Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_v_rabote_s_psihologom.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

      

           Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в ГБДОУ являются: содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических (логопедических) причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических (логопедических) знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).

          Сотрудники осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, администрации, педагогов. По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.  

             Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы  взаимодействия: диагностическое, коррекционно -развивающее, консультативное, просветительское направление.

           При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС и АФОП.

Таблица 1  

Задачи учителя - логопеда и педагога – психолога

в коррекционно - развивающей работе.

Задачи работы  учителя - логопеда 

    Задачи  работы педагога - психолога 

Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной,  связной, диалогической и монологической речи).  

Развитие                  навыков       общения  и взаимодействия         ребёнка         со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.  

Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.).  

Развитие         фонематического  восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления.

Развитие зрительной, слуховой произвольной  деятельности и т. д.

Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.  

       

                 Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.

В соответствии с целями и задачами совместной работы разработаны этапы работы:

Организационный (сентябрь - октябрь).

  • Подписание родителями согласий на обследование.
  • Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей.
  • Проведение психолого-медико-педагогического консилиума.
  • Обсуждение результатов обследования на ПМПК ДОУ.
  • Заполнение индивидуальных карт развития ребёнка.
  • Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.
  • Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.
  • Разработка рабочих программ, в которых отражено  планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга.

Основной (ноябрь - февраль).

  • Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.  
  • Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
  • Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  • Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
  • Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный (март - май).

  • Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
  • Корректировка индивидуальных и групповых программ.
  • Отчет о проделанной работе.
  • Выявление проблем для построения работы на следующий учебный год.

Таблица 2 – Формы работы.

Учитель - логопед

Педагог - психолог

Мониторинг.

Мониторинг.

Игры, игровые упражнения.

Игры, упражнения, этюды.

Индивидуальные          и подгрупповые занятия

Индивидуальные  и подгрупповые

занятия с элементами тренинга

Элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, драматизация.

Упражнения с элементами арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии.  

Психогимнастика, релаксация и другие.  

Работа в комнате психологической

разгрузки.  

 

Таблица 3 – Совместный план работы учителя – логопеда и педагога - психолога.

Время проведения

Взаимодействие с педагогами  

  Взаимодействие с детьми  

Взаимодействие с родителями

1

период

(сентябрь- ноябрь

Проведение ПМПК по итогам диагностики. При необходимости – корректировка календарно - тематического плана коррекционной работы.

Проведение диагностики уровня развития эмоциональной сферы, развития познавательных процессов, развитие речи. Заполнение карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей.

Родительское собрание "Итоги мониторинга и задачи обучения на учебный год".

Консультация "Создание речевой среды в семье".

2

период (декабрь – март)

Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения.

Консультация «Развитие эмоциональной лексики».

Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом. Промежуточная диагностика развития речи, познавательного развития детей. Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы.

Родительское собрание

"Развиваем         речь ребёнка".

Консультация

"Мир эмоций".

3

период

(март - май)

Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.

Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом.

Проведение         

диагностики

Интегрированные занятия (учитель - логопед +

педагог - психолог).

Родительское собрание "Чему мы научились за год?".

Консультация

"Рекомендации на летний период".

 

 

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

 

Литература:

  1. Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 год. 
  2. Каралашвили Е.А., Малахова Н., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Изд.Сфера 2007 год.
  3. Шипицына         Л.М.,         Жданова         М.А.         Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002 год. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».

1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...

Взаимосвязь учителя - логопеда с педагогом - психологом.

В данной статье освещены вопросы взаимодействия учителя - логопеда и педагога - психолога с детьми имеющими нарушения речи....

«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ

Взаимосвязь учителя-логопеда и психолога...

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения резул...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...