Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год
методическая разработка по логопедии

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков используется практически на каждом занятии. Опыт показывает, чем больше задания похожи на упражнения, предлагаемые на занятиях, тем с меньшей охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают. Эту проблему решают использование игр и игровых приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

«Структурное подразделение «Детский сад  комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад  «Планета детства » комбинированного вида»

                                               


Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии"

2023-2024 учебный год

   

                                       учитель-логопед: Паунькина С.В.

                                                   

         

           Плохая экологическая обстановка, хронические заболевания, неграмотная речь родителей и педагогов, нехватка времени на совместные игры, вследствие чего большую часть своего досуга дети проводят у телевизора и компьютера – всё это причины различных речевых патологий у детей. Большинство дошкольников не владеют звуковой культурой речи.

                       Зачастую у ребёнка отличный слух, но специалист у него констатирует «нарушение фонематического слуха». Существует два понятия слуха – биологический (способность воспринимать органами слуха звуки из окружающего нас мира) и фонематический (способность четко различать и анализировать фонемы). Если он нарушен, дети хорошо слышат речь взрослого, но не могут отличить похожие звуки, например, «к» от «г» или «б» от «п». В результате они повторяют и запоминают не то, что им говорят, а то, как они услышали сказанное. При этом интеллект ребёнка может находиться на соответствующем возрасту уровне.

Для овладения ребёнком речью необходимы сохранные умственные способности, нормативный слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение. Отсутствие одного из данных условий приводит к различным речевым расстройствам.

Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что несформированность  слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям.

            Умение ребёнка сосредотачиваться на звуке или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом.

         Анализ диагностического обследования речевого развития дошкольников показывает, что наиболее распространенным является нарушение фонематических процессов.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков используется практически на каждом занятии. Опыт показывает, чем больше задания похожи на упражнения, предлагаемые на занятиях, тем с меньшей охотой и хуже дети занимаются, меньше усердия прилагают. Эту проблему решают использование игр и игровых приемов.

Вопросами игр занимались теоретики и практики логопедии

Опыт показывает, что игра как ведущий вид деятельности дает серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Наблюдая за детьми во время игры, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно больше. Время проходит незаметно, дети не чувствуют усталости, обстановка для коррекции дефекта благоприятна, что приносит эффективность в работе.

        Поэтому речевое внимание, фонематический слух, восприятие, анализ и синтез нужно развивать и лучший период для этого – дошкольный возраст.

      Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник с речевыми нарушениями  последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить звукопроизношение и научить воспитанников дифференцировать звуки.   

           Для формирования фонематических процессов  у воспитанников с ОВЗ, закрепления изученных звуков и букв, с целью  устранения недостатков в речевом развитии и активизации речевой деятельности в целом,  создала условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях .а так же для профилактики нарушения устной и письменной речи у детей и с целью успешного овладения в дальнейшем навыками чтения и письма мною был разработан и успешно реализован исследовательский долгосрочный логопедический проект «Говоруша » по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей-логопатов .а так же краткосрочные проекты которые выкладывались в соц. сети «в контакте». Один из них «Автоматизация звуков с использованием игровых технологий»

         Каждое занятие  оснащала наглядно -дидактическими пособиями, играми, которые изготовила самостоятельно, а так же приобрела с целью разнообразия и насыщения занятий  «Угадай звук»», «Строим башню»   «Малинка по корзинкам»   «Звуковые ромашки », «Подбери картинку к звуку», «Телевизор », «Подбери подарки для Сони  и Шуры», «Звуковое лото с колокольчиками», «Игры с прищепками », «Домики », «Звуковые птички », «Логопедическое лото. Звук Л», «Подбери слово к схеме», «Паровозик », «Накорми собачек »,  дидактические игры на карточках  « Подарки», «Катер – лодка» и тд.

    Провела методическое обьединение для учителей-логопедов районна. Показла отрытое занятие на  тему: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи  (по мотивам сказки  Шарля Перро «Красная шапочка»)

    Посетила курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения професионального мастерства пед.работников – «Педагог 13.ру «Коррекционно-педагогическая работа в условиях инклюзивного образования» 72ч. где выступила с докладом на тему «Психологическое развитие детей с нарушениями речи дошкольного возраста»

 В «День открытых дверей» в детском саду,показала подгрупповое занятие для родителей детей старшей группы 5 .

    Активно занималась поиском и подбором новейших технологий, применяемых для развития фонетических процессов.

            Самостоятельно повышала уровень профессиональной квалификации, участвовала в вебинарах по темам: «Особенности коррекционной работы над развитием фонематического слуха у детей с ОВЗ» »,  «Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных подходов» . Приняла участие в работе всероссийского онлайн – семинара  Дошкольное образование детей с РАС: «Реализация АООП  и применение доказательных практик . Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей с расстройством аутического спектра

        Применяла ИКТ: использовала мультимедийные дидактические пособия, развивающие мультфильмы и игры, звуковые комплексы, фонетическую ритмику, логоритмические упражнения, способствующие развитию слухового внимания, фонематических процессов, музыкально-ритмического слуха, воспитанию звуковой культуры речи.

      Создала  картотеки:

- Игры и упражнения для развития фонематических процессов у дошкольников.

      - Комплекс игр и упражнений «Развитие фонематических процессов                     навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников».

            Приобрела методическую литературу: Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс , Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань» ,  Дурова . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез

      Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей.

  Для оптимизации коррекционно-развивающего процесса мною были проведены:

  • Мастер-класс для учителей-логопедов по изготовлению пособия "Весёлая перчатка" на развитие речевого дыхания у дошкольников.

   .  Консультации в родительских чатах  по темам: «Фонематический слух – основа правильной речи», «Развиваем фонематический слух у дошкольников», «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха», «Развиваем слуховое внимание и память», «Игры на закрепление произношения звуков и их различение», индивидуальные консультации для родителей.

  • Консультации для педагогов по темам: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей правильного произношения звуков", «Игры на развитие слухового внимания и памяти», «В игры играем – звуки закрепляем»,

         В качестве информирования и с целью наглядной агитации мною были оформлены и размещены в родительских уголках групп стенды и папки-передвижки по вопросам развития фонетических процессов у дошкольников.

          Систематически обобщала опыт педагогической деятельности. Свои консультации, методические разработки и рекомендации  по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста опубликовала на сайтах: InfoUrok.RU, nsportal.ru,   kopilkaurokov.ru, а так же на официальном сайте ДОУ.

         Принимала участие и становилась победителем (I место) во всероссийских конкурсах: «Исследовательские работы и проекты» , «Лучший педагогический проект»

         

     Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематических процессов имеет большое значение для процесса становления и развития речи. Применение предложенных игровых приёмов работы позволит детям значительно повысить интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс развития фонематических процессов у детей с нарушением речи. Считаю, что тема по формированию фонематического слуха и восприятию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи требует дальнейшей работы в следующем учебном

:

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

Тематический контроль в ДОу по теме "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвяз...

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа посредством занимательных игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.  Методиче...