Сборник логопедических игр
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Власова Любовь Александровна

В сборник вошли логопедические игры и упражнения для развития: фонематичксого слуха и восприятия,  связной речи, лексико-грамматического строя речи и речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедические игры59.81 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «ДСКВ №61» Медвежий Стан

Сборник логопедических игр для детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: учитель-логопед,

 Власова Л.А.

г. Мурино

2024 г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Игры для развития фонематического слуха и восприятия………………….....4
  1. «Какой звук пропал в слове?»………………………………………………………...4
  2. «Определи место звука в слове»……………………………………………………...4
  3. «Игра «Да и нет, не говорить!»……………………………………………………….5
  4. «Отгадай, что это?»……………………………………………………………………5
  5. «Придумай слова на заданный звук»………………………………………………...5
  6. «Какой звук потерял Незнайка?»…………………………………………………….5
  7. «Поймай звук»…………………………………………………………………………5

  1. Дидактические игры для развития связной речи…………………………….….6
  1. «Что напутал незнайка?»………………………………………………………….…..6
  2. «Какое что бывает?»……………………………………………………………….…..6
  3. «Ошибка»………………………………………………………………………….……6
  4. «Распространение предложений»………………………………………………….…6
  5. «Дополни предложение»……………………………………………………………....7
  6. « Путешествие» ………………………………………………………………………..7
  7. «Кто с какими буквами дружит»……………………………………………………...7
  8. «Снежный ком»………………………………………………………………………...7
  1. «Собираемся в дорогу»……………………………………………………………....7
  2. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»…………………………………………..7
  3. «Накрываем на стол»………………………………………………………………...7
  4. «Собираемся на прогулку»………………………………………………………….7

  1. Игры для расширения словарного запаса………………………………………..8
  1. «Какие бывают слова»………………………………………………………………...8
  2. Синонимы «Похожие слова»…………………………………………………...…….8
  3. «Многозначные слова»………………………………………………………………..8
  1. Есть у булавки головка (В. Лунин)……………………………………………...…8
  2. Носы (А. Усачев)……………………………………………………………………9
  3. Кто что несет (М. Яснов)……………………………………………………...……9
  4. Часы (В. Орлов)……………………………………………………………………..9
  1. Антонимы……………………………………………………………………………...9
  1. «Скажи наоборот» ………………………………………………………………….9
  2. «Прощальная игра» Д. Чиарди"………………………………………………..10

  1. Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи……………………………………………………………………………11
  1. Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ…………………………11
  1.  «Один-много»……………………………………………………………………...11
  2.  «Лови и называй»………………………………………………………….............11
  3.  «Чего не стало»……………………………………………………………………11
  4.  «Какие это вещи»………………………………………………………………….11
  5. «Посчитай»…………………………………………………………………….…...12
  6.  «Жадина»…………………………………………………………………………..12
  7.  «Дай задание игрушкам»……………………………………………………….....12
  8.  «О ком заботятся люди»…………………………………………………………..12
  1. Грамматическая категория – ЛЕКСИКА…………………………………….…..13
  1. «Назови одним словом»……………………………………………………..............13
  2.  «Скажи наоборот»……………………………………………………………….….13
  3.  «Кто больше назовет игрушек (фруктов и т.д.)»……………………………….....13
  4.   «Какие бывают собаки» (яблоко, кукла и т.д.)»………………………………….14
  5.   «Что делает ветер» (и др.)…………………………………………………............14
  1. Грамматическая категория – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ…………………..…....14
  1.   «Назови ласково»……………………………………………………………….….14
  2.   «Угадай, чьи это вещи»……………………………………………………………14
  3.   «Угадай, чей это хвост» …………………………………………………...........…14
  4.   «У кого кто или найди маму для детеныша»………………………………….....15
  5.   «Большой – еще больше» …………………………………………………..…..…15
  6.  «Эхо» …………………………………………………………………………….….15
  7.  «Выполни действие и назови» ……………………………………………….……15
  8.  «Что из чего сделано» ……………………………………………………………...16

          9)    «Назови листья» …………………………………………………………………...16

4. Игры для формирования навыков правильного употребления предлогов……16

  1. «Маленькое слово»……………………………………………………………….….16
  2. «Куда села бабочка?» ……………………………………………………………….16
  3. «Посмотри и назови»………………………………………………………………..17
  4. «Предлоги» ……………………………………………………………………….....17
  5. «Скажи наоборот»……………………………………………………………….......17
  6. «Исправь ошибку»……………………………………………………………...…....17
  7. Упражнение «Составь предложение»………………………………………………17
  8. «Подскажи словечко»……………………………………………………………......17
  1. V. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей……………………….18

