«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»
статья на тему

Великжанина Ксения Геннадьевна

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и логопеда в подходе к воспитанию ребенка, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием развития полноценной личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Великжанина Ксения   Геннадьевна

воспитатель

МКДОУ №459

г. Новосибирск

Особенности памяти дошкольников и методы ее развития

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память

 Гете И.

  Дошкольников мы терроризируем математическими действиями, слоговым обучением чтению, принуждаем красиво выписывать элементы букв. Нигде , ни в детском саду, ни в школе не отводится времени на целенаправленное развитие памяти ребенка! А память - это скрепляющий раствор, на котором держатся кирпичики-знания, образуя монолитную стену образования. Куда важнее развить у ребенка навыки быстрого запоминания, чем умение скоростного чтения или сложения в уме чисел. Хорошая память - это залог успешной учебы, здоровой психики. Поэтому, лучше до школы акцент сделать не на приобретении навыков, которым ребенок и так обучится в школе, а на развитии памяти, с помощью которой он быстрее и качественнее освоит школьную программу.

Память существует у ребенка с момента рождения. Без этого было бы невозможно, какое - бы то ни было развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает получаемый опыт. Если мы посмотрим, какое огромное количество новых действий усваивает ребенок за первые три года жизни, то поразимся объему его памяти. Достаточно напомнить, что в течение  двух лет (с 1 года до 3 лет) дети практически полностью овладевают родным языком. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная и эмоциональная память. Ребенок лучше запоминает то, что сделал и чувствовал собственные движения, действия, что-то, что видел или слышал.

Особенности памяти ребенка в первой половине дошкольного детства состоят в преобладании образной памяти в ее непроизвольном характере. Запоминание и восстановление образов памяти происходит в деятельности и зависит от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что было интересно и произвело на него впечатление. Младший дошкольник еще не может поставить перед собой цель запомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого никаких специальных приемов.

Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте, причем наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры. Использованию приемов запоминания дети учатся у взрослых. Самый простой прием запоминания - повторение. Дети обычно раньше всего и овладевают именно этим  приемом, поэтому их произвольное запоминание, вначале является преимущественно механическим.

Произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться главным образом механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или про себя. Однако в этом возрасте становится возможным и усвоение детьми действий смыслового запоминания, основанного на  установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала и между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимся в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.

Следует отметить, что успешность произвольного запоминания  зависит от ситуации, в которой это запоминание осуществляется, от той деятельности, в которую оно включено, от мотивов этой деятельности. Так, когда детям-дошкольникам предлагалось запомнить слова (десять предметов) в обычных условиях лабораторного эксперимента, то возрастные показатели запоминания были таковы: в 4 года-2,9, в 5 лет-3,5, в 6 лет-3,8 слов. Но когда столько, же названий предметов дети должны были запомнить в процессе игры «в детский сад», то показатели запоминания выросли: в 4 года-3,5, в 5 лет-4,2, в 6 лет-4,6. Более интересные и значимые мотивы запоминания повысили их эффективность.

Совершенно очевидно, что в целях подготовки ребенка к школе, требующей достаточно высокого уровня произвольного запоминания, необходимо развивать уже в дошкольном возрасте произвольную память, используя с этой целью как практическую и игровую деятельность, так и занятия в детском саду.

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: Она является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством разностороннего воспитания личности ребенка.

 В ходе игры ставится не одна конкретная задача на развитие того или иного вида психической деятельности, а решается целый комплекс задач, так как развитие всех видов высшей психической деятельности идет неразрывно.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – это вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре  ребенок преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи педагог может сам варьировать условия игры.

Ребенок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явный интерес. Данное замечание касается и памяти. Ее развитие от непроизвольной к произвольной будет проходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

Хочу поделиться некоторыми советами, которые помогут научить детей приемам запоминания и развития памяти, что поможет при дальнейшем обучении в школе.

        1.Если ребенок затрудняется запомнить слова (числа), которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову(числу) сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное или увиденное.

Например, называете семь фраз:

Мальчику холодно. Девочка плачет. Папа сердится. Бабушка отдыхает. Мама читает. Дети гуляют. Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

        2.При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи других, например предмет или слово с помощью обозначающей его картинки. Вначале готовые средства для запоминания ребёнку предлагает взрослый. Когда научаются запоминать и припоминать предметы с помощью предлагаемых им средств, можно переходить к постановке перед ребенком самостоятельного выбора средств для запоминания.

        3.Ребенок, у которого плохо развита речь, плохо запоминает информацию. Поэтому разговаривай с малышом как можно чаще. Расспрашивай его, как прошел его день, что он делал в садике, задавай уточняющие вопросы. Чем о больших подробностях ты будешь спрашивать, тем сильнее ребенок будет напрягать память, и тем самым будет тренировать свою память.

        4.К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

        В заключении хочу предложить несколько интересных дидактических  игр, направленных на развитие детской памяти.

Не забудешь, что купить?

Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,

большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д..

Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Эхо

Количество игроков: семь и более человек

Дополнительно: мяч

Игроки запоминают несложное забавное стихотворение. Проверяется усвоение: водящий читает первую половину каждой фразы, игроки произносят вторую. Потом дети говорят первую половину фразы, а водящий — вторую.

Когда стихотворение усвоено, игроки становятся в круг. Один из них получает мяч, произносит часть фразы и бросает мяч любому другому. Тот продолжает и передает ход кому-нибудь еще.

«Чемодан»Количество игроков: 3-12

Дополнительно: нет Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке.

 «Разведчики»

Нужно выбрать «командира» и «разведчика», остальные ребята- отряд.

В комнате хаотично расставлены стулья и лежат разные предметы. «Разведчик» прокладывает путь между стульев и выполняет какие-либо действия с предметами. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит отряд тем путем, который показал «разведчик». Далее второй «разведчик» прокладывает путь для нового «командира».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности учителя - логопеда с воспитателем в средней группе детского сада «День рождения бегемотика Бони»

Обогащение сюжетно-ролевой игры «ЧАЕПИТИЕ» в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней  группе....

Лекторий учителя-логопеда в рамках преемственной работы между детским садом и школой.

Тема: "Инновационные методы и приёмы по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями - как своевременная база овладения школьными навыками"....

Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.

Статья:  "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...

Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

Анaлитическая спрaвкаоб oбoснованном выборе  прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежде...