"Путешествие дятла. Постановка звука Р"( конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии

Ячменева Валентина Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием песочной терапии

«Путешествие дятла. Постановка звука Р»

Учитель-логопед

Ячменева В.В.

Цель: Постановка звука Р.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Развитие фонематического слуха;
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Р;
  3. Обогащение и уточнение словаря;

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие артикуляционной моторики;
  2. Развитие речевого дыхания;
  3. Развитие мышления на основе работы со схемой артикуляции звука;
  4. Совершенствование внимания, памяти;
  5. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям;
  2. Воспитывать аккуратность;
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: стол для песочной терапии или ящик/контейнер с песком, фигурка дятла, перышки, поле  «Путешествие дятла», кристаллы, фигурка мышки,  картинка-схема артикуляции звука Р.

Ход занятия

1. Артикуляционная разминка:

Логопед предлагает ребенку сесть возле зеркала. Все упражнения выполняются под музыку. Артикуляционные движения выполняются вместе с соответствующими движениям рук.

Артикуляционное упражнение

Движения рук

1.«Заборчик-хоботок»

Руки в стороны – вместе;

2.Движения нижней челюсти вправо-влево

Кисти сближены, движения руками вправо-влево;

3.«Киска умывается»

Имитация «умывания» кошки поочередно правой, левой рукой;

4. «Вкусное варенье»

Согнутыми ладонями вперед-назад;

5. «Маляр»

Имитация движений кистью обеими руками вперед-назад;

6. «Чашечка» (статическое упражнение)

Ладони сложены в чашечку;

2. Основная часть:

Логопед предлагает ребенку подойти к столу для песочной терапии (ящику с песком).

«Ритуал входа»:

Логопед: Чтобы попасть в Песочную страну, надо закрыть глаза и произнесите за мной заклинание:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!

А еще желательно

Делать всестарательно!

 Логопед снимает ткань с песочницы.

Л: Посмотри, что это там… О,  здесь какой-то холмик. Давай посмотрим, кто там прячется! Кто это?

Ребенок раскапывает фигурку/картинку дятла.

Л: Это же Дятел! Он просит у тебя помощи, ему нужно попасть в свое дупло. А для этого, нужно добыть все кристаллы и пройти все испытания, которые встретятся у него на пути.  Логопед показывает картинку-поле «Путешествие дятла».

Развитие фонематического слуха, уточнение акустических характеристик звука Р.

Л: Посмотри, что первым встречается на пути у Дятла? (ухо). Нам нужно помочь ему услышать звук Р, чтобы добыть 1-ый кристалл.

В одном углу песочницы располагаем дятла, в другом углу кристалл.

Логопед произносит звуки, слоги, слова. дается инструкция: дятел должен шагнуть тогда, когда слышит звук Р.  

Располагаем первый кристалл на поле, закрываем картинку «Ухо».

Л: 1-е испытание пройдено. Передвигаем дятла по полю.

Формирование правильной воздушной струи для звука Р.

Л: Посмотри, что дальше на пути у Дятла? (Ветер). Нам нужно помочь ему выполнить все упражнения и научится правильно дуть.

Упражнение № 1 «Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение № 2 «Поплевывание с кончика языка». Широкий язык между зубов. На кончик языка располагаем ватку, ребенку необходимо «сплюнуть» ватку (слышим звук Т), не убирая язык.

Упражнение № 3 «Машина буксует». Артикуляционный уклад: Губы в улыбке, широкий язык за верхними зубами. Дуть на кончик языка, сдувая с руки логопеда перышки, издавая звук похожий на З.

Л: Молодец, теперь ты умеешь правильно дуть! Пора добыть второй кристалл.

В песочнице кристалл присыпан песком, ребенок дует в коктейльную трубочку и «освобождает» кристалл.

Л: 2-е испытание пройдено. Передвигаем дятла по полю.

Физкультминутка

Дятел долбит старый сук,

(Наклоны вперёд.)

Тук- тук - тук, тук - тук -тук,

(Приседания, постукивания руками об пол.)

Гонит эхо дятла стук,

(И. п. :руки к плечам, вытянуть руки вперёд, "отмахнуться".)

Туки - туки, туки- тук.

(Приседания, постукивание руками о пол.)

Уточнение артикуляционного уклада для звука Р. Подготовительные упражнения.

Л: Посмотри, что дальше на пути у Дятла? (Язык). Нам нужно вспомнить, как расположить губы и язык, чтобы правильно рычать. И выполнить упражнения для язычка.

Л: Давай посмотрим на схему и вспомним, что мы знаем о звуке Р, как ведет себя ротик, когда мы его произносим.

Р: Звук Р – это песенка тигра, когда мы произносим звук Р губы немного улыбаются, рот открыт, кончик языка за верхними зубами, дрожит, потому что на него сильно дуем.

Л: Сейчас мы выполним упражнения для язычка, которые помогут нам зарычать.

Упражнение № 1 «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо. 

Упражнение № 2 «Месим тесто». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад. 

Л: Чтобы добыть 3 кристалл нужно выполнить любимое упражнение дятла и помочь ему достать кристалл из песочного плена.

 Упражнение № 3 «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. 

Во время выполнения упражнения «Дятел» логопед фигуркой дятла, имитируя движения клювом освобождает «кристалл» из песка.

Л: 3-е испытание пройдено. Передвигаем дятла по полю.

Постановка звука Р.

Л: Посмотри, что дальше на пути у Дятла? (Тигр). Попробуем порычать как тигр? Потому что 4-ый кристалл в норке у мышки, напугаем ее и она отдаст нам кристалл.

1-ый способ: Выполняем упражнение «Дятел» и добавляем механическую помощь (движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка).

2-ой способ: Просим ребенка выполнить артикуляционный уклад для звука Р и произнести звукосочетание ДЖ, механически вызываем вибрацию.

 Л: 4-е испытание пройдено. Держи кристалл. Передвигаем дятла по полю. Дятел наконец-то прилетел в свое дупло.

Итог занятия:

Л: Молодец! А теперь давай попрощаемся сДятлом, закроем глазки и покинем песочную страну. Логопед накрывает песочницу тканью.

Л: Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить на занятии? Тебе понравилось помогать дятлу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"

В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия  на этапе постановки звука.  Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....

Тема: "Звук "Р" (конспект индивидуального логопедического занятия с использованием нетрадиционного игрового оборудования)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушением речи и соответственно возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Проведение н...

Тема: «Постановка звука [с]»Конспект индивидуального логопедического занятия.

ЦЕЛИ:- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.- Формировать длительную направленную воздушную струю.- Упражнять в различении слов, близких по звучанию.- Уч...

Тема: «Звук л’». (Конспект индивидуального логопедического занятия по обучению грамоте)

Конспект направлен на формирование чётко произносить и различать звук  л’ изолированно и в словах; учить выделять звук  л’ из ряда других звуков; учить определять место...