  1. «Буря в стакане»………………………………………………………………………..18
  2. «Мыльные пузыри» ……………………………………………………………………18
  3. «Кто спрятался?» ………………………………………………………………………18
  4. «Футбол» ……………………………………………………………………………….18
  5. «Зайчик» ………………………………………………………………………………..18
  6. «Лабиринт» …………………………………………………………………………….18
  7. «Прокати карандаш» …………………………………………………………………..18

Список использованных источников………………………………………………………19


Логопедические игры

I.  Игры для развития фонематического слуха и восприятия

    Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова.

   От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно. Если ребёнок неправильно слышит эти звуки, значит, он их неправильно произносит, он неправильно их будет выделять в словах, а в дальнейшем неправильно писать эти слова! Вот, какую важную роль играет фонематический слух!

В данном материале предлагаются логопедические игры, упражнения, которые могут быть использованы при работе над развитием фонематического восприятия.

1. «Какой звук пропал в слове?»

Инструкция: Отгадай, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

Написал письмо я зайке, но забыл приклеить …арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама …осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили …ушки.

Землю роет старый к…от, под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.

Мама кукле шар… вязала, ей Наташа помогала.

Серый вол… голодный, злой, ходит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла…пу.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к…ошки.

На арену …игры вышли, мы от страха все притихли.

2. «Определи место звука в слове»

Инструкция: Определи, где: в начале, в середине,   в  конце слова мы слышим звук:              

Ш – шапка, кошка, душ, шина, камыш, груша.

Ч– чайник, кочка, ночь, дочь, ручка, чугун.

С – солнышко, собака, нос, паста, автобус.

Р – паровоз, пар, роза, река, сахар, огурцы.

З–ваза, зубы,коза, зонт, незабудка.

М – малина, дом, майка, панама, самолет.

Х – кухня, муха, петух, яхта, хвоя, хобот.

П– парта, липа, плита, тапка, тополь,

Т – кит, батон, вата, туфли, утка, тыква...

3. «Игра «Да и нет, не говорить! »
Инструкция:  Ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».
Ты любишь лето? 
Тебе нравится зелень парков? 
Ты любишь солнце? 
Тебе нравится купаться в море или реке? 
Ты любишь рыбалку? 
Ты любишь зиму?

Ты любишь кататься на санках? 
Тебе нравится играть в снежки? 
Ты любишь, когда холодно? 
Тебе нравится лепить снежную бабу?

4. «Отгадай, что это?»

Инструкция: Отгадай предмет по названию его частей

  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
  • Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
  • Пол, стены, потолок (комната).
  • Подоконник, рама, стекло (окно).

5. «Придумай слова на заданный звук»

Инструкция: Придумай слова на гласные звуки

(А, О, У, И, Э), Затем на согласные   (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р,  и т. д.)

6. «Какой звук потерял Незнайка?»

Инструкция: Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву. 

( … тка, … голка, … рбуз, … камейка, автобу…, …- адуга, …- арабан).

7. «Поймай звук»

Инструкция: Хлопни когда услышишь в слове заданный звук, например:

Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша…

II. «Дидактические игры для развития связной речи»

1. «Что напутал незнайка?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. 
В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. 
2. «Какое что бывает?»
Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. 
Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: 
зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; 
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; 
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; 
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; 
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; 
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; 
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот; 
Какой бывает: мяч — резиновый, круглый, большой, красный; дом— деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный. 
3. «Ошибка»
Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. 
Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: 
— «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? 
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? 
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать? 
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать? 

 Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. 
Например: 
"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

4. «Распространение предложений» Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

5. «Дополни предложение» Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... ""Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

6. « Путешествие»  Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию.

- Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Ш"…

7. «Кто с какими буквами дружит»

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

8. «Снежный ком»
Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.
Варианты игры:

 1) «Собираемся в дорогу»
Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

 2) «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий""Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.

