Методическая разработка на тему "Роль дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Давыдова Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста. Предлагаемые игры и упражнения составлены на основе игр и упражнений, уже описанных в методической литературе, с учетом особенностей детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дидактических игр и упражнений

для формирования лексико-грамматического строя речи»

     Нарушение речи у детей с общим недоразвитием речи носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

     Лексические средства и грамматический строй речи отличаются ограниченностью словарного запаса, его качественной неполноценностью и наличием аграмматизмов, что приводит к трудностям в овладении письмом и чтением.

     Словарный запас детей с общим недоразвитием речи часто беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, неполноценен качественно, что выражается в неправомерном сужении и расширении значений слов, неточном употреблении близких по значению слов. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи в связной речи детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий. Наблюдаются искажения морфологической структуры слова. На уровне предложения ошибки проявляются в изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций и согласования; нарушается синтаксическое оформление речи: дети пользуются самыми простыми синтаксическими конструкциями, с трудом конструируют сложные предложения, затрудняются выразить с помощью языковых средств причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

     Связная речь характеризуется несформированностью умений и навыков связно излагать свои мысли. Имеют место подмены связного высказывания односложными ответами на вопросы (одним словом) или разрозненными нераспространёнными предложениями.

     При коррекции недостатков устной и письменной речи необходимо вести логопедическую работу по трём направлениям:

  1. Формирование звуковой стороны речи.
  2. Формирование лексико-грамматического строя языка.
  3. Формирование связной речи.

     Речевое недоразвитие у детей с общим недоразвитием речи, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание родного языка в группах ДОУ для детей с ОНР. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначальном этапе обучения. Использование игры помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

1. Содержание коррекционно-логопедической работы.

     Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

1. Устойчивость произвольного внимания (зависит от степени значимости сведений, сообщаемых ребёнку).

2. Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений.

3. Анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений).

4. Способность к запоминанию (с опорой на наглядность и графические схемы).

5. Способность к переключению.

6. Навыки и приёмы контроля и самоконтроля.

7. Познавательная активность:

  • посредством усиления мотивации деятельности (введение элементов соревнования, игры; подчёркивание важности выполненного задания);
  • посредством овладения приёмами умственной деятельности (классификацией, сравнением, обобщением, анализом и синтезом).

    Формирование полноценных учебных умений.

1. Овладение основными мыслительными операциями:

  • анализом (мысленное расчленение объекта на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и свойств объектов, рассматривание предмета с разных точек зрения);
  • синтезом;
  • обобщением (предполагает гибкость самого процесса выделения общего существенного признака);
  • сравнением;
  • классификацией;
  • абстрагированием.

2. Планирование предстоящей деятельности:

  • анализ условий учебной задачи (проанализировать все совокупные данные);
  • составление общего плана решения (определение стратегии поиска);
  • активное осмысление материала;
  • выделение главного, существенного в учебном материале (определение звеньев и последовательности, если задание включает в себя несколько инструкций).

3. Формирование навыков самоконтроля (дети должны проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; искать и находить ошибки в собственной работе и в работах своих товарищей в специально отведённое для этой цели время). Наличие наглядного образца помогает осуществлять сравнение на любом этапе работы.

4. Работа в определённом темпе.

5. Использование оценки продуктивности собственной деятельности.

    Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

1. Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика).

2. Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

3. Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи соответственно полученной инструкции.

4. Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

    Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации      

    учебной деятельности.

1. Ответы на вопросы в точном соответствии с заданием.

2. Ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.

3. Ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начатки формирования связанного высказывания).

4. Применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы.

5. Употребление усвоенной терминологии в связных высказываниях (например: «Мы составляли предложение»).

6. Обращение к учителю-логопеду или товарищам за разъяснением.

7. Пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии.

8. Развёрнутый рассказ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия.

9. Формулирование задания при выполнении коллективных видов работы.

10. Проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы); формирование у детей контрольно-оценочных действий.

11. Соблюдение речевого этикета при обращении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны»).

12. Составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

13. Доказательство в развёрнутой и последовательной форме правильности выполнения действий.

2. Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи.

      Словарная работа.

Задачи:  

1. Учить ребёнка точно соотносить слово с предметом, явлением.

2. Формировать следующие умения и навыки:

  • производить действие, показывать предмет или явление;
  • называть действие, предмет, явление;
  • производить классификацию предметов;
  • знать назначение предмета и его частей;
  • знать основные формы и размеры предметов (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий; круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр, конус);
  • знать основные и оттеночные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, сиреневый);
  • иметь представление о количестве (много – мало – один);
  • ориентироваться во времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, послезавтра, вчера; дни недели, месяцы, времена года);
  • ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо, угол, верхний левый (правый) угол, нижний левый (правый) угол, середина квадрата, прямоугольника, круга; друг за другом, между, напротив, на одном расстоянии, в одном ряду, один над (под) другим; середина правой (левой, верхней, нижней) стороны);
  • знать состояние природы в различное время года;
  • знать и употреблять в речи имена собственные;
  • чётко произносить слова, окончания, словосочетания.

Содержание работы:

  • уточнение словаря, т.е. словарно- стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  • обогащение словаря (усвоение новых слов, в том числе и терминов; особое внимание обращается на слова, которые обозначают обобщающие понятия);
  • активизация словаря (перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение новых слов в предложения, словосочетания).

Приёмы работы:

1. Показ и называние нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания включается в знакомый ребёнку контекст.

2. Объяснение происхождения данного слова (сахарница – посуда, в которой находится сахар).

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех остальных домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, цели, условия, следствия.

7. Составление загадок, стихов, потешек.

9. Заучивание и пересказ русских народных сказок, начиная с самых простых.

