Консультация для родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Попова Анна Дмитриевна

Нарушение слоговой структуры слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Нарушение слоговой структуры слов"

В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

Случаи искажения слова учащаются во фразе, и в самостоятельной речи. Дети с нарушенной слоговой структурой слова в речи часто допускают следующие ошибки:

• сокращают число слогов: ВИЛОНЧИСТ (виолончелист); ФОТОРАТ

(фотоаппарат);

• не могут четко определить размер слова и удлиняют его стереотипно, повторяя несколько раз один из слогов;

• не могут переключиться с произношения одного слога на другой и уподобляют слоги друг другу: ВАНАКА - КАНАВА, ПАМАНА -ПАНАМА;

• сокращают стечения согласных, когда звуки, им доступные, но в местах стечения согласных опускаются: КНИГА - НИГА, ЛИСТ - ЛИТ:

• переставляют слоги: МОРАШКИ - РОМАШКИ;

В процессе обучения специально отрабатываются следующие навыки:

• воспроизведение нужного ритмического контура (число слогов и ударение);

• переключение с одного слога на другой;

• произнесение стечений согласных:

• сохранение нужной последовательности слогов в слове.

Большим подспорьем в этой работе становятся

игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа слова. Дети подготовительной группы уже ориентируются в звуковой структуре слова, могут интонационно выделять вуки в начале, середине и в конце слова, определять его качественные характеристики.

В старшей группе объясняйте детям, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па).

Расширяем их знания, говорим, что часть слова называется слог. Затем мы предлагаем сосчитать количество слогов в слове. Мы напоминаем детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу.

Предлагаемые игры и упражнения помогают ребенку усвоить деление слова на слоги, определять ударные и безударные слоги.

«Договори слово» Произнесите любой первый слог, а ребенок второй (двусложные слова). Пусть он проговорит по слогам получившиеся слова полностью: ШИ-НА, РА-НА, РУ-КА, РА-MA, РЕ-КА, ВО-ДА, ВЕТ-КА, СУМКА, ШУТ-КА, ЛОД-КА, МАР-КА, РЕП-КА..

«Магнитофон» В эту игру надо играть втроем. Первый играющий

(взрослый) называет первый слог РА, второй (взрослый) — МА, третий (ребенок в роли магнитофона)— называет слово целиком РАМА.

«В слове слог договори, будь внимательным, смотри». Предложите ребенку добавить слог ЗА только в том случае, если получается слово: ЗАНОЗА, СТРЕКО- ЗА, КОЛБА- ..., ГЛА- ЗА, ВА- ЗА, МИМО-ЗА. (Слоги и слова вы можете подобрать самостоятельно).

«Быстро повтори слово». Предложите ребенку внимательно послушать, какие из названных вами слов заканчиваются на ТА (или на ДА), и быстро

повторить их. ПОЧ – ТА КАР – ТА БЕ – ДА ВО – ДА

РЕБЯ – ТА ЛОПА – ТА ПОГО – ДА ГАЗЕ – ТА

ПОБЕ – ДА КОНФЕ – ТА ОБИ – ДА ВОЛОГ – ДА

«Мяч поймаешь ты тогда, когда названа еда!»

Бросаете мяч ребенку и называете слова, обозначающие пищу: горошек, пироги, мороженое, сапоги, пирожное, а тот, в свою очередь, ловит мяч, если назван съедобный предмет, и повторяет слово по слогам: го-ро-шек.

Задания можно менять, просить ребенка выбирать только названия мебели, одежды, транспорта и т.д. Усложнить игру так же можно, попросив ребенка отчеканить мячом нужное количество слогов.

«Телеграф». Взрослый произносит двусложные или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш), а

ребенок отхлопывает, отстукивает количество слогов в названном слове — передает слово по телеграфу.

«Выбери картинки». Разложите на столе открытки или картинки двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами (са-ни, ро-за, ма-шина, ма-ли-на). Пусть ребенок отберет вначале картинки, слова-названия которых состоят из двух, затем из трех слогов. Обратите внимание на то, что все слоги разные.

«Поищи слово». Скажите ребенку, что есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Поищи слово, которое спряталось в слове песок. Ребенок делит слово пе-сок на слоги и узнает, что спряталось слово сок. Пусть ребенок самостоятельно отыщет спрятавшиеся слова в словах рыбак, кулак, Борис, пирог, король.

С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше красными, синими и зелеными кружками.

К привычным схемам слов добавляются звукобуквенные.

Рассмотрим это на примере. Рассмотрите картинки, впишите в схемы гласные буквы. Для этого:

1. Начните работу с более коротких слов. Произнесите каждое слово вслух.

2. Обратите внимание на то, сколько звуков в слове.

3. Определите, какие гласные звуки вы слышите в слове, и на каком месте.

Например: В слове бык три звука, есть гласный звук [ы], это второй звук в слове. В эту схему надо вписать букву ы во вторую клетку.

Сегодня вы познакомились с конкретными приемами, которыми можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.

Рекомендации:

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом или воспитателем.

Поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте успехи, учите преодолевать трудности. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно– логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом, закрепить в процессе повседневной жизни.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...