Разработка диагностического комплекса по обследованию фонематических процессов с учётом возраста ребёнка.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Яна Владиславовна Машихина

В данной презентации представлен разработанный мной диагностический комплекс по обследованию фонематических процессов ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка диагностического комплекса по обследованию фонематических процессов с учётом возраста ребёнка Выполнила: Машихина Яна Владиславовна Учитель-логопед

Слайд 2

Фонематический слух Э то способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно .

Слайд 3

Обследование фонематических процессов 1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк. Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия: - Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них. - Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. - Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку. - Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд взрослого. Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания. - Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается? Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух. Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции. - Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

Слайд 4

Обследование фонематических процессов 2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками: Да – та Та – да КА – га Та – да – та Да – та – да КА – га – кА Ца – ча – ца Ча – ща – ща Оц – оть – оц Сок – цок Том – дом Лук – люк

Слайд 5

Обследование фонематических процессов 3. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук. При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу. На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие . Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Слайд 6

Обследование фонематического восприятия Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий: 1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук. 2. Ребенок должен подобрать слова с заданным звуком. При этом сначала мы называем ему слова с правильными в произношении звуками, а затем – с нарушенными. Например: «Назови слово со звуком [М]» ([Б],[В],[Н],[Т],[Д],[К],[Г],[А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([З],[Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Р],[Л]). Во время этого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком П в начале слова».

Слайд 7

Обследование фонематического восприятия 3. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Слайд 8

Фонематический анализ Следующий очень нужный навык для успешного обучения в школе — это фонематический анализ. Фонематический анализ это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки ).

Слайд 9

Фонематический анализ Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания: 1. Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков. Например: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро». Потом предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.

Слайд 10

Фонематический анализ 2. Выделение звука из слова. Например: «Какой звук ты слышишь в начале слова в слове САД?» (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно ) «… в слове ЗУБЫ? В слове ОТЕЦ? В слове ШУБА? в слове ЖУК? В слове МЯЧ? В слове ЩЕТКА? В слове ЛАПА? В слове РАК?».

Слайд 11

Фонематический анализ 3. Определение последовательности звуков в слове. Например: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука [К],) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка. После выполнения этого задания с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

Слайд 12

Обследование фонематического синтеза Фонематический синтез — это мысленный процесс соединения звуков в целое слово. Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза? 1. Предлагаем ребенку слова из 3—5 слов с сохранной звуко -слоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой. Например: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [К], [А], [Б], [У], [Л], [К], [А]». Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко -слоговой структурой. Например: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р (О, Д. М)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"

Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....

Обследование фонематических процессов у детей старшего дошкольного ыозраста

Методика обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста...

Обследование фонематических процессов

Обследование фонематических процессов...

Обследование фонематических процессов у дошкольников

В статье говорится о том, как можно проверить и какую роль играет сформированность фонематических процессов у дошкольников....

Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"

Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...

Обследование фонематических процессов

Обследование фонематических процессов...