кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

- передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

- средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

- задняя часть спинки языка приподнята;

- боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия ( нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед ), вялость мышц передней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

- отработки движений нижней губы вниз-вверх,

- подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от звука с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ   ЗВУКОВ   Ф-Ш

  1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ша-фа

фа-ша

аш-аф

яш-яф

оф-ош

иф-иш

шо-фо

фо-шо

ош-оф

иш-иф

уф-уш

еф-еш

шу-фу

фу-шу

уш-уф

еш-еф

ыф-ыш

ши-фы

фы-ши

ыш-ыф

аф-аш

яф-яш

2. Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ш, ф.

Шарф, шалфей, шарфик, шафран, Фишка, шофер, афиша, шеф, шифер, шифон, шифр, фарш, финиш, финишировать, фишка, шрифт, шкаф, штифт, штраф, фисташки, фальшь, шлейф.

Игры : «Посчитай»

С 1 до 10: шарф, шкаф, афиша, фишка.

3. Упражнение. Произносить (читать) слова.

шарик - фонарик        

кофта - кошка        

фрак – шлак

флюс –шлюз

фланг – шланг

фтор – штора

кафтан – каштан

тиф-тишь

туф-тушь

        

4. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Фаина и Федя ели шоколад. В буфете  стоит чашка. Около фонтана росли ландыши. У жирафа самая длинная шея. Фрося купила шарф и шапку. Мама положила кофту в шкаф. На фабрике делают детские игрушки. На софе лежит шарф, под софой лежат туфли. Мы смотрели мультфильм про кошку. Филимон пошел на футбол. Даша пьет кефир. Филипп ест кашу. Мы ели филе кефали и картошку. У Фрола машина. У Маши туфли.

7. Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.

Филин со шкафа

Фыркал жирафу:

– Фу-фу,

Пыль на шкафу!

Нарисует ГРИША

И орла, и ГРИФА!

Книжка есть у МИШИ.

В ней — легенды, МИФЫ...

Нахмурит Маша БРОВКИ:

— Куда я дела БРОШКИ?

У машины возле ФАР

Был большой воздушный ШАР!

Я не ёжик! Я — КАШТАНЧИК!

У меня такой КАФТАНЧИК!

Загостилась

Хрюшка НАША

У Ниф-Нифа

И Наф-НАФА!

Кошечка трётся и трётся ОБ НОЖКИ:

Нравятся кошечке гольфы-ОБНОВКИ!

На ГОЛОВКИ надеваем мы косынки,

А ГАЛОШКИ надеваем на ботинки!

Любит Гришенька ШАКИРОВ

Фокусников и ФАКИРОВ!

Была Марфуша

Очень ЛОВКОЙ,

Когда орудовала

ЛОЖКОЙ!

Петушок поправил

ШПОРУ...

Новые сапожки

ВПОРУ!

Что у нас на правом ФЛАНГЕ?

Бочки старые и ШЛАНГИ...

Что у нас на левом ФЛАНГЕ?

Снова бочки! Снова ШЛАНГИ!

В шкафу у нас с Федюшей — фляжки,

Флажки, мешки, шарфы, фуражки!..

Федюша хочет стать шахтёром,

А я — Федюшиным шофёром!

И не в шашки, и не в фишки —

Мы играем в кошки-мышки!

Ну и что, что ты большой! —

Приглашаем всей душой!

И большие, и малышки, —

Все играют в кошки-мышки!

Крошки-мышки вшестером

Что-то шили за столом.

Слева шов, и справа шов...

Шлейф для Золушки готов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Данный материал представлен в виде индивидуальных карточек, которые могут использоваться логопедом как на индивидуальных занятиях, так и родителями во время закрепления поставленных звуков в домашних ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков Р – Л.

Речевой материал для дифференциации звуков Р – Л разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал...

Речевой материал для дифференциации звуков [С - Ч]

Представляю подборку речевого материала для автоматизации и дифференциации звуков "С - Ч". Материал пдобран по степени сложности и может использоваться как на занятиях, так и в качестве домашних задан...

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков [С-С*]

Различение звуков по твёрдости-мягкости не просто дается дошкольникам. Представляю подборку материала с заданиями по дифференциации "с-с*"....

Речевой материал для дифференциация звуков С-Ш

Данный материал используется в качестве домашнего задания для детей и их родителей.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"9476319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Картотека речевого материала для дифференциации звуков С - Ш.

Речевой материал  для дифференциации звуков  [с-ш] разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и короткие тексты для п...