10. Альбом новых слов, «копилка» новых слов (специально оформленная коробка, куда дети кладут картинки или записи слов, которые нужно запомнить).

    Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

1. Освоить основные нормы словоизменения:

  • единственное и множественное число
  • падежи
  • предлоги

2. Правила словообразования:

  • приставки
  • собирательные числительные

3. Согласование слов разных частей речи.

4. Использование правил грамматики в связной речи.

Темы:

1. Образование множественного числа имён существительных.

2. Употребление предлогов.

3. Склонение имён существительных.

4. Согласование числительных 1,2 с существительными в роде, числе, падеже.

5. Согласование имён существительных с количественными числительными.

6. Согласование собирательных числительных с именами существительными.

7. Образование относительных прилагательных.

8. Образование притяжательных прилагательных.

9. Согласование имён прилагательных с именами существительными.

10. Согласование порядковых числительных с именами существительными.

11. Спряжение глаголов.

12. Образование глаголов с помощью приставок.

13. Совершенный и несовершенный вид глаголов.

14. Изменение глаголов по временам, числам, родам.

Работа над предложением.

Основной целью работы является усвоение учениками понятия «предложение» и формирование умения составлять предложения разных типов.

1. Двусоставное предложение, включающее существительное и согласованный глагол 3-го лица настоящего времени:

Дерево растёт.

2. Другие двусоставные предложения:

Это дом. Дом большой.

3. Распространённое предложение:

а) именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (форма          винительного падежа совпадает с формой именительного падежа):

Маша пьёт чай. Мальчик рисует дом. Мама стирает бельё.

б) именительный падеж существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание –у):

Девочка несёт куклу. Дедушка читает газету. Мама моет раму.

в) именительный падеж существительного + согласованный глагол + винительный падеж существительного (прямое дополнение) + творительный падеж (со значением орудия действия):

Мама режет хлеб ножом. Я ем суп ложкой. Мальчик рисует машину карандашом.

г) именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа):

Вова даёт сахар собаке. Собака даёт лапу Вове.

д) именительный падеж существительного + согласованный глагол + падежно-предложная конструкция, означающая место действия:

Дети катаются на горке. Мальчик купается в реке.

е) именительный падеж существительного + согласованный глагол + наречие (места, времени, образа действия):

Солнце светит ярко. Самолёт летит высоко.

ж) именительный падеж существительного + согласованный глагол + инфинитив + одно или два слова в косвенных падежах:

Мальчик идёт ловить рыбу. Бабушка села вязать носки.

4. Предложения с однородными членами.

5. Сложносочинённые предложения с противительным союзом а:

Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.

6. Сложноподчинённое предложение с придаточным причины (научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?):

Мама взяла зонтик, потому что на улице шёл дождь.

7. Сложноподчинённые предложения, в которых главным предложением является оборот речи «я хочу», а подчинённым – выражение желания через союз чтобы + именительный падеж существительного + согласованный глагол + зависимое от глагола слово:

Я хочу, чтобы Лена взяла карандаш.

8. Научить детей в простой форме передавать чужую речь с помощью союза что

и придаточного предложения из 2-3 слов:

Коля сказал, что мы пойдём гулять. Нина сказала, что сегодня плохая погода.

Некоторые приёмы работы над предложением:

1. Придумать как можно больше предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам.

2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.

3. Придумать предложение с определённым количеством слов.

4. Распространить предложение, увеличив в нём количество слов.

5. Составить схему данного предложения и придумать своё по этой схеме.

6. Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).

7. Выделить из текста предложение с определённым количеством слов.

8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

9. Пересказ предложений своими словами.

10. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы составленного предложения.

11. Определить, правильно ли составлены предложения; если неправильно – исправить их.

12. Сократить предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов. Логопед произносит предложение, дети осмысляют его, запоминают, затем последовательно сокращают количество слов, сохраняя основное содержание.

13. Составление предложений по схемам, где одно слово обозначено картинкой, другое – знаком (одна черта – имя существительное, две черты – глагол, волнистая линия – имя прилагательное).

14. Прочитать текст, найти и подчеркнуть предложения.

Работа над семантикой слова.

Работа проводится как можно шире в процессе совершенствования навыка чтения. Слова читаются, анализируются, с каждым словом дети составляют предложения.

Упражнения:

1. Подстановочные: замена в слове одной буквы, которая изменяет смысл:

дачка – тачка – пачка – тачка – точка – почка – бочка – мочка – дочка – ночка - …

2. Обратные трансформационные: чтение слов в обратном порядке:

нос – сон, кот – ток, лес – сел, …

3. На добавление буквы в начале, конце, середине слова, в результате чего изменяется его смысл:

вал – овал, игры – тигры, рот – крот; пол – полк, бок – бокс, пар – парк; сор – спор, кот – крот, пот – порт, …

4. На исключение буквы из слова:

коса – оса, лампа – лама, смех – мех, шутки – утки, …

5. На перестановку букв в слове:

марка – рамка, пила – липа, кукла – кулак, мода – дома, …

6. Комбинированные: добавление буквы и исключение буквы:

Оля – Коля – кол; Оля – воля – вол, …

7. Наращивание слов:

боль – больно – больной, …

Дидактические игры и упражнения для формирования

лексико-грамматического строя речи.

     Словарная работа.

Имя существительное.

1. Уточнение значения слов – существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется).

Например, лопата – чтобы копать землю, тяжёлая, ручка деревянная, сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная…

2. Отгадывание загадок на разные темы с объяснением, как дети догадались.

3. Развитие ассоциаций.

Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень существительных: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.  Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

4. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающих две группы предметов.

Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.

5. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображённые на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

6. Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить. Почему это слово «лишнее».

кукла, песок, юла, ведёрко, мяч; стол, шкаф, ковёр, кресло, диван; лошадь, корова, олень, баран, свинья; зима, апрель, весна, лето, осень; мама, подруга, папа, сын, дедушка; круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник; гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога; Илья, Фёдор, Петров, Андрей, Женя; и т.д.

7. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и тыква; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолёт и птица; дерево и куст; и т.д.

8. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары:

огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба); помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша); часы – время, градусник (кровать, температура, окно); костюм – ткань, дом (забор, кирпичи, лестница); окно – дом, глаз (рот, очки, лицо); ручка – пенал, тетрадь (книга, портфель, парта); кошка – котёнок, курица (утка, петух, цыплёнок); машина – шофёр, самолёт (машинист, лётчик, небо); телефон – ухо, телевизор (радио, антенна, глаз); шапка – голова, сапог (щётка, мальчик, нога); и т.д.

9.Смысловые ряды.

Послушайте слова, догадайтесь, каким будет четвёртое слово:

Гвоздь - молоток, шуруп - … (отвёртка); дом - крыша, книга - … (обложка); огонь – пожар, вода - … (наводнение); электричество – выключатель, вода - …; школа – обучение, больница - …; птица – гнездо, человек - …; пальто – пуговица, ботинок - …; утро – ночь, зима - …; и т.д.

10. Игра «Назови части». Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть; грузовик - …; дом - …; дерево - …; часы - …

11. Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (грузовик); ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево); подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом); …

12. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи); движется по дорогам, по воде, по воздуху, возит людей, грузы (транспорт); …

13. Закрепление понятий «живое» - «неживое».                                                                            

Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем неживые.

14. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит кто? (девочка, кошка…); что? (река, молоко, время…)

Идёт кто? (человек, зверь…); что? (дождь, снег, время…)

Стоит кто? (что?) Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? (что?) Читает кто?

15. Отгадать названия животных:

мычит (кто?)…, хрюкает, мяукает, лает, ржёт, блеет, …

16. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (по заданной теме).                                                                                                                                                    Например, «Дикие животные»: прыгает…; кусается…; пугается…; хитрит…; заметает следы…; переваливается, …

«Весна»: тает…; бегут…; распускаются…; появляются…; зеленеет…; прилетают…; покрываются листьями…; цветут, …

«Овощи»: растёт…; зеленеет…; краснеет…; созревают…; вырастают…; дёргают…; срезают…; выкапывают…; срывают…; варят…; жарят…; солят…; маринуют, …

17. Игра «Как назвать того, кто…».

Водит поезд (машинист), играет на рояле (пианист), работает по дереву (столяр), делает причёски (парикмахер), разносит почту (почтальон), пасёт стадо (пастух), и т.д.

18. Отвечай быстро и точно: кто? или что? (подбор имён существительных к именам прилагательным).

Звонкий, быстрый, весёлый -…; вкусный, алый, сочный -…; аккуратная, послушная, весёлая -…; лёгкое, белое, пушистое -…; новая, интересная, библиотечная -…; жёлтый, кислый, ароматный -…; серый, зубастый, страшный -…; и т.д.

19. Выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля».

Друг, печаль, враг; ночь, сутки, день; радость, печаль, смех; жара, дождь, холод; и т.д.

20. Выбрать из трёх слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник – (мороженое, электроплитка, альбом); обогреватель – (сумка, утюг, вентилятор); сахар -–(чай, соль, арбуз); карандаш – (резинка, ручка, тетрадь); …

21. Игра с мячом «Скажи наоборот».                                                                                                Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

день -…, друг -…, грязь -…, радость -…, правда -…, юг -…, богач -…, трусость - …, и т.д.

22. Выбрать из трёх слов два слова-«приятеля».

Дом, солдат, офицер; дом, улица, здание; конь, собака, лошадь; пища, еда, посуда; и т.д.

23. Придумать слова-«приятели» к данным словам (можно использовать игру с мячом).

Здание -… (дом), печаль -… (грусть), конь -…, солдат -…, приятель -…, и т.д.

Глагол.

1. Объяснить значение слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например: шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

в) с целью актуализации припоминания событий ребёнок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

2. Развитие ассоциаций. (см. раздел «Имя существительное»)

Примерный перечень глаголов: стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

3. Обучить детей подбирать глаголы к именам существительным.

Мальчик – читает, пишет, лепит, вырезает, плачет, красит, чинит, забивает, смеётся и т.д.

Девочка – шьёт, вяжет, вышивает, готовит, печёт, жарит, провожает, моет, стирает и т.д.

Собака – живёт, сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает и т.д.

Ручей – бежит, поёт, звенит, течёт, журчит и т.д.

Лист – растёт, распускается, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шелестит, шуршит и т.д.

4. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? (по заданной теме).

Например, «Зима»: снег (что делает?) – падает, ложится, кружится, скрипит, тает, сверкает, переливается; снежинки -…; мороз -…; ветер -…; дети -…; и т.д.

«Лето»: солнце -…; листья -…; дети -…; облака -…; трава -…; ягоды -…; птицы -…; и т.д.

5. Игра «Что какие звуки издаёт?»

Дверь … (скрипит), машина … (гудит), листья … (шелестят), ветер … (свистит), ручей … (журчит), гром … (грохочет), град (стучит), бумага … (шуршит), и т.д.

6. Игра «Кто что делает?»

На карточках изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и др.

7. Игра «Кто что умеет делать?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижёт, чертёжник чертит, плотник строгает, строитель строит дома, шофёр водит машину, продавец продаёт, портной шьёт, и т.д.

8. Игра «Кто как передвигается?».

Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют как они передвигаются.

Лошадь скачет, змея ползает, рыба плавает, лягушка прыгает, и т.д.

9. Игра «Кто как ест?» (по картинкам).

Кошка лакает молоко, собака грызёт кость, корова жуёт сено, курица клюёт зерно, и т.д.

10. Игра «Кто как голос подаёт?» (по картинкам).

Голубь воркует, воробей чирикает, лягушка квакает, волк воет, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, сорока стрекочет, сова ухает, медведь рычит, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, корова мычит, лошадь ржёт, собака лает, и т.д.

11. Дополнить смысловой ряд подходящим глаголом.

Котёнок … молоко. Ручкой … на бумаге. Машина … по дороге. Пальто … на вешалке. Мелом … на доске. Ученик … книгу. Учитель … урок. Ромашки… на поляне. и т.д.

12. Игра «Назови лишнее слово». (см. раздел «Имя существительное»)

думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; выбежал, вошёл, вылетел, выскочил; и т.д.

13. Выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля».

Поднимать, опускать, брать; давать, продавать, брать; говорить, идти, молчать;

14. К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал: войти, говорить, взял, нашёл, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать, входить, хвалить, заснуть, разрешать, и т.д.

15. Выбрать из трёх слов два слова-«приятеля».

Взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться; и т.д.

16. Придумать слова-«приятели» к данным словам.

Идти …(шагать), льётся …(течёт), глядеть …(смотреть), торопиться …(спешить), ругать… (бранить), мёрзнуть …(зябнуть), беречь …(охранять), и т.д.

17. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками. Составить с ними предложения.

Ходить – переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить; лить – налить, вылить, перелить, долить, подлить, влить; писать – записать, переписать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, списать, приписать; и т.д.

18. Игра с мячом «Скажи наоборот» (закрепление употребления глаголов, обозначающих противоположные действия).

Наливает - …(выливает); входит - …(выходит); влетает - …(вылетает); вносит …(выносит); закрывает …(открывает); приплывает …(отплывает); сгибает …(разгибает); собирает ... (разбирает); приклеивает …(отклеивает); и т.д.

19. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где ещё совершается.

Мыла – вымыла, умывается – умылся, одевается – оделся, вешает – повесил, рисует – нарисовал, прячется – спрятался, и т.д.

Имя прилагательное.

Прежде, чем обучать детей правильно называть признаки предметов, необходимо научить их сравнивать предметы по этим признакам: величина, цвет, вкус, температура, вес, оценка, размер, форма, материал.

1. Научить детей выделять ведущие признаки предметов.

Что можно сказать про мяч? Какого он цвета, какой он по форме, величине, из чего сделан? (Значит, он какой?)

Что можно сказать про воздушный шар? Чем он отличается от мяча? Чем они похожи?

Что можно сказать про арбуз, яблоко, огурец, помидор, грушу? (Какой каждый из них по форме, цвету, величине, вкусовым качествам?)

2. Сравни:

  • по вкусу: горчицу и мёд, лимон и сахар, перец и клюкву;
  • по цвету: снег и сажу, траву и небо;
  • по высоте: дерево и цветок;
  • по толщине: канат и нитку, реку и ручей;
  • по ширине: дорогу и тропинку;
  • по возрасту: старика и юношу;
  • по весу: гирю и пушинку;
  • по размеру: дом и шалаш.

3. Игра «Подумай и договори».

Логопед называет часть предложения, а дети должны закончить его, используя разные прилагательные.

У этого платья рукава … (короткие, длинные, узкие, грязные, чистые, широкие).

На моём пальто воротник … (тёплый, меховой, большой, красивый, беличий, пушистый).

В комнате стоит шкаф … (книжный, платяной, деревянный, светлый, тёмный, высокий).

У моего брата варежки … (тёплые, вязаные, кожаные, красивые, мягкие, пушистые, новые).

4. Развитие ассоциаций. (см. раздел «Имя существительное»)

Примерный перечень имён прилагательных: жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

5. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» (уточнение связи прилагательных с существительными).

Например: трава (какая?) – зелёная, мягкая, шелковистая, густая, скользкая, сухая, болотная,

изумрудная, и т.д.

Побеждает тот, кто назовёт последним слово-прилагательное.

6. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? (по заданной теме).

Например, «Осень»: солнце (какое?) -…, небо -…, облака -…, тучи -…, земля -…, трава -…, дождь -…, деревья -…, ветер -…, листья -…, день -…, погода -…, и т.д.

7. Игра «Назови лишнее слово». (см. раздел «Имя существительное»)

грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; жёлтый, красный, сильный, зелёный; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, надёжный, далёкий, прочный; дряхлый, изношенный, старый, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий; и т.д.

8. Выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля».

Высокий, большой, низкий; длинный, большой, короткий; большой, низкий, маленький; белый, длинный, чёрный; тяжёлый, длинный, лёгкий; короткий, маленький, длинный; хороший, светлый, плохой; и т.д.

9. К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал: большой, белый, высокий, весёлый, тёмный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твёрдый, чистый, яркий, красивый, хороший.

10. Закончить предложениеи назвать слова-«неприятели».

Слон большой, а комар … . Золушка добрая, а мачеха … . Сахар сладкий, а горчица … . Дедушка старый, а внук … . Сажа чёрная, а снег … . Молоко жидкое, а сметана … . Камень тяжёлый, а пушинка … . Суп горячий, а компот … . Лев смелый, а заяц … . и др.

11. Выбрать из трёх слов два слова-«приятеля».

Грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; весёлый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный; и т.д.

12. Придумать слова-«приятели» к данным словам.

Быстрый - …(скорый), душистый -…(ароматный), ловкий -…(проворный), ненастный –(хмурый), горячий -…(жаркий), ласковый –(нежный), мокрый –(влажный), опрятный –(аккуратный), смелый -…(храбрый), и т.д.

     Формирование грамматического строя речи.

     Формирование словоизменения.

1. Игры на образование множественного числа существительных.

  • «Что в магазине?»

У взрослого один предмет, у ребёнка («на прилавке магазина») – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребёнок: А в магазине – яблоки.

Логопед: У меня груша, а в магазине?

Ребёнок: А в магазине – груши. И т.д.

  • «Один – много» (по лексическим темам).

Логопед: У меня огурец, а у тебя?

Ребёнок: А у меня – огурцы.

Логопед: У меня кабачок, а у тебя?

Ребёнок: А у меня кабачки. И т.д.

2. Игры на закрепление падежей.

    Закрепление формы родительного падежа:

  • Игра «Какой картинки не стало?»

Выставляется ряд картинок (лестница, мышка, книга, барабан и т.д.), картинки убираются по одной, дети называют их.

  • Игра «Кто сидит в клетке? Кого не стало?»

Кто сидит в клетке? (медвежонок, волчонок, тигрёнок и т.д. или медвежата, волчата, тигрята и т.д.) Кого не стало? (медвежонка, волчонка, тигрёнка и т.д. или медвежат, волчат, тигрят и т.д.)

  • Игра «Что без чего?»

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задаёт вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки, стул без спинки, кастрюля без ручки, платье без рукава, кофта без пуговиц, машина без колеса, шуба без воротника, чайник без носика, расчёска без зубьев, ботинки без шнурков, грузовик без фары, и т.д.

  • Игра «Из чего сварить компот?», «Из чего сварить борщ?»

На доске картинки с изображением фруктов и овощей. Дети называют картинки и составляют предложения.

- Я сварю компот из яблок, груш, персиков, абрикосов, слив, и т.д.

- Я сварю борщ из свёклы, моркови, картофеля, лука, фасоли, и т.д.

  • Игра «Где мы были, что мы видели?»

В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».

Логопед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков… Я был в саду. Видел много яблок, груш, персиков, слив … Я был в лесу. Видел много сосен, ёлок, дубов… Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков…

     Закрепление формы дательного падежа:

  • Игра «Кому что дадим?»

Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Дети отвечают на вопрос «Кому что дадим?» и подбирают соответствующие картинки.

Сено дадим корове, лошади; грибы дадим белке; яблоко дадим ежу; мёд дадим медведю; молоко дадим кошке; косточку дадим собаке; и т.д.

  • Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?»

На доске в два ряда расставлены картинки: люди без предметов и недостающие предметы. Логопед показывает предмет и предлагает детям назвать, кому нужен этот предмет.

Указка – учителю, термометр – врачу, шприц – медсестре, удочка – рыболову, весы – продавцу, кисть – художнику, ружьё – охотнику, ножницы – парикмахеру, и т.д.

     Закрепление формы винительного падежа:                                                                                                                          

  • Игра «Огород».

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребёнка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы). «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис). «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту). и т.д.

  • Игра «Кто подберёт больше слов?»

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.                                                                                   Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, панаму, юбку, блузку и т.д.). Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т.д.). Что можно штопать? (носки, варежки и т.д.). Что можно завязывать? Что можно надеть? Что можно обуть? Что можно надеть на голову?

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

  • Игра «Охотник и пастух».

На доске картинки: слева – «охотник», справа – «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.

- Кто изображён на картинках вверху? (охотник, пастух)

- Что делает пастух? (пастух пасёт домашних животных)

- Что делает охотник? (охотник охотится на диких животных)

Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

Затем логопед задаёт вопросы, указывая на картинку с изображением животных.

- Пастух пасёт кого? (корову, козу, овцу, свинью…)

- Охотник охотится на кого? (на медведя, зайца, лису, волка…)

     Закрепление формы творительного падежа:

  • Игра «Кто чем работает?»

Детям предлагаются картинки с изображением людей разных профессий: парикмахер, маляр, плотник и др. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто чем работает?»

Парикмахер – ножницами; плотник – топором; лесоруб – пилой; маляр – кистью; дворник – метлой; садовник – лопатой; и т.д.

  • Игра «Чем можно … ?»

Чес можно писать? – ручкой, рисовать - …, красить - …, пилить - …, рубить - …, мести - …, копать - …, причёсываться - …, умываться - …, вытираться - …, и т.д.

  • Игра «За чем пришёл?»

На доске картинки с изображением цветов. Дети – покупатели пришли в цветочный магазин:

- Я пришёл за розой (за розами).

- Я пришёл за ромашкой (за ромашками). и т.д.

Аналогично проводится игра по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Школьные принадлежности», «Продукты питания».

  • Игра «Кто с кем?», «Что с чем?»

Детям предлагается назвать картинки: корова с телёнком, чашка с блюдцем, корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой, кошка с котятами, и т.д.

  • Игра «Кто чем управляет?»

На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед задаёт вопрос: «Чем управляет водитель (шофёр, машинист, вертолётчик, лётчик, капитан, мотоциклист, велосипедист, … ?» (Водитель управляет автобусом. и т.д.)

     Закрепление формы предложного падежа.

  • Игра «Кто где живёт?»

На доске выставляются картинки с изображением жилья животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто где живёт (или зимует)?»

Лиса живёт в норе. Медведь зимует в берлоге. Волк живёт в логове. Коровы живут в коровнике. Свиньи живут в свинарнике. Белка живёт в дупле. Мышка живёт в норке. Лошади живут в конюшне. Кролики живут в крольчатнике.

