Консультация для воспитателей "Особенности работы с детьми с ТНР"
консультация по логопедии

Данный материал будет полезен воспитателям, работающим на группах детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_1_osob_kor-raz_rab.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ТНР»

Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (приемущественно, на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети:

  • с общим недоразвитием речи (ОНР; ринолалия, осложненная ОНР; дизартрия, осложненная ОНР; алалия);
  • с заиканием.

Трудность в работе с детьми с ТНР связана с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротивляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия. Большинство воспитанников логопедических групп находятся под медицинским наблюдением и на периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога, психиатра и отоларинголога.

Для детей с ОНР характерно недоразвитие всех компонентов языковой системы. Так у детей данной категории позднее, чем у нормально развивающихся сверстников возникает период детского словотворчества и затягивается до 7 – 8 лет.

У детей с ОНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении.

Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны речи, отмечаются трудности дифференциации звуков, во владении звукобуквенным анализом. Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картинок, пересказ произведений сложен для них, не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто основная мысль перебивается посторонними мыслями. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.

Успех корекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, тесным взаимодействием учителя логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач:

  • Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Основные направления коррекционной работы воспитателя:
  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы по формированию лексико-грамматических категорий предполагает взаимосвязь и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя, которая осуществляется по плану логопеда. Эти специалисты выступают в качестве социальных партнеров.

Логопедические занятия по развитию речи и обучению грамоте проводятся в группах для детей с ТНР фронтально или подгруппой учителем-логопедом. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятие по подгруппам чередуются с работой организуемой воспитателями и другими специалистами. Учитель-логопед проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты фиксируются. Так же проводятся индивидуально-коррекционные занятия по развитию звуковой стороны речи, развитию моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания и памяти, операций анализа, сравнения и общения.

Для развития мелкой моторики, используются различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры.

Необходимость введения новых информационных технологий в систему дидактики детского сада продиктовано временем.

В настоящее время использование компьютеров в обучении детей с проблемами в развитии доказывает свою перспективность и эффективность. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

Преимущество компьютерных программ состоит в том, что они позволяют с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны - более активно воздействуют на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация, а также разнообразия методов выполнения одного и того же упражнения, делают процесс обучения полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка дошкольника.

Эффективная коррекция речевого дефекта возможно лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Лучше всех помочь ребёнку с отклонениями в развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Наблюдения за ребёнком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.

Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями, заполнением речевой карты, включающей ряд вопросов о ребёнке, о его характере и развитии речи, уже на этом этапе (и во время следующих встреч). Нужно стараться убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Логопед обучает ребёнка на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома.

В сентябре проводится логопедическое обследование детей по следующим разделам: произносительная сторона речи (звукопроизношение, речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь). Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребёнка.

Для поддержания постоянного контакта с родителями, на протяжении всего учебного года учителем-логопедом проводятся индивидуальные консультации и занятия с детьми в присутствии родителей, в удобное для родителей время заранее назначенное.

В конце учебного года в группах проводятся собрания, подводятся итоги, даются задания на лето, родители получают рекомендации логопеда: над чем нужно поработать каждому из детей. Отмечаются не только успехи детей, но и активная работа тех родителей, которые занимались со своими детьми в течение всего года и стали настоящими помощниками.

Благодаря такому тесному сотрудничеству удаётся добиться самого главного - хороших результатов в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

Консультация для педагогов "Работа с детьми зимой на прогулке"

Чем занять и увлечь детей зимой на прогулке, как создать среду для двигательной деятельности....

Консультация для родителей "Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ"

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

Консультация для педагогов Работа с детьми по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия в ДОУ.

С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и т. ...

Консультация для родителей "Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ"

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное или включенное образование - т...

Консультация для педагогов "Работа с детьми по формированию знаний по правам ребенка"

Консультация поможет педагогам организовать работу с воспитанниками  по  изучению прав ребенка....