Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Галентовская Светлана Александровна

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения у детей. Ребёнок не только плохо дифференцирует (различает) на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица».

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»

 

 https://documents.infourok.ru/6d4f3b2e-3b4a-46a9-99f1-ef2c5dd9089e/0/image001.jpg

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения у детей. Ребёнок не только плохо дифференцирует (различает) на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица».

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.     

Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к нарушению письменной речи, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, с помощью которых вы дома сможете развивать фонематические процессы у своего ребенка.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Шаг первый - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 

Игра «Волшебная палочка». («Что как звучит»)

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали по Вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало», «Что звучало сначала, а что потом».

 

Шаг второй - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Шаг третий: Различаем близкие по звучанию слова

«Повтори, не ошибись». Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

МАК – БАК – ТАК                                 МОТОК – КАТОК – ПОТОК

ТОК – ТУК – ТАК                               БАТОН – БУТОН – БЕТОН

БЫК – БАК – БОК                              БУДКА – ДУДКА – УТКА

ДАМ – ДОМ – ДЫМ                          НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА

 

Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Шапка". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я назову правильно - хлопни в ладоши». 

Шапка - сапка, хапка, сяпка, фапка, шапка.

Лампа - вампа, ямпа, рампа, лампа.

Ракета - якета, лакета, вакета, ракета.

 

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

 

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (жираф).

 

Шаг четвертый: Различаем слоги

Игра «Четвертый лишний»

Вы произносите ряд слогов и говорите ребенку: «Хлопни в ладоши, когда услышишь лишний (другой) слог».

(да-да-та-да; па-па-ба-па;  фа-фа-фа-ва ).

 

Чистоговорки. 

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Бу-бы-ба – из окна торчит тру..(ба).

Ду-до-да – гудят прово…(да).

За-са-за – летит стреко….(за).

 

Шаг пятый: Различаем фонемы

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка).

Игра «Звук заблудился» 

Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.

Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.https://documents.infourok.ru/6d4f3b2e-3b4a-46a9-99f1-ef2c5dd9089e/0/image002.jpg

 

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

 

Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

 

Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Шаг шестой: Слушаем и анализируем

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок двух и трехсложных слов.

Например: ду-бы, но-ги, бы-ки, ду-хи (2 слога),

ко-тя-та, ба-на-ны (3 слога), че-ре-па-ха, пу-го-ви-ца (4 слога)

 

Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

 

Игра «Определи первый звук». Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и назвать звук, который он услышит в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, эхо; носки, муха, сом.

 

 «Последний звук»

Ребенок произносит  название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.

Сок, кот, нос, рот

 

Игра «Поймай звук»

Рассказываем ребенку о том, что выбранный нами звук пошел гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только услышим этот звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

 

Игра «Дятел-телеграфист» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

 

 «Магазин»

Хочу купить продукты на звук… М (мороженое, мармелад).

Хочу купить продукты на звук… Б (батон, булку, буханку, барбарис).

 

«Звуковая цепочка». Ребенок определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…

 

«Раз, два, три — быстрей сообрази!»

В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

·        Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».

·        Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «глобус».

·        Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).

·        Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к (сок).

·        Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «М». (Мама моет Машу мочалкой.)

 

 «Угадай по первым звукам».  Ребенок определяет,  какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях картинок (например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).

 

 

 https://documents.infourok.ru/6d4f3b2e-3b4a-46a9-99f1-ef2c5dd9089e/0/image003.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желаю успехов в развитии Вашего ребенка!

Подготовила учитель-логопед Галентовская С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...

Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"

Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет

Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...

«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....