  • Игра «Что в чём?»

На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задаёт вопросы. Дети отвечают. Выбирая нужную картинку.

В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле. В чём носят воду из колодца? В чём кипятят воду? В чём носят молоко? В чём хранят сахар? и т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? – Хлеб лежит в хлебнице. Где лежит салат? Где лежат конфеты? и т.д.

  • Игра «Где что растёт?»

На доске слева – картинки с изображением сада, огорода, леса, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед говорит: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места. Туда, где они растут. Где растут фрукты?

Дети отвечают: Фрукты растут в саду.

Картинка с изображением фруктов располагается около изображения сада. и т.д.

Аналогичным образом проводятся игры «Где что покупают?» (лекарства, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

     Закрепление предложно – падежных конструкций.

  • Игра «Умей найти своё место»

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребёнка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, впереди, сзади:

Коля за Костей, Настя впереди Кости, и т.д. Затем логопед просит каждого ребёнка ответить на вопрос: За кем ты стоишь? (перед кем. Между кем, впереди кого, позади кого).

  • Игра «Исправь ошибки»

Логопед говорит: Вот как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи.» Это правильно? «На столе сапожки, под столом лепёшки.» А как скажете вы? «Овечки в речке. Караси у речки.» Исправьте, пожалуйста.

  • Игра «Охотник».

Все дети выстраиваются в ряд. Ведущий говорит: «Охотник охотится на …». Дети по очереди называют диких животных и птиц и делают шаг вперёд. Кто не назвал животное, стоит на месте. Тот, кто дошёл до «леса» (сделал последний шаг), считается победителем в игре.

Варианты: игра проводится подобно предыдущей, только ведущий говорит:

- Охотник вернулся домой без … (слона, белки …)

- Охотник гордился пойманным … (слоном, белкой …)

- Охотник мечтал о … (слоне, белке …).

3. Игры на употребление предлогов.

  • «Игра в поезд» (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под).

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит: Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне – вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в третьем – со словом под.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложения и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» - в первый вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» - в третий вагон.

  • «Игра в лото» (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов:

             

     

     в            на           под         над

На карточках лото изображено по два предмета: один внутри другого, один на, над или под другим предметом. Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают её соответствующей схемой предлога, называя расположение мяча (мяч под стулом).

  • Игра «Различай предлоги».

На доске схемы предлогов в, на, под, над и их буквенные изображения. У детей картинки. На каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свою картинку под соответствующей схемой предлога.

  • Игра «Сделай правильно».

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога.

  • Игра «Правильно подними карточку».

Логопед называет словосочетания с предлогами в, на, над, под. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

   -     Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в – из, на – с, к – от).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. – Мальчик вынул мяч из ящика.

Дедушка подошёл к забору. - …

Брат поставил лампу на тумбочку. - …

  • Игра «Машина едет по дороге».

Логопед помещает машину на макете в определённое место. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зелёному дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

     Формирование словообразования.

1. Формирование словообразования существительных:

  • Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

1) в процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом –ик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова: дом-домик, нос-носик, хвост-хвостик, карандаш-карандашик…

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне: таз-тазик, сад-садик, клюв-клювик…

2) в дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса

-чик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: забор-заборчик, шкаф-шкафчик, костюм-костюмчик…

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав-рукавчик.

3) словообразование с использованием суффикса –к- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа-лапка, мышь-мышка, лошадь-лошадка…

б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования): шуба-шубка, корова-коровка, капля-капелька…

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова): крыльцо-крылечко, кольцо-колечко…

4) словообразование существительных с использованием суффиксов –очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имён мужского и женского рода на –а, -я:

Аня-Анечка, Оля-Олечка, Дима-Димочка…

б) словообразование неодушевлённых существительных женского рода: лента-ленточка, звезда-звёздочка, морда-мордочка…

5) словообразование существительных женского рода с использованием суффикса –ичк-:

вода-водичка, коса-косичка, сестра-сестричка…

6) словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов –оньк-,

-еньк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры слова имён собственных женского и мужского рода на –а, -я: Маша-Машенька, Миша-Мишенька, Надя-Наденька, Коля-Коленька…

б) словообразование нарицательных существительных мужского и среднего рода без изменения звуковой структуры корня слова: берёза-берёзонька, дочь-доченька, мама-маменька…

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова: рука-рученька, нога-ноженька, дорога-дороженька…

7) словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –ушк-, -ышк-, - иц-,

-ец-, -ц-:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом –ушк-:

дед-дедушка, соловей-соловушка, зима-зимушка…

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом –ышк-: перо-пёрышко, солнце-солнышко, гнездо-гнёздышко…

в) словообразование с помощью суффиксов –иц-, -ец-, -ц-:

- суффикс –иц- в существительных женского рода: лужа-лужица, кожа-кожица, земля-землица…

- суффикс –ец- в существительных мужского и среднего рода: мороз-морозец, письмо-письмецо, хлеб-хлебец…

- суффикс –ц- в существительных женского и среднего рода: пыль-пыльца, дерево-деревцо, мыло-мыльце…

-    Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды).

1) на начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова: суп-супница, чай-чайница, салат-салатница…

2) в дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом –ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня: хлеб-хлебница, сухари-сухарница, селёдка-селёдочница…

  • Образование существительных с помощью суффикса –инк-.

1) на начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня: бусы- бусинка, пыль-пылинка, дождь-дождинка…

2) в дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов: горох-горошинка, чай-чаинка, снег-снежинка…

  • Образование названий детёнышей животных и птиц.

