Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогом-психологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_v_rabote_s_psihologom.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в ГБДОУ являются: содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических (логопедических) причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических (логопедических) знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).
Сотрудники осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, администрации, педагогов. По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.
Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия: диагностическое, коррекционно -развивающее, консультативное, просветительское направление.
При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС и АФОП.
Таблица 1
Задачи учителя - логопеда и педагога – психолога
в коррекционно - развивающей работе.
Задачи работы учителя - логопеда | Задачи работы педагога - психолога |
Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи). | Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое. |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи. | Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.). |
Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления. | Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д. |
Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств. |
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.
В соответствии с целями и задачами совместной работы разработаны этапы работы:
Организационный (сентябрь - октябрь).
- Подписание родителями согласий на обследование.
- Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей.
- Проведение психолого-медико-педагогического консилиума.
- Обсуждение результатов обследования на ПМПК ДОУ.
- Заполнение индивидуальных карт развития ребёнка.
- Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.
- Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.
- Разработка рабочих программ, в которых отражено планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга.
Основной (ноябрь - февраль).
- Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
- Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
- Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.
Заключительный (март - май).
- Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
- Корректировка индивидуальных и групповых программ.
- Отчет о проделанной работе.
- Выявление проблем для построения работы на следующий учебный год.
Таблица 2 – Формы работы.
Учитель - логопед | Педагог - психолог |
Мониторинг. | Мониторинг. |
Игры, игровые упражнения. | Игры, упражнения, этюды. |
Индивидуальные и подгрупповые занятия | Индивидуальные и подгрупповые занятия с элементами тренинга |
Элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, драматизация. | Упражнения с элементами арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии. |
Психогимнастика, релаксация и другие. | Работа в комнате психологической разгрузки. |
Таблица 3 – Совместный план работы учителя – логопеда и педагога - психолога.
Время проведения | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1 период (сентябрь- ноябрь | Проведение ПМПК по итогам диагностики. При необходимости – корректировка календарно - тематического плана коррекционной работы. | Проведение диагностики уровня развития эмоциональной сферы, развития познавательных процессов, развитие речи. Заполнение карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей. | Родительское собрание "Итоги мониторинга и задачи обучения на учебный год". Консультация "Создание речевой среды в семье". |
2 период (декабрь – март) | Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация «Развитие эмоциональной лексики». | Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом. Промежуточная диагностика развития речи, познавательного развития детей. Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. | Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка". Консультация "Мир эмоций". |
3 период (март - май) | Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год. | Коррекционно-развивающие занятия с учителем - логопедом и педагогом - психологом. Проведение диагностики Интегрированные занятия (учитель - логопед + педагог - психолог). | Родительское собрание "Чему мы научились за год?". Консультация "Рекомендации на летний период". |
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Литература:
- Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова.- 2002 год.
- Каралашвили Е.А., Малахова Н., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Изд.Сфера 2007 год.
- Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».
1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...
Взаимосвязь учителя - логопеда с педагогом - психологом.
В данной статье освещены вопросы взаимодействия учителя - логопеда и педагога - психолога с детьми имеющими нарушения речи....
«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ
Взаимосвязь учителя-логопеда и психолога...
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения резул...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...