Развитие детской инициативы посредством новой педагогической технологии «Лепбук»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Саввино - Каринская средняя общеобразовательная школа
дошкольное отделение - детский сад № 63
Консультация для педагогов
Тема: развитие детской инициативы посредством новой педагогической технологии «Лепбук».
Подготовила: учитель - логопед
Локтионова Е.В.
с. Каринское, 2024 г.
Технология «лэпбук» и ее применение
Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогам. Образовательный стандарт подразумевает, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями. Перед современным учителем-логопедом стоит важная задача по поиску и внедрению новых подходов, идей, форм и методов в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
С одной из современных технологий мы и хотели бы вас сегодня познакомить.
В переводе с английского (lapbook, lap – колени, book – книга).
Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Во многих странах мира лэпбук используется педагогами и родителями для веселого и игрового освоения нового материала. Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.
Работа логопеда – трудоемкая и кропотливая, часто сопровождается сопутствующей работой по формированию мыслительных процессов, памяти, внимания и тп. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
- пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
- ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- формировать психологическую базу речи;
- совершенствовать мелкую моторику.
В своей работе мы используем лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. Лэпбуки созданные совместно с детьми приносят больше пользы, чем любые готовые книги и игры.
Технология лэпбука позволяет не только логопеду взаимодействовать с ребенком, но и активно привлекать родителей к отработке звуков.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
С младшими дошкольниками удобно использовать лэпбуки созданные педагогом. А вот старших дошкольников можно и нужно привлекать к созданию собственных лэпбуков. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
При создании лэпбука мы придерживались следующих критериев (с учетом требований ФГОС)
1. Доступность - информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку.
2. Прочность - учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность - лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативность - желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
5. Самостоятельность - его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)
Традиционно материал в лэпбуках организуется с помощью кармашков, окошек, дверок, гармошек, вращающихся деталей, высовывающихся деталей, тегов, пазлов и тп.
Мы представляем вашему вниманию Лэпбук на автоматизацию звука Н.
Лэпбук «Звуковичок»
- универсальные карточки с заданиями (Назови ласково, один-много, назови место звука в слове, придумай, запомни и повтори, посчитай)
- Буква Н с картинками, начинающимися на твердый звук Н. (картинка сменная)
- Паровозик «Артикуляторное путешествие» - в каждом вагончике упражнения в картинках.
- кармашки с картинками на звук Н в разных позициях.
- Звуковые кристаллы. Бусины обозначают согласный звук. В зависимости от положения бусин можно отрабатывать разные виды слогов (есть схемы по которым это можно делать)
- Звуковая дорожка – ребенок шагает пальчиками и называет слоги (используя схемы слогов из предыдущего задания)
- Домик для определения места звука в слове
- Стиральная машина – ребенку надо подобрать пары носков и выставить их на линеечку. Выполнить задания по универсальным карточкам. Подобрать прилагательные к слову носки (красные, новые, растянутые и т.п.)
- Назови детеныша
- Съедобное – несъедобное
- Какой сок?
- Искалочки – найти заданное количество слов со звуком на карточке со множеством похожих предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1187360-1581266163.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873337-1483885556.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).
благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-343354-1384352291.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. В ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/17/picture-1031793-1523975380.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох...
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).
ЛэпбукЧто такое лэпбук?Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book– книга). Это такая небольшая самодельна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/08/picture-1345369-1631072614.jpg)
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
статья о развитии детской инициативы с помощью современных технологий...