Развитие слухового внимания и фонематического слуха у дошкольников
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhovogo_vnimaniya_i_fonematicheskogo_sluha.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания и

фонематического слуха у дошкольников

     Технология развития фонематического слуха способствует на фонетическом уровне восприятию устной речи: развитию распознавания звуков речи, развитию стимулирующей функции речеслухового анализатора (формированию чёткого слухового образа звука), формированию слухового контроля за качеством собственного произношения. На фонологическом уровне происходит развитие дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза.

     С помощью слухового восприятия ребёнок узнаёт и отличает звуки друг от друга. Главной задачей является сформировать у него способность к целенаправленному вслушиванию в звуки и различению их между собой.

Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Уловив эту разницу, ребёнок изменяет артикуляцию и добивается совпадения звучаний, что невозможно без адекватного фонематического восприятия.

     Для выполнения упражнений можно использовать мяч, игрушки, картинки, картинки-символы, фишки, домики, поезд с вагонами, схемы.

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия, слуховой памяти

1.Выполнение инструкций. Послушай, и выполни (без показа).

- Прикрой ладонями глаза.

- Подними вверх левую руку.

- Согни правую ногу.

- Левую руку вверх, правую на пояс.

- Левой рукой возьмись за правую пятку.

- Подойди к двери и открой её.

- Возьми три ореха и положи в карман.

- Возьми с полки игрушку с длинными ушами и посади её на стул.

- Два раза присядь, три раза подпрыгни, четыре раза хлопни в ладоши.

- Три раза подпрыгни, два раза покружись, два раза присядь, руки на поясе.

- Четыре раза промаршируй, высоко поднимая колени, три раза покружись, руки за головой.

- Пять раз подпрыгни, два поклона, пять хлопков в ладоши.

- Хлопни как я (послушать и повторить хлопки)

2. Выполни только те задания, которые я скажу тихим голосом.

- Покружись.

- Присядь три раза.

- Топни ногой два раза.

- Поставь руки на пояс и наклонись вперёд пять раз.

- Подпрыгни три раза.

3. «Бывает не бывает» Если действие может происходить присесть (хлопнуть, подпрыгнуть).

- Корова летает.

- Рыба бежит в реке.

- Лошадь выступает в цирке.

- Слон залез в нору.

- Воробей чирикает.

- У кошки родились утята.

- Мальчики играют в футбол.

4. «Съедобное несъедобное» (хлопнуть в ладоши или поймать мяч, если «съедобное»)

Мороженое

Улица

Абрикос

Стол

Помидор

Ветка

Узнавание неречевых звуков.

1. «Минутка тишины» закрыть глаза и послушать тишину.

2. «Что услышали?» Слушаем бытовые звуки: шум воды, переливание воды из стакана в стакан, открывание двери, часы…

3. «Что звучит?» Прослушать музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, погремушка… Закрыть глаза и узнать, что звучит?

4. «Кто кричит?» Слушаем звучащие игрушки. Прячем за ширму. Кто кричит?

5.Музыка звучит, идём. Музыка остановилась, останавливаемся.

6.Слушаем быструю музыку и маршевую. Под быструю музыку бежим, под маршевую – маршируем.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

1. «Хлопни, когда услышишь нужный звук» Дети хлопают, если слышат песенку волка У.

2. «Остановка» Ребёнок ходит по кабинету. Я называю разные звуки. Если я назову звук А, нужно остановиться.

3 .«Слушай внимательно, произноси старательно» Произнеси звук У (сочетание звуков АУ  УА..) столько раз, сколько я ударю в барабан (1-3).

4. «Произнеси звук, когда увидишь символ звука» Дети произносят звук, если видят символ звука.

5. «Прочитай по символам» Показываем карточки-символы, дети называют звуки.

7. «Лесенка» Повтори звуки увеличивая силу голоса. АУИ  ИАО  УОИ  ЭОА

8. «Эхо» Две команды: одни произносят звуки громко, другие тихо.