3) «Накрываем на стол»
Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4) «Собираемся на прогулку»
Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым …

 III. Игры для расширения словарного запаса

  1. «Какие бывают слова»

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".
Есть сладкое слово - конфета.  
Есть быстрое слово - ракета. 
Есть кислое слово - лимон. 
Есть слово с окошком - вагон. 
Есть слово колючее - ежик. 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово упрямое - цель. 
Есть слово зеленое - ель. 
Есть книжное слово - страница. 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег. 
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

2.  Синонимы

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.
Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами.
"Похожие слова"

Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). 
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

3. «Многозначные слова».

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения
1) Есть у булавки головка (В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы! 
Есть у чайника носик, однако нет головы. 
Есть ушко у иголки, но не слышит оно, 
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно. 
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек, 
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног. 
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук, 
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. 
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка, 
По полю, ног не имея, лениво бежит река. 
Есть у расчески зубы, но есть не может она, 
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна. 
Есть рукава у потока, хоть поток не одет, 
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.

2) Носы (А. Усачев)

Есть носы у журавлей, 
Есть носы у кораблей, 
Носик есть у чайника, Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха, 
У Носухи нос до уха. 
А огромный Носорог 
Вместо носа носит рог. 
Нос у лешего сучком, 
А у свинки - пятачком. 
Но и свинка и матрос 
Вытирать должны свой нос!

3) Кто что несет (М. Яснов)

Семен портфель несет в руке, 
Павлуша - двойку в дневнике. 
Сережа сел на пароход - 
Морскую вахту он несет. 
Андрюша ходит в силачах - 
Рюкзак несет он на плечах. 
Задиру Мишу Петр побил - 
Несет потери Михаил. 
Степан не закрывает рот: 
Он чепуху весь день несет!

4) Часы (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

4. «Антонимы»

1) «Скажи наоборот»

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:
сахар сладкий, а перец ..., дорога широкая, а тропинка ..., пластилин мягкий, а камень ...,
чай горячий, а мороженое ..., кисель густой, а морс ..., лист наждака шершавый, а лист бумаги …, Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... ,Днем светло, а ночью...

Другой вариант:
Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение

2) «Прощальная игра» Д. Чиарди

А вот прощальная игра... 
Нам книгу 
Закрывать пора; 
Мы все надеемся, 
Что с ней 
Ты стал 
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК, 
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, 
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!

IV. Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи

1.  Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

1)  «Один-много»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры: Взрослый показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве и назвать ее. Картинки подбираются с учетом изучаемой в данный момент лексической темы. Взрослый показывает картинку и называет: ЯБЛОКО. - А у тебя,  что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке ЯБЛОКИ. Таким образом, предлагается назвать все картинки (груша – груши, персик – персики, банан - бананы, гранат – гранаты, слива – сливы и др.). Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

 2)  «Лови и называй»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа в именительном падеже.

Ход игры:  Взрослый дает ребенку такую инструкцию: «Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов». Эта игра напоминает нам правила игры «Один-много». Слова подбираются с учетом изучаемых лексических тем. Например: взрослый бросает мяч ребенку, называя слово «кот»;  ребенок возвращает мяч, называя слово «коты». Игра учит  ребенка сочетать движение со словом. Взрослый во время игры называет от пяти до восьми слов. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

3) «Чего не стало»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, на которых изображены по нескольку предметов и называют их. Логопед может попросить ребенка самого назвать все эти предметы. Затем логопед предлагает ребенку отвернуться, убирает одну картинку и спрашивает: «Чего не стало?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Не стало кукол».  Если ребенок ответил правильно, спрятанная картинка возвращается на место, и игра продолжается с другой картинкой. При неправильном ответе, логопед помогает ребенку, но оставляет картинку у себя. Картинки подбираются согласно изучаемым лексическим темам. Игру проводят постоянно, при изучении каждой лексической темы.

4)  «Какие это вещи»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

Ход игры: Взрослый спрашивает: «Солнце какое?» Ребенок отвечает: «Солнце желтое». «Кружка какая?» Ребенок отвечает: «Кружка желтая». Начинать игру можно с основных цветов и их оттенков: черный, белый, синий, зеленый, красный, желтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, розовый. Затем можно использовать качественные прилагательные более сложной формы сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый, желтоватый.

5)  «Посчитай»

Цель игры: Научить детей согласовывать имена числительные с существительными.

Ход игры:  Ребенку предлагают картинку с цифрой и изображенными на ней предметами. Нужно правильно посчитать предметы, согласуя имена числительные с существительными. Выигрывает тот, кто не ошибется. Например: «Один заяц – два зайца – три зайца – четыре зайца – пять зайцев». Игру проводят на материале лексических тем.

