О развитии связной речи детей с ОНР.
статья по логопедии

Орлова Наталья Павловна

этапы и приемы развития связной речи детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Связная речь - смысловое развернутое, логическое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Формирование речи с детьми с ОНР   включает в себя следующие этапы:

- формирование полноценных фонематических процессов;

- формирование представлений о звукобуквенном составе слова;

- коррекция дефектов произношения;

- накопление словарного запаса (лексическое и грамматическое значение слов);

- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;

- обучение разным видам пересказа;

- обучение самостоятельному рассказыванию.

В процессе коррекционной рабаты следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, чтобы все его части были взаимосвязаны.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков. Недостатки детских рассказов - короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Логопед помогает детям с ОНР овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, логопед должен учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении.

Приемы, используемые на занятиях:

- объяснение,

- вопросы,

- речевой образ,

- демонстрация наглядного материала,

- упражнения,

- оценка речевой деятельности.

Особое место в системе работы над развитием связной речи у детей с ОНР в логопедической группе занимает составление плана развернутого высказывания. В работе над планом не мало места и времени отводиться в программе по развитию речи. Однако при обучении детей с ОНР в логопедической группе ей надо уделять значительно больше времени, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи, но и как способ организации их совместной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственное сообщение в логической последовательности.

Последовательно развиваются умения и навыки ребенка анализировать текст:

- определять тему рассказа; основную мысль текста;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять план связного высказывания.

С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения самостоятельного связного высказывания (определять его замысел, последовательность развертывания).

Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Несформированность связной речи детей с ОНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.

Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данный материал раскрывает, как правильно и  своевременно подойти к развитию речи ребенка используя прием моделирования....