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детёнышей животных и птиц проводится в следующей последовательности:

1) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова: гусь-гусёнок-гусята, ёж-ежонок-ежата, тигр-тигрёнок-тигрята…

2) словообразование с чередованием звуков в корне слов: волк-волчонок-волчата, орёл-орлёнок-орлята, лев-львёнок-львята…

3) словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма): овца-ягнёнок-ягнята, свинья-поросёнок-поросята, курица-цыплёнок-цыплята…

-    Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у детей с ЗПР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе. Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

1) словообразование существительных мужского рода:

- с суффиксом –щик-: барабанщик, сварщик, кладовщик…

- с суффиксом –чик-: лётчик, грузчик, разведчик…

2) словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами     –ниц-, -иц-: художник-художница, работник-работница, учитель-учительница…

Игры и игровые упражнения:

  • Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, вазочка, вилочка, яблочко и др.)

  • Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице…) После называния предмета дети кладут его в ту ёмкость, в которой он хранится. Далее логопед предлагает детям ещё раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчёркивает голосом (интонирует) суффикс –ниц-. Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) –ниц-. В заключении проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

  • Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детёнышей. Вначале логопед задаёт детям загадку про животных. Например,                                                              

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут её … (лиса).

- А как называют детёныша лисы? (лисёнок)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?» Посмотрите на картинки и вспомните названия детёнышей животных (лисёнок, ежонок, лосёнок…)

Логопед показывает картинку и задаёт вопрос типа: Кто у лисы?

Дети отвечают: У лисы лисёнок. и т.д.

- Послушайте ещё раз названия детёнышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-)

  • Игра «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик. ИЩ – большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (маленький) А какой дом был у брата ИЩ? (большой)

- У ИКА был носик, а у ИЩА?

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик–ротище, лобик–лобище, глазик-глазище, ручки-ручищи, ножки-ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ – значит, предмет большой.

- А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.

Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковёр (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).

  • Назвать профессии (по картинкам).

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (носильщик)

- Кто сваривает трубы? (сварщик)

- Кто вставляет стекло? (стекольщик)

- Кто работает на кране? (крановщик)

- Кто укладывает камни? (каменщик)

- Кто точит ножи? (точильщик)

- Кто чинит часы? (часовщик)

Далее логопед задаёт вопрос: Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик. Часовщик?

При произнесении этих слов логопед подчёркивает интонационно. Голосом суффикс –щик-.

  • Игра «Как назвать того, кто…?»

Логопед предлагает детям назвать того, кто…

- Кто на паровозе ездит? (машинист)

- Кто утром делает зарядку? (физкультурник, спортсмен)

- Кто песни сочиняет? (композитор)

- Кто играет на рояле? (пианист)

- Кто всё ломает? (хулиган)

- Кто водит самолёт? (лётчик, пилот)

2. Формирование словообразования глаголов:

  • Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

с- (играть-сыграть, петь-спеть, делать-сделать),

на- (рисовать-нарисовать, колоть-наколоть, писать-написать),

по- (обедать-пообедать, сеять-посеять, ужинать-поужинать),

про- (читать-прочитать),

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-,   -ыва-, -во- (застегнуть-застёгивать, умыть-умывать, затолкнуть-заталкивать).

  • Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

  • Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-,

при-, у-, пере-, за-, на-: входит-выходит, прибегает-убегает, подходит-отходит, закрывает-открывает, насыпает-высыпает…

Игры и игровые упражнения:                                                                                                                                                                                         

-     Словообразование при помощи приставок.

Методика работы по закреплению функции словообразования с помощью приставок от глагольных основ:

- уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (ехать);

- сопоставление его с глаголом, имеющим приставку (ехать – приехать);

- практическое применение глагола с приставкой в отдельных специально создаваемых ситуациях;

- сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (приехать – уехать);

- выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (пришёл, принёс, приехал);

- усвоение соотношения приставок и глаголов (перепрыгнул через, подошёл к).

  • Прочитайте приставки и слова. От данных слов образуйте однокоренные слова с помо-

щью приставок.

на-, при-, вы-, за-, с-. под-, пере-,      писать, ходить,

от-, об-, по-, в-, про-, до-, у-              плыть

Каждую группу однокоренных слов запишите с новой строчки. Выделите приставки.

   -     Образуйте новые слова при помощи приставок. С каждым словом составьте словосочетание и предложение.

вы-, до-, за-, на-, о(об)-, от-, пере-,      говорить

по-, под-, при-, про-, раз-, у-

   -     От глагола носить образовать производные формы со всеми приставками, которые возможны.  Составить словосочетания и установить, какое значение имеют глаголы с приставками, если они входят в разные сочетания (нанести снегу, нанести удар, нанести визит, нанести оскорбление).

Приставки: в-, вы-, до-, на-, об-, от-, пере-, по-, под-, при-, раз-, с-, у-.

  • Используя приставки, образуйте глаголы совершенного вида:

что делать?                             что сделать?

писать                                    написать

рисовать                                 на-…

бежать                                    по-…

нести                                       при-…

читать                                     про-…

думать                                    при-…

делать                                     с-…

видеть                                     у-…

   -     Определите значение приставки про- в следующих словах: пробежать, проехать, пролететь; протащить, проскочить, прошить; проворчать, прошептать, прогреметь; прокипятить, проварить, протереть; просмотреть, просрочить, просчитаться.

  • Образовать как можно больше новых слов, пользуясь приставками, от глаголов движе-

ния:

в-, вы-, вз-, до-, за-, из-, на-,      бегать, ходить, летать,

о(об)-, от-, пере-, по-, под-,       возить

при-, про-, раз-, с-, у-

  • Образуйте пары новых слов при помощи приставок:

при-   у-          бегать, ходить, летать,

в-       вы-        носить, возить

до-     от-

Определите, какое значение имеют эти приставки? (например, у- - значение удаления, при- - приближения).