6)  «Жадина»

Цель игры: Научить детей согласовывать в роде и числе местоимения с существительными (мой, моя, моё, мои).

Ход игры: На игровое поле выкладываются картинки/игрушки по изучаемой лексической теме. Играют двое-трое детей или ребенок и логопед/взрослый. «Возьми картинку, которая тебе нравится и скажи про нее, что она ТВОЯ». Если ребенок не понимает задания, логопед/взрослый показывает. Например: «Это МОЯ кофта».  Ребенок берет следующую картинку и говорит: «Это МОИ брюки». Если ребенок согласовал местоимение с существительным правильно, то забирает картинку себе. Если ошибся – оставляет ее на игровом поле. Выигрывает тот, у кого больше собрано картинок/игрушек. 

7)  «Дай задание игрушкам»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Для игры можно взять различные куклы или мягкие игрушки. Логопед говорит ребенку: «Придумай для куклы Маши задание». Ребенок должен составить предложение, используя в речи глаголы повелительного наклонения, например: «Маша, кушай кашу!» или «Маша, возьми в руки книгу!» Если ребенок затрудняется придумать задание, можно использовать картинки, на которых изображены какие-либо действия, производимые людьми или животными. 

8)  «О ком заботятся люди»

Цель игры:Научить детей употреблять в речи имена существительные в предложном падеже.

Ход игры: На игровом поле перед детьми раскладываются картинки различных домашних животных. Логопед спрашивает: «О ком заботятся люди?» Дети попеременно берут понравившуюся картинку и составляют предложения: «Люди заботятся о коровах» или «Люди заботятся о лошадях» и т.п. Если ребенок составил предложение правильно и верно употребил в речи существительное в предложном падеже, он забирает картинку себе. Если ошибся – оставляет ее на игровом поле. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.

2.  Грамматическая категория – ЛЕКСИКА

1)  «Назови одним словом»

Цель игры: Формирование обобщающих понятий.

Ход игры: Игру можно проводить разными способами. Самый простой – предложить ребенку рассмотреть и назвать несколько картинок из одной группы, а затем ответить на вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?». Если ребенок с легкостью выполняет это задание, можно усложнить игру. Ребенку предлагается несколько картинок с такой инструкцией: «Раздели все картинки на 2 (3,4) группы и скажи, почему ты их так разделил? Как можно назвать одним словом картинки из одной группы?»

Лексический материал:

обобщения – фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.

 2)  «Скажи наоборот»

Цель игры: Формирование слов-антонимов.

Ход игры: Игру можно проводить как на материале картинок, так и на материале слов (без картинного сопровождения) в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку дается задание: «Сейчас я тебе скажу слово, а ты скажи наоборот!»  Логопед говорит и показывает «день», а ребенок подбирает картинку и говорит «ночь» и т.п.

Лексический материал:

Большой – маленький, высокий – низкий, теплый – холодный, широкий – узкий, стоять – лежать, вешать – снимать, день – ночь, лето – зима, длинный – короткий, добрый – злой, говорить  - молчать, правда – ложь, толстый – тонкий, хороший – плохой, черный – белый и др.

3)  «Кто больше назовет игрушек (фруктов и т.д.)»

Цель игры: Расширение словаря имен существительных.

Ход игры: Игра проводится между 2-3 детьми или между логопедом и ребенком. Логопед дает задание: «Играем в игру «Кто больше назовет игрушек – называем по цепочке». Дети начинают вспоминать и называть разные игрушки, или же ребенок с логопедом попеременно называет разные игрушки – имена существительные.  Тот, кто не смог больше придумать ни одной игрушки – проигрывает и выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался последним. Игра проводится постоянно на материале всех лексических тем.

Лексический материал:

Все изучаемые лексические темы:  фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, головные уборы, профессии, птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, дикие животные, домашние животные, грибы, ягоды, транспорт, посуда, продукты питания, мебель, бытовые приборы, насекомые, цветы и др.  

4)   «Какие бывают собаки» (яблоко, кукла и т.д.)»

Цель игры: Расширение словаря имен прилагательных.

