Консультации для родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Связная речь детей в дошкольном возрасте»

1. Пересказ.

Предложите ребенку пересказать содержание знакомой сказки (рассказа). Запишите текст полностью и проанализируйте его по следующим показателям.

1) Самостоятельность пересказа (пересказывает без наводящих вопросов,при пересказе нуждается в помощи взрослого);

2)полнота передачи содержания текста (текст пересказывает близко к авторскому, то есть полностью передает основные смысловые части;опускает некоторые важные смысловые единицы);

3)последовательность изложения текста (точно соблюдает последовательность изложения событий; некоторые части текста переставляет)

4)умение пользоваться выразительными средствами (часто и правильно использует выразительные средства; редко использует выразительные средства; передает содержание текста невыразительно (монотонно);

5)плавность речи (содержание текста передает свободно без лишних пауз;часто делает необоснованные остановки, длительные паузы).

2. Умение составлять рассказ по картине.

Покажите ребенку сюжетную картину, дайте ему возможность внимательно рассмотреть ее,а затем предложите рассказать, что на ней изображено.

Рассказ проанализируйте по следующим показателям:

1)самостоятельность составления рассказов (рассказывает самостоятельно; может составить рассказ только при помощи взрослого по вопросам).

2)полнота изложения (умеет связывать основные детали с второстепенными, указывает при этом время и место действия; указывает лишь основные детали; перечисляет лишь отдельные предметы и действующих лиц, изображенных на картине).

3)соблюдение логической последовательности (соблюдает логическую последовательность, не соблюдает)



Предварительный просмотр:

Что такое заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

Заикание- нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражения в речевых механизмах центральной нервной и переферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Причины функционального заикания могут быть различными.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных, труднопроизносимых слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или стремится быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств, для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствует также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг. Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Проявления заикания.

Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Заикание может усиливаться в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком заикания является возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы заикания : клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-б-бабушка, со-ба-ба-бака).

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к….нижка, каранд…аш, зм….ея).

Встречается и смешанный вид заикания.

Степени заикания. Различают три степени заикания : слабую, среднюю и тяжелую. Слабой степенью считают такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения.

В связи с тем, что заикание является весьма сложным речевым дефектом, с разнообразными проявлениями, необходимо проводить всестороннее комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое.

Роль семьи в преодолении заикания у детей. Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей, которые под руководством специалистов должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все советы и назначения.

Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовывать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон 10-11 ч ночью и не менее 2 ч днем должен быть обязательным, т. к он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.

На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо чтобы в остальное время навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому и воспитатели, и родители должны следить за речью ребенка. Надо стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.

Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду. И дома. Это общепринятое название является условным, т. к. по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.



Предварительный просмотр:

Слоговая структура слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, маракаса, металлофона, простые танцевальные упражнения.

Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

- уточнения артикуляции сохранных звуков;

- проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный + гласный: (ау, уа, иа)

Согласный + гласный: (ба-ба-ба)

Гласный + согласный: (ам-ам-ам, ох-ох-ух)

Гласный + согласный + гласный: (апа-апа-апа)

Согласный + согласный + гласный: (ква-ква-ква)

Гласный + согласный + согласный: (афт-афт-афт)

Гласный + согласный + согласный + гласный: (адна-адна-адна)

- проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по Марковой А. К.) :

1 тип. Двухсложные слова из открытых слогов (муха, вода).

2 тип. Трехсложные слова из открытых слогов (машина, малина).

3 тип. Односложные слова (кот, мак).

4 тип. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, хомяк).

5 тип. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (утка, банка).

6 тип. Двухсложные слова из закрытых слогов (магнит, кувшин).

7 тип. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8 тип. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, подушка).

9 тип. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, пистолет).

10 тип. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (квартира, футболист).

11 тип. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, хлеб).

12 тип. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лист, бант).

13 тип. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, кнопка).

14 тип. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, Буратино).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...