Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР
консультация по логопедии

Надеждина Мария Валериевна

Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_rabote_logopeda.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нейроигр в системе коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР»    

Надеждина М.В.

учитель – логопед СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12

                                                               

У детей с нарушением речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой и  двигательной сферах, что говорит о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Нейропсихологическая коррекция помогает компенсировать поврежденные функции головного мозга, актуальна для детей любого возраста. Нейропсихология - это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Другими словами она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психискую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Я считаю, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимо использовать нейропсихологические приемы, т.к. они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала. Это скучно для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование нейропсихологических игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Почему я решила использовать нейропсихологические игры в своей работе:

  • игровая форма обучения;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность;
  • автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.

Нейропсихологические игры и упражнения применяю:

  • для автоматизации поставленных звуков;
  • для дифференциации звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • усвоение лексических тем;
  • навыков словообразования, словоизменения.

Направления коррекционной работы, где я применяю нейропсихологические игры:

  • развитие общей и мелкой моторики рук;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие чувства ритма.

Нейропсихологические игры в структуре индивидуального или подгруппового занятия применяю так же в организационном моменте, в физминутках.

Приведу примеры игр.

  • Игры на развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

1. «Симметричные рисунки или двуручное рисование». Даю ребенку фломастеры в обе руки и предлагаю обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно, при этом можно проговаривать звуки, слоги.

     2. «Кулак-ребро-ладонь». Использую это упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

     3. Игра «Послушай и повтори». Ребенку даю словесную инструкцию, например: «Дотронься правой рукой до левого уха, а левой рукой до правого плеча и согни левую ногу».

     4. «Пальчики здороваются». Поочередное соединение каждого пальца руки с большим (перебор пальцев). Во время соприкосновения пальцев произносим слоги с отрабатываемым звуком.  

  • Игры на развитие общей и мелкой моторики, мозжечковая стимуляция.

(мозжечковая стимуляция – система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка).

1. Игры с мячами (обычными, массажными) и тактильными мешочками:

- перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

- передача соседу и наоборот («Скажи наоборот», «Один-много», «Ассоциации» (закрепление лексических тем));

- перекрестные движения (правая рука сверху, затем левая).

Использую эти упражнения на автоматизацию звуков, живое-неживое, летает-не летает и т.д. Например, на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук Ж – левой.

  • Игры на развитие чувства ритма (ритм – это важная нейропсихологическая составляющая работы логопеда. Отстукивание ритма помогает развить слуховое внимание, ритм неречевых звуков, является шагом к развитию фонематического восприятия. При наличии нарушения ритма речи ребенок говорит то быстро, то медленно, заикается, «глотает» окончания слов. Эти упражнения помогут сформировать ощущение ритма. Логопед задает ритм, отстукивая его рукой (потом ребенок):

- Громко – тихо (медведь и медвежонок)

- Барабанщик или Капельки.

- Визуально-ритмические ряды

Игры с камешками, пуговицами, штампиками:

Например:

- я буду говорить звуки, а ты как услышишь звук А клади камешек или ставь печать)

- положи столько камешков, сколько раз я хлопну в ладоши.

- я буду говорить звуки, а ты на звук А клади красный камешек, а на У зеленый. Как усложнение использовать обе руки. Красный класть левой рукой, а зеленый – правой. Начинаем с 2 звуков, затем цепочку увеличиваем.

- прохлопывание ритмов по образцу (использую карточки Травкиной). Очень полезно для внимания и памяти. Можно использовать при запуске речи, где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ, кап.

Также использую в работе популярную сейчас игрушку «pop it».

Приведу примеры игр:

- Деление слов на слоги. «Давим» слоги во время произношения слов. Так, наглядно показываю длинные и короткие слова, ищем ударный слог, даю задание на поиск нужного слога. Развиваем словарный запас и придумываем как можно больше слов по заданной лексической теме - называем по очереди слова, одновременно нажимая на Pop-it .
«Пианино».  Проговариваем  и продавливаем кружки сначала одной рукой (большой палец, указательный, средний и тд, затем двумя одновременно, и перекрестно держа руки (используем 2 игрушки). Здесь развитие межполушарного взаимодействия.
-
Предлагаем ребенку повторить ряд слогов, одновременно продавливая цветные кружки. Например, па-па-пя (синий, синий, зеленый). Развитие фонематического слуха.

           - Хлопаем пупырки, произнося чётко слоги. Например, первая строка -   слог "ла", вторая -  "ло", третья - "лу"...
-  Двигательные диктанты. Хлопнуть 2 пупырку в 3 строке, 5 пупырку в 4 строке... и т.д. Аналогично выполнять со столбцами.

 -  Ориентировка в пространстве: хлопни пупырку в правом верхнем углу, в левом нижнем... (если у Вас квадратная "Pop it").
- Хлопаем пупырки, произнося чётко слоги. Например, первая строка - слог "ла", вторая -  "ло", третья - "лу".

Итог: таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, дает возможность логопеду более качественно вести свою работу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении

Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений сперспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возрас...

Материал для педчаса в ДОУ по теме: "Система коррекционной работы по развитию речи дошкольников в ДОУ"

Материал для педчаса в ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Использование нейроигр в системе коррекционной работы

В наше время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом и психическом развитии. Довольно часто приходится встречать родителей, которые приводят на прием к специалисту дошк...

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Такое направление как нейрокоррекция в игровой...

«Использование метода синквейна в коррекционной работе по развитию речи дошкольников»

Одним из эффективных, интересных методов развития речи ребенка, который можно использовать в коррекционной работе, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Использо...