Ход игры:  На начальном этапе обучения игра проводится на материале картинок. Перед ребенком на игровом поле раскладывается несколько картинок с разных изображением одного и того же предмета. Логопед спрашивает у ребенка: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи, какие бывают собаки?» Ребенок должен подобрать к слову СОБАКИ как можно больше прилагательных: РЫЖИЕ, ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ, ДОРЫЕ, ЗЛЫЕ, МОХНАТЫЕ, ВЫСОКИЕ, НИЗКИЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ и др.  Игра проводится постоянно при изучении большинства лексических тем.

5)   «Что делает ветер» (и др.)

Цель игры: Расширение словаря глаголов.

Ход игры:  Игру проводят с 2-3 детьми одновременно. Им предлагается вспомнить, например, что делает ветер, и придумать как можно больше слов-действий. Например: ветер дует, листья срывает, воет, пыль поднимает, парус надувает, освежает, тучи подгоняет и др.  Игру проводят постоянно при изучении большинства лексических тем. Например: «Что делают птицы?» или «Что делает кошка?»  или «Что делают муравьи?». Выигрывает тот, кто придумает больше слов-действий.

 3.   Грамматическая категория – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 1)   «Назови ласково»

Цель игры: Научить детей  образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются мяч, взрослый кидает мяч и говорит: «стол». Ребенок должен назвать его ласково «столик» и т.д.

Лексический материал:

Стол – столик, стул – стульчик, коробка – коробочка, ухо – ушко, глаз – глазик, нос – носик, ковер –коврик, гнездо – гнездышко, рука – ручка, яблоко – яблочко, кошка – кошечка, мяч – мячик, огурец – огурчик, скворец – скворушка, птенец – птенчик, и др.

2)   «Угадай, чьи это вещи»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры:   Логопед называет один из предметов. А ребенок называет, кому принадлежит этот предмет, например: Это платок бабушки – это бабушкин платок; Это халат мамы – это мамин халат; Это шуба дочки – это дочкина шуба и т.д.).

3)·  «Угадай, чей это хвост»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи притяжательные  прилагательные.

Ход игры: «Это хвост лисы, значит это лисий хвост» или «Это хвост зайца, значит, это заячий хвост» и т.д.

 4)  «У кого кто или найди маму для детеныша»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи названия детенышей животных.

Ход игры: Ребенку предлагается от 8 до 16 картинок, на которых изображены взрослые животные (дикие или домашние) и их детеныши. Взрослый дает ребенку задание: «Найди маму для детеныша и скажи, у кого кто?» Ребенок совмещает правильно картинки и говорит: «У кошки – котенок» и т.д.

Лексический материал:

Кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, крольчиха – крольчонок, волчица – волчонок, лиса – лисенок, медведица – медвежонок, зайчиха – зайчонок, львица – львенок, тигрица – тигренок, лягушка – лягушонок, ежиха – ежонок, мышь – мышонок, верблюдица – верблюжонок …

5)  «Большой – еще больше»

Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.

Ход игры: Для игры используются 2 набора картинок, на которых нарисованы одни и те же предметы разного размера. Логопед показывает ребенку любой предмет и говорит: «Это большой хвост». Ребенок находит аналогичную картинку, на которой изображен тот же предмет, но большего размера. «А этот хвост еще больше». Логопед показывает, как правильно нужно образовать слова: ХВОСТ – ХВОСТИЩЕ. Далее ребенок должен сам образовывать слова с пренебрежительно-увеличительными суффиксами: КУЛАК – КУЛАЧИЩЕ, НОГА – НОЖИЩА, РУКА – РУЧИЩА, НОС – НОСИЩЕ и т.д. Если ребенок назвал картинку правильно, он забирает ее себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

 6)  «Эхо»

Цель игры: Научить детей образовывать сложные слова.

Ход игры: Ребенку предлагается образовать новые слова от двух других слов, например, листья падают –листопад;  сам ходит –самоход;  снег падает –снегопад;  мед носит –медонос;  вода падает –водопад;  звонит попусту –пустозвон;  звезды падают –звездопад;  сено косит –сенокос;  разводит сады –садовод;  везде ходит –вездеход;  разводит леса –лесовод;  база для нефти –нефтебаза;  перевозит лес –лесовоз;  ходит на атомной энергии –атомоход;  сам летит –самолет;  пыль сосет –пылесос;  воду возит –водовоз.

7)  «Выполни действие и назови»

Цель игры: Научить детей дифференцировать глаголы настоящего времени с приставками.

Ход игры: Ребенку предлагается совершить разные действия, которые обозначаются глаголом с одним корнем, но разными приставками. На начальном этапе игры взрослый просит ребенка просто правильно выполнить действие по инструкции. Например, «Подойди к дому», расскажи, что ты  сделал. Ребенок говорит: «Я подошел к дому» и т.п.

Лексический материал:

1.     Подъехал, приехал, уехал, переехал, отъехал, заехал.

2.     Подошел, пришел, ушел, перешел, отошел, зашел.

3.     Подбежал, прибежал, убежал, перебежал, отбежал, забежал.

 8)  «Что из чего сделано»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Для игры используются картинки предметов, сделанных из разных материалов. Играют от 2 до 4 детей. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся картинку и сказать,  из чего она сделана, например: «Это стакан из стекла, значит, это стеклянный стакан» и т.д. Если ребенок правильно образует относительные прилагательные, то он забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Стакан из стекла – стеклянный стакан, Шуба из меха – меховая шуба;

Стол из дерева – деревянный стол, Ложка из железа – железная ложка,

Стул из пластмассы – пластмассовый стул, Конверт из бумаги – бумажный конверт и др.

9)  «Назови листья»

Цель игры: Научить детей употреблять в речи относительные прилагательные.

Ход игры: Во время прогулки ребенку предлагается найти дерево и лист от него и сказать, какое это дерево и какой это лист. Например: «Это береза, это лист березы, значит, это березовый лист» и т.д. Затем можно использовать картинки. Если ребенок называет лист правильно, то забирает картинку себе, если ошибается – оставляет ее для других игроков. Выигрывает тот, у кого больше картинок.

Лексический материал:

Лист березы – березовый лист, Лист клена – кленовый лист,

Лист осины – осиновый лист, Лист дуба – дубовый лист,

Лист липы – липовый лист, Лист яблони – яблоневый лист,  

Лист тополя – тополиный лист и др.

4. Игры для формирования навыков правильного употребления предлогов

1) «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлогов (например, НА) в речи.  

Взрослый дает ребенку задание: Положи Зайку на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи зайку ...стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил Зайку? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Догадайся, какое слово я потеряла”. - “НА”. Аналогично даются понятия и о значении  других предлогов.

2)  «Куда села бабочка?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.

Взрослый держит в руке игрушку-бабочку или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: ”Куда села бабочка?”. Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д. Аналогично с другими предлогами.

3) «Посмотри и назови» Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, книгу, тетрадь, карандаши  и т. п. ) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит ребенка назвать только те предметы, про которые можно составить предложение  с “маленьким словом НА (под, за…).

4) «Предлоги»

 Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" , «у», «за», «из», «из-за», «из-под» и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

5) ”Скажи наоборот”

Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - СО, НА - С, К – ОТ.

Логопед/взрослый называет предложение и просит детей сказать наоборот.

- “Мальчик положил мяч в ящик” -    “Мальчик взял (забрал, вынул) мяч из ящика”

- “Девочка налила воду в графин” -    “Девочка вылила воду из графина”

- “Мама положила яблоки на стол” -   “Мама убрала (взяла) яблоки со стола”

- “Брат поставил лампу на тумбочку” -“Брат убрал лампу с тумбочки”

- “Машина подъехала к дому” -            “Машина отъехала от дома”

- “Дедушка подошел к забору” -           “Дедушка отошел от забора”

6) «Исправь ошибку»

Цель: учить детей пониманию смысла предложения

Логопед говорит детям: “Я буду читать вам предложения, но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Кукла играет с Машей.

Дорога едет по машине.

Катя с картинкой рисует папу.

Мама несет сумку в капусте .

Дед в печи, дрова на печи”.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки”.

            Под столом портрет, над столом табурет.

7) Упражнение «Составь предложение»

Цель: закрепление конструкций с различными предлогами.

Логопед/взрослый произносит набор слов в начальной форме и просит детей составить предложение. Например:

- Картошка, расти, огород, в.

- Клубника, тарелка, лежать, на.

- Яблоко, лежать, яблоня, под.

8)  «Подскажи словечко»

Цель: закрепление понимания и употребления предлогов.

Дети встают в круг. Логопед/взрослый, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребенок, возвращая мяч, называет предложение. Например:

Девочка, на … Девочка сидит на стуле. Веник, под …; Коврик, под …; Посуда, на  …

V. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей

  1. Рекомендации к выполнению упражнений

В большинстве упражнений предмет, на который дует ребёнок, должен находиться на расстоянии 30-40 см на уровне его губ. Важно, чтобы ребёнок не задирал плечи и не надувал щёки в процессе выполнения заданий. Идеальная воздушная струя равномерная, сильная и направленная, продолжается минимум 5 секунд. Дыхательную гимнастику можно чередовать с другими заданиями. Интенсивно выполнять дыхательное упражнение лучше не более минуты-двух подряд, иначе может закружиться голова.

1) «Буря в стакане»
Налейте полстакана воды и опустите туда соломинку. «Если дуть в соломинку, в стакане начнётся буря! Попробуй сам».

2) «Мыльные пузыри»
Научите ребёнка выдувать мыльные пузыри. Пусть держит соломинку не у губ, а на расстоянии 30 см от себя. «Смотри, если подуть посильнее, пузырей будет много. А если дуть медленно, можно выдуть один большой-большой пузырь!»

3) «Кто спрятался?»
Приклейте на поднос наклейки или картинки со знакомыми ребёнку животными, а сверху засыпьте манкой. Для дыхательного упражнения понадобится соломинка. «Смотри, на подносе кто-то спрятался! Дуй в трубочку, как я. Раздувай манку. Кто там?» Перед проведением упражнения убедитесь, что у ребёнка нет аллергии на глютен.

4) «Футбол»
Установите на столе игровые ворота, например, из кубиков или приобретите готовый футбол для дыхания. Возьмите мяч – маленький прыгунок, теннисный мяч или бомбошку. «Давай играть в футбол! Надо забить гол. Дуй на мяч, чтобы он попал в ворота!» Иногда ребёнку нужно будет двигаться вокруг стола.

5) «Зайчик»
Понадобится небольшой комочек ватки. Возьмите комочек в ладони, собранные горстью и осторожно подуйте. «Смотри, у меня в ладошках прыгает зайчик. Вот тебе тоже зайчик, помоги ему прыгать – подуй на ватку. Постарайся, чтобы он не выпрыгивал из рук». Чтобы ватка «не убегала» нужно тонко контролировать силу воздушной струи. Очень полезная и весёлая тренировка!

6) «Лабиринт»
Возьмите разные мячи – стеклянный шарик, помпончик, комок бумаги. Выложите на столе лабиринт из шнурков, тетрадей, кубиков. «Пройди лабиринт сначала одним мячом, потом другим. Вдыхай носом и дуй на мяч». Упрощённый вариант упражнения – дуть через соломинку. Направлять мяч воздушной струёй без её помощи сложнее.

7) «Прокати карандаш»
Положите на стол карандаш параллельно краю, за которым сидит ребёнок. Подуйте на карандаш, чтобы он покатился. Расположитесь так, чтобы карандаш оказался на уровне губ. «Теперь ты прокати карандаш!» Катить круглый карандаш проще, ребристый – чуть сложнее.

Список использованных источников

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990. 240 с.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)  - СПб.: Союз, 1999. 158 с.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001. 192 с.

5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981. 182 с.

6. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. //Дефектология: научно-методический журнал/ ред. В.И. Лубовский. 1999 -  №1 1999 - С. 55-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет

В данном разделе представлен сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей  5-7 лет. Каждый день рекомендуется выполнять по 3-4 задания, которые ...

Сборник логопедических сказок

Подборка  логопедических сказок, минисказки для детей дошкольного возраста...

Сборник логопедических упражнений для развития голоса

Пособие поможет развить речевое дыхание и сделать речь плавной и выразительной...

Сборник логопедических игровых упражнений

Сборник содержит практический материал в помощь логопеду....

Сборник логопедических игр и упражнений по обучению грамоте для детей 6-7 лет. Часть 1.

Данный практический сборник предназначен для детей 6-7лет для индивидуальных и подгрупповых занятий в детском саду и дома.   Дети в игровой и доступной форме знакомятся со звуками и буквами ...

Сборник логопедических игр и упражнений по обучению грамоте для детей 6-7 лет. Часть 2.

Данный практический сборник предназначен для детей 6-7лет для индивидуальных и подгрупповых занятий в детском саду и дома.   Дети в игровой и доступной форме знакомятся со звуками и буквами ...