Картотека пальчиковых гимнастик в младшей группе (по лексическим темам)
картотека по логопедии (младшая группа)

Левина Мария Игоревна

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovaya_ml.gr_.docx88.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

пальчиковых гимнастик

в младшей группе

(по лексическим темам)

Задачи:

1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тесто пластика).

4. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

5. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память.

«Детский сад»

В детском садике есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поиграем мы в игрушки

Будем все друзья, подружки!

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

«Азбука дорожной безопасности»

Красный он один такой:

Не иди, а просто стой!

Желтый – все еще стоим

И внимательно следим

А зеленый подмигнет –

И свободен переход.

Погрозили пальцем.

Показали ладонь перед собой.

Подмигнуть и пальчиками «шагаем».

«Овощи. Огород»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Ладошки «корзиночкой».

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Показывают большой палец.

«Сад. Фрукты»

Мы делили апельсин
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!

Левая рука в кулачке, правая её обхватывает

Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке

Встряхиваем обе кисти

        «Деревья»        

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдем,

В букет листья соберем.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

Волнообразные движения ладонями.

Взмахи ладонями вверх-вниз.

Шагаем пальцами.

Загибаем пальцы начиная с большого на обеих руках.

Хлопаем в ладоши.

«Уроки Мойдодыра»

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет футболист,

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол – волейболист,

В баскетбол – баскетболист.

Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

«Я в мире человек»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

(Соединяем пальцы, стучим друг о друга.)

(Кулачки стучат друг о друга.)

(Ритмичное сжимание кулачков.)

«Кто как готовится к зиме»

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

Руки сжимают в «замок».

Разводят руками перед собой.

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

«Одежда. Обувь»

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю.

Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

«Пришла зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Загибаем пальчики по одному.

Имитируем лепку комков.

«Крошим» всеми пальчиками.

Правой ладошкой по левой.

Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхиваем ладошки.

Движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку.

«Ёлка символ Нового года»

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

«Фонарики».

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Раз – подбросим, 

Два – поймаем. 

Три – уроним и … сломаем! 

Загибать пальчики

Лепить, меняя положение ладоней

Показывают круг, гладят ладони друг о друга

Подбросить, посмотреть вверх

Ловят

Роняют на колени ладони и топают

«Звери и птицы зимой»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков!

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Показывают большой палец, вращая им.

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

«Свойства бумаги»

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

Ладошки соединяют вместе «книжкой».

Раскрывают и закрывают «книгу».

Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

«Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Показывают и шевелят большим пальцем.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

«Такие разные машины»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки

«Быть здоровыми хотим!»

Утром рано мы проснулись,

Сладко, сладко потянулись.

Глазки широко открыли,

Улыбнуться не забыли.

Носом воздух нюхать стали,

Губки маму целовали.

Ушки, верные друзья,

Слышат то, чего нельзя.

Шея правит с головой,

Поверти-ка ей, друг мой.

Кисти, локти, плечи – это руки, дети.

Вот колени, две ступни –

Это ноги – знаем мы.

Есть спина, и живот,

Только не наоборот.

Движения по тексту

«Наши защитники»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь.        

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

Шагаем пальцами по коленям (столу).

Грозим указательным пальцем.

Сжимаем-разжимаем пальцы.

Показываем силу рук.

«Мамин день»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Сжимают ладошки в «замочек».

«Народное творчество»

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он собрал, созвал буренок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А, коль волк придет, его разбудить.

Посчитал коров

И сладко зевнул

Да под белою березкой уснул.

Идем пальцами по ладони лев.руки.

Указат. пальцем показываем пальцы левой руки

Грозим пальцем

Обеими руками «Зубы волка»

Указательным пальцем считаем пальцы левой руки

Раскрываем пальцы обеих рук в стороны

Указательный палец положить на ладонь левой и закрыть в кулачок

«Волшебница вода»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Делают ладошку у лба «козырьком».

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«В мире сказок»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

Показывают большой палец.

«На дворе весна»

На дворе у нас весна!

Солнце светит – красота!

Лишь сосульки кап-кап-кап,

С крыши капают вот так.

Хлопки

Развести руки

Большой палец соединяем с остальными

«Звери и птицы весной»

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

«Луна. Звёзды»

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носочках поднялись,

А потом руки вниз.

1,2,3 потянись

Во летит ракета ввысь.

Соединяем подушечки пальцев, медленно поднимаем над головой.

Руки опустить.

Сжимаем разжимаем пальцы.

Руки вверх подняли, потрясли кистями рук.

«Мебель»

Мебель я начну считать:                         

Кресло, стол, диван, кровать,         

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал —                          

Десять пальчиков зажал.          

               

Дети делают ритмичные хлопки.

На каждую строчку пальчики «здороваются».

Показывают десять пальцев.

Сжимают пальцы в кулак.

«Огонь - друг, огонь – враг»

На машине ярко – красной  

Мчимся мы вперёд. 

Труд тяжёлый и опасный 

Нас, пожарных, ждёт. 

Вой пронзительный сирены 

Может оглушить 

Будем и водой, и пеной  

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям 

Сможем мы помочь 

С пламенем бороться будем, 

Мы и день и ночь! 

 

Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»

Ритмично щёлкаем пальцами рук

Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально

Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками 

Ритмично покачивают головой

Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем

Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака

Ритмично постукивают кулачками друг о друг Ритмично потирают ладони

Ритмично похлопывают руками по бокам Ритмично потопывают

Ритмично хлопают в ладоши

«9 мая. День Победы»

Сегодня праздник всех отцов

Всех сыновей, всех кто готов,

Свой дом и маму защитить,

Всех нас от бед от отгородить.

Сжимаем-разжимаем пальцы.

Хлопаем в ладоши.

Крыша над головой.

Сжимаем-разжимаем пальцы.

«Береги свою планету»

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Движения по тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в старшей группе.

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в старшей группе....

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами для детей средней группы с ОНР.

Картотека  включает в себя пальчиковую гимнастику в стихотворной форме по лексическим темам на год....

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в подготовительной группе

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в подготовительной группе1.«Встреча после лета"В нашей группе все друзья(Ритмично сжимают и разжимают ку...