9. «Изменяй свой голосок» произносить звуки: долго-коротко, громко-тихо.

А           И       Э      О    У          Ы

10. Произнесение звуков с увеличением силы голоса (сколько палочек я положу, столько раз произнести)

АУ     ОУЭ    ИАУ    ФА    ХА   ВЫ    ПЭ

Различение слов близких по звуковому составу.

1. «Повтори цепочки слов»

КОМ ДОМ  ПАКЕТ БУКЕТ  БАНАН ДИВАН  ОКНО КИНО

МИНУТА МОНЕТА ТКА БУДКА  КАЛИНА – МАЛИНА

ПАУК ИНДЮК  ВАГОН ЛИМОН  АНЯ МАНЯ  КОТЛЕТКА КОНФЕТКА

2. «Назови картинки».

ДОМ ГНОМ            ТАНКИ БАНКИ                 МЕДАЛИ ПЕДАЛИ

3. «Хлопни в ладоши» Определяем слово на которое надо сделать хлопок:

ВАГОН   БАТОН   ВАГОН   ГАЗОН   БИДОН   ЗАКОН   ВАГОН

 

Воспроизведение и дифференциация слогов.

1. «Повтори цепочки слогов» ТУ ТЫ ТО ТУ КА ПО ДО ДУ ДЫ

2. «Наоборот» НА НЯ    МА МЯ    ДА ДЯ   ПА ПЯ

Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущение.

1.«Подарки для Ани и Ули» выбрать слова на звуки А У.

1.«Слушай внимательно, выполняй старательно» Поднять символ звука: А Э О  И

2. «Угадай, сколько звуков» АУ    УА    ЭОИ

3. «Хлопни, топни» На звук М – хлопни, на звук Н - топни.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

     На первый план выдвигается новая задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры в это время используются собственные речевые кинестезии детей.

     Разработана определенная последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа:

- умение выделять начальный гласный звук из состава слов:

1. «Какой звук в начале слова?»? Послушай, как я произнесу слова: АНЯ  АИСТ Какой звук мы слышим в начале слова? Какой звук первый?

2. «Подбери картинку» Найти картинку на определённый звук.

3. «Послушай и назови первый звук в словах»

УТКА УХО УЛИЦА   АНЯ АИСТ АЛЬБОМ   ИВА ИНДЮК ИГРА

4. «Подарки для Ани и Ули» Выбрать слова на звуки А У.

- анализ ряда, состоящего из двух-трёх гласных:

1. «Сколько звуков?» АУ   УА    УАИ   ЭОУ  

2. «Живые звуки» Каждый ребёнок называет свой звук. Остальные отгадывают, что получилось. А Э

- анализ и синтез обратного слога:

Сколько всего звуков? АП

Какой звук первый? Какой звук последний?

- выделение гласного из положения после согласного:

1. «Найди гласный звук» ДОМ   МАК

2. «Назвови последний звук»

ГОЛОВА НОГА ОКНО КИНО ОГОНЬКИ ПИРОГИ КАКАДУ

 - выделение последнего и первого согласного звука:

1. Какой первый звук в слове? СУП. Какой последний звук?

2. «Добавь последний звук» СО    М         МА    К            

- анализ прямого слога:

Какой первый звук? Какой последний звук? МА

     Далее работа продолжается делению слов на слоги. Вводятся упражнения на преобразование слов путём замены отдельных звуков. Эта работа проводится с постепенным усложнением и подготавливает детей к овладению навыками чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематическо...

консультация для родителей "О необходимости развития слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет. Распечатываем и получаем  буклет....

Буклет "Развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей от 3 до 4 лет".

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 3 до 4 лет. Распечатываем и получаем буклет....

Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха

Подборка упражнений для работы с дошкольниками...

Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха

Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...

" Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха"

Дидактические игры для дошкольников для развития слухового внимания и фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе....