Консультация для родителей - "Речь и малыш - как заниматься с непоседой"
консультация по логопедии (младшая группа)

КУНИКЕЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

В материале данной консультации представлена краткая теоретическая информация об особенностях активных деток. Даны подробные рекомендации по вопросам обучения и развития речи в игре и стихах; описаны практические советы для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_malysh_-_kak_zanimatsya_s_neposedoy.docx414.24 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕЧЬ И МАЛЫШ - КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НЕПОСЕДОЙ»

Непоседливых деток часто не заставишь задержаться за книгой и пары минут, игры для них должны быть полны движений. Когда родители хотят поделиться с ребенком важной для его развития информацией, им приходится идти на уловки, подключать к упражнениям мяч, хлопки, просить ребенка отвечая топать ножками, крутится и вертеться. И это - обязательное условие любого занятия: мама и папам приходится выкручиваться в прямом смысле слова.

Маленьким детям очень трудно долго концентрировать своё внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые. Но заниматься с малышом всё равно нужно. В этой статье мне хотелось бы рассказать, как можно организовать занятия, чтобы удержать внимание даже самого подвижного ребёнка.

Главное - найти к малышу подход, понять, что ему действительно по душе, и тогда, постепенно усложняя привычную и давно полюбившуюся малышу игру, можно привнести в нее элементы любой интеллектуальной задачи.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ?

Начните тренировать своего кроху с самого пробуждения. Малыш постоянно пребывает в движении, часть которых, однако, уже упорядочена режимом.

Учтите, что если кроха не привык соблюдать режим, ему будет очень сложно в принципе осознать необходимость правил. Напротив, воспитывая в ребенке усидчивости, приучая его к организации собственного быта, вы создаете благоприятную почву для усвоения ребенком других правил.

Итак, приступаем к обучению, используя для этого режимные процедуры, в рамках которых некоторые правила для ребенка уже ясны.

С самого утра, еще находясь в постели, малыш наиболее расслаблен и склонен воспринимать новую информацию наиболее полно. Используем это время для интеллектуальной гимнастики:

Ваня (имя ребенка), поднимайся,         
Вперед к ножкам наклоняйся,
Ручку влево,
Ручку вправо отводи,
Все движенья снова повтори,
И считай их: раз, два, три!
https://wjtoday.ru/wp-content/uploads/2014/12/300.jpg

Начиная каждое утро с повторения основных направлений (вперед, влево, вправо), ребенок в процессе веселой игры учится ориентироваться в пространстве собственного тела, считать движения. Если впоследствии вы предложите ему не просто отводить руки в стороны, а брать каждой игрушки, расположенные с той или иной стороны, малыш будет учиться ориентироваться в широком пространстве. Добавляя к заданиям инструкции "выбери и возьми круглый (самый маленький) предмет", "переложи только игрушки (посуду)" вы совершенствуете логические способности ребенка, знакомите его с понятием геометрическая форма, размер.

Ваня (имя ребенка), поднимайся,
Ручку вправо отводи, мячик круглый ей бери, (выбрать из игрушек круглый мячик)
Ручку влево отводи, ею куклу большую бери, (выбрать самую большую куклу)
Голову к ножкам наклони,
И назад, за спину все игрушки убери! (прячем за спину только игрушки)

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614582839_54-p-malish-na-belom-fone-83.jpg

ОБУЧЕНИЕ ИГРОЙ И СТИХАМИ

Как день начнешь, такой он и будет. Привыкнув с утра задумываться над тем, куда это он потянул руку, что ей взял, куда переложил, малыш захочет продолжить веселую игру, исследуя пространство. Помогите ему закрепить полученную полезную информацию, используя различные забавы.

Говорят, во время еды играть нельзя. Согласна. А вот до нее - вполне можно себе позволить. Поручите крохе поставить салатницу в центр стола, сложите стопочкой мисочки по уменьшению/увеличению их размера, отнести и положить недостающую вилку в левом дальнем углу, раздать кусочки хлеба собравшимся за столом, ориентируясь на возраст (рост) домочадцев (папе - самый большой, маме - поменьше, себе - самый маленький).

Впрочем, играть можно начинать уже в ванной, приводя в порядок руки перед едой. Превращая посредством рифмы обычные процедуры в волшебные, сказочные, попробуйте предложить ребенку смыть грязь с ладошек, достав мыло из мыльницы определенной рукой. Напустив в голос таинственности, обратитесь к малышу: "Эй, малой, я мыльце белоснежной чистоты, хочу, чтоб взял ручкой левой меня ты!"

А за обедом сосчитайте все кусочки сыра на блюде и попросите малыша взять тот кусочек, у которого самые крупные дырки (наибольшее их число):

Кусочки сыра, стройтесь в ряд,
Я ваш начальник, вы — отряд,
Слева направо рассчитайтесь —
Один, два, три, четыре, пять — все, вольно,
А вы, с крупными дырками, — останьтесь!
Разложите ломтики хлеба в хлебнице по уменьшению размера:
Отряд хлеба, готов для обеда?
Ну-ка, встаньте куски в ряд,
Первый - самый большой,
Второй - средний,
Третий - самый меньший из ребят.
Первый - для папы,
Второй - для мамы,
А третий - твой, крошечный, как ты, малой!
И наконец, рассортируйте на кухне продукты:
Молочные продукты сосчитай,
Пальчик на каждый загибай:
Сыр, кефир, сметана, йогурт из банана,
Творог, молоко, ряженка, яйцо,
Сколько их всего? А как же яйцо? Правильно, не молочный продукт оно!

Веселые стишки помогут в любой ситуации. Когда ваш малыш соберется на прогулку, возьмите за правило подсказывать ему порядок действий забавным четверостишьем, в процессе которого он познакомится с понятием "размер", "который по счету", научится сравнивать, считать на пальцах:

Правой рукой бери штаны и
на ногу левую штанину натяни!
Левой рукой бери в охапку
С завязками коротенькими шапку,
Надел? А ботинки не успел?
Давай скорей, бери из ряда третий поживей,
Я зашнурую, а ты пока ищи четвертый,
Нашел, проверь, уж он не мокрый?
Вот уж парочка ботинок на твоих ногах,
А сможешь показать мне пару пальцев на своих руках?
Ну, молодец, бери теперь свое пальто,
Размером оно, видишь, меньше моего,
А у ботинок у твоих, какой размер?
Ладошкой мне его измерь,
И отпирай скорее дверь!

Полюбив выполнять веселые инструкции между делом, в рамках каждодневных режимных процедур, малыш может со временем сам предложить "потренировать" его. В это время старайтесь устроить задание таким образом, чтобы ребенок имел возможность взаимодействовать с привычными ему материалами в привычных ему ситуациях - так ему будет проще выделять признаки предметов и анализировать их.

Например, ребенок может сортировать в прихожей обувь по увеличению или уменьшению размера, формировать из ботинок ряд в определенной последовательности согласно нарисованному образцу из цветных кружочков, по аналогии (красный ботинок, черный, коричневый, и снова красный, черный, коричневый), сортировать по определенному признаку (размер, цвет, форма носика), составлять в ряд, пересчитывать и выбирать второй или девятый по счету.

Постепенно в рамках привычной игры просите ребенка присесть за стол. Чтобы "замаскировать" статику, сопровождайте ее период хлопками (так можно озвучить результат вычислений), топаньем ног (таким же сильным как топот больших папиных ботинок в прихожей или таким же тихим как топот маленьких детских босоножек), ловлей мяча (с последующим ответом на вопрос) и т.д.

Только не забудьте, что скучное занятие превращается в веселую игру ровно в тот момент, когда начинаются веселые превращения: материал для занятий - в волшебных героев, инструкции - в стихи и прибаутки, оценки - в объятия, а сам малыш - в героя и первооткрывателя!

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • Не нужно ограничивать двигательную активность ребёнка, лучше направлять её в нужное                      русло (например, можно шагать или прыгать, на каждое действие (шаг или прыжок), называя слово                          на заданный звук.
  • Проводить занятия нужно не за столом, а в пространстве квартиры: на ковре, на диване, у               холодильника (с магнитами), в ванной и т.д.
  • Для занятий хорошо использовать яркие игрушки и интересующие бытовые предметы. Например, привези мне на своём грузовичке только зелёные прищепки.
  • Если ребёнок фактически не сидит на одном месте, нужно ловить момент: когда сидит за столиком для кормления, в автокресле. В это время можно показать картинку, назвать окружающие предметы, проговорить потешку или сделать пальчиковые упражнения.
  • Заниматься во время прогулки. Гуляйте по городу, во дворе дома, на детской площадке. По ходу называйте все предметы, которые встречаются. Называйте цвет проезжающих мимо автомобилей, показывайте буквы на вывесках, цифры - на номерах машин. Знакомьте с понятием «больше-меньше» (куст-дерево, легковой автомобиль-грузовой), «справа-слева», «дальше-ближе». Считайте ступеньки, пока поднимаетесь в квартиру.
  • Ввести интересный персонаж (кукла-рукавичка или мягкая игрушка), которая будет предлагать малышу интересные задания, и хвалить его за старание.
  • Начинать нужно с коротких заданий, которые можно выполнить на ходу, стоя. Например, попросите малыша принести предмет, название которого начинается на звук [А].
  • Предложите дорисовать чёрные точки божьей коровке, изображение которой прикреплено к стене на уровне глаз ребёнка.

Желаю успехов вам и вашим детям!!!

С уважением, ваш учитель-логопед Куникеева Ольга Ивановна.

26.04.2023 год.

https://sun9-80.userapi.com/impg/pAzKJtLdBT81Ff73R1xiqWJa9B8sq6cyRw9Aaw/1p5S0GMY7D8.jpg?size=800x726&quality=95&sign=d95220dd39192cd8e8bc7917029d0d22&c_uniq_tag=fy3lF328ql6JKRgcxSw5eyinEvgyUHsPpzzk1h3Am4E&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почему ваш ребенок должен заниматься музыкой"

Родители часто задаются вопросом: отдавать ли своего ребенка в музыкальную школу? Какие качества и способности помогает развить музыкальное образование? Что дадут ребенку занятия музыкой? Ответы на эт...

Консультация для родителей на тему «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»

Сл            "Экология и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений....

Консультация для родителей на тему «Какое место занимает экологическое в воспитание в вашей семье»

Эти консультации использовались со средней группы, в этих консультациях родители находят для себя полезную информациюи и  сами высказывают свое мнение, дают рекомендациив тех или иных ситуациях....

Консультация для родителей на тему: «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»

Консультация для родителей на тему: «Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье»...

Консультация для родителей "Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми".

Консультация знакомит родителей,  как помочь малышу в домашних условиях, если их беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Какими видами спорта можно заниматься с малышом летом

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ      Какими видами спорта можно заниматься с малышом летом...

Консультация для родителей второй младшей группы Тема: «Мой ребенок – непоседа!»

Консультация для родителей второй младшей группыТема: «Мой ребенок – непоседа!»...