  • Спишите, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.

С доски надо … однокоренные слова. Новую тетрадь ты должен правильно … . Из текста следует … словарные слова. Плохо выполненное задание лучше … .

   -     К данным словам припишите противоположные по значению с тем же корнем. Выделите приставку.

развязать -…, раздвинуть -…, разложить -…, развернуть -…, разлепить -…, разлететься -…;

вбежать -…, внести -…, въехать -…, ввести -…, вползти -…, вскочить -…

   -     Спишите слова. Обозначьте корень и ту часть слова, которая стоит перед ним (приставку).

а) пошёл, зашёл, ушёл, вышел, пришёл, вошёл.

     понёс, занёс, вынес, принёс, унёс, внёс, отнёс.

б) посвятил, засветил, высветил, подсветка.

     посадим, засадил, подсадите, отсадить, посадка.

     повозка, перевоз, вывозит, отвозит, увозит.

   -     Запишите словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-):

…бежать в комнату, …ставить стул, …писать письмо, …брать грибов, …вязать рану, …колоть орех, …бить гвоздь, …кутать куклу, …качаться на качелях, …путать буквы.

   -     Прочитать предложения. Произвести смысловой анализ слов, исправить ошибки, записать правильно.

Миши переходит в школу с радостью. Он заходит из дома в восемь часов утра, выходит через дорогу, ходит за своим товарищем. В класс Миша ходит вовремя.

3. Формирование словообразования прилагательных:

  • Образование притяжательных прилагательных.

1) словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ин-, -ов-.

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тётин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

2) словообразование с использованием суффикса –j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3) словообразование с помощью суффикса –j- и с чередованием в корне.

Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

  • Образование качественных прилагательных.

1) словообразование с использованием суффикса –н-

а) без чередования

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) с чередованием звуков в корне слов

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

1) словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -чин-. –оват-,  

-еват- и др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т.д.

  • Образование относительных прилагательных. 

1) словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ов-, -ев-.

а) без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова

Речевой материал: шёлковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишнёвый, грушевый, малиновый, берёзовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) с чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.

2) словообразование с использованием суффикса –н-

а) без чередования в корне производного слова

Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) с чередованием звуков в корне производного слова

Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3) словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ян-, -ск-, -енн- и др.

Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

Игры и игровые упражнения:

  • Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: №Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А на пенёчке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный).

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий, хвост кошки – кошачий, …

  • Игра «Ералаш».

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

  • Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба – дубовый лист, лист осины – осиновый лист, лист берёзы -…, лист клёна -…, и т.д.

  • Игра в лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Речевой материал: стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная, платье из шёлка – шёлковое, труба из кирпича – кирпичная, и т.д.

  • Сравнить предметы и закончить предложения:

Апельсин большой, а арбуз ещё больше. Клубника маленькая, а смородина ещё … . Куст низкий, а трава ещё … . Линейка короткая, а карандаш ещё … . Медведь тяжёлый, а слон ещё … . Шар лёгкий, а пушинка ещё … . и т.д.

 Согласование слов разных частей речи.

1. Согласование существительных и глаголов.

  • Сравни пары сюжетных картинок и правильно поставь вопрос:

Что делает?                            Что делают?

мальчик идёт                         мальчики идут

мальчик бежит                       …

девочка стоит                         …

мальчик спит                          …

девочка поёт                           …

  • Игра в мяч «Подбери слово»

Логопед бросает мяч ребёнку и называет слово, ребёнок должен подобрать соответствующее существительное или глагол:

крякают … (утки), мычит … (корова), чирикают …, мяукает…, змея … (ползёт), лошади … (бегут), дерево …, ветры …, летят …, волк …, плывут …, солнце … .

  • Игра «Умная стрелка».

Используется наглядное пособие: круг, разделённый на части, в которых нарисованы сюжетные картинки, изображающие действия; в центре круга закреплена подвижная стрелка. Логопед называет действие: копает, рисует, играют, строят, умывается, причёсывает, и т.д. Дети ставят стрелку на соответствующую действию картинку и придумывают предложение по ней: Дети строят башню. Мальчик рисует дом. Дети играют в мяч. и т.д.

2. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

  • Игра «Мой, моя, моё, мои».

Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой шарф, мой портфель, мой пенал, мой стакан, …), «это моя» (моя кукла, моя сумка, моя тетрадь, …), «это моё» (моё пальто, моё платье, моё дерево. …), «это мои» (мои вещи, мои тетради, мои игрушки, …).

  • Согласование местоимений мой, моя, моё, мои с прилагательными и существительными:

Мой голубой флажок. Я дарю свой голубой флажок Мише.

Моё зелёное платье. Я даю своё зелёное платье Маше.

Моя красная ручка. Я даю свою красную ручку Насте.

Мои зелёные кусты. Я даю свои зелёные кусты Коле.

3. Согласование существительных и прилагательных.

  • Игра «Один начинает, другой продолжает».

Зима … (снежная, длинная, холодная, морозная, студёная, вьюжная, ранняя…)

Ветер … (сильный, порывистый, морозный, резкий, ураганный, тёплый, …)

Дни … (короткие, тёмные, сумрачные, тёплые, …)

  • Игра «Магазин».

- Что у вас есть из меха? – меховая шуба, меховой воротник, меховые рукавицы.

- Что у вас есть из кожи? Из дерева? Из стекла? Из пластмассы? Из шерсти?

  • Игра «Какой это предмет?»

Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч.

Длинная – верёвка, шуба, колбаса, нитка, речка, улица, …

Длинный – шнурок, поезд, карандаш, день, переулок, …

Красная – лента, звезда, рубашка, шапка, … и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....