Советы логопеда на лето
статья по логопедии (старшая группа)

Романова Ирина Петровна

Советы родителям по коррекционной работе с ребенком летом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda_na_leto.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

                    Советы родителям по логопедической работе летом.

Наконец-то настало долгожданное лето. Какое же интересное и увлекательное времяпровождение придумать для ребенка, ведь летние каникулы, это не только самое любимое время года для наших малышей, но и самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

Уважаемые родители!

Учебный год заканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения.  У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля.

Взрослым и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребенка, он легко может их вновь утратить, и все придется начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Если вашему ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето задание, чтобы восполнить какие то пробелы в усвоении материала, то это уже половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения. Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. И тогда вы заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время подводите его к той цели, которую вы поставили. 

Упражнения для автоматизации звуков:

  • Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  1. пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

        2.       Назвать слово на заданный звук.

        3.       Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

        4.       Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

        5.       Назвать в заданном слове только гласные звуки.

        6. Найди гласные в слове.

        7. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове              «дом»? Какой 1, 2, 3?)

         8.Придумывание слов с определённым количеством звуков.

        9.Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков

       10.Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

       11.Определить количество слогов в слове и их последовательность.

 

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи и развитию словаря

             1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (В И.п и Р.п. «Один- много».)                  (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)

             2.  Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы «Скажи -ласково»):

3.Подбери подходящее по смыслу с Скажи наоборот (высокий-низкй)

4.Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)

5.Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

6. Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза

6.Составлять предложения с заданными словами;

7.«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...

             8.Закончи предложение: воду наливают, а соль …

            9. Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у   коровы - …, у медведицы - …, и т.д.

            10. Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д

            11.У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

            12. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

             13.Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти           ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

14.Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
  7. Читайте книги; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

Хорошего вам отдыха и успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда на лето

В логопедической практике много случаев, когда летний период отбрасывает  положительные результаты коррекции на несколько шагов  назад.Советы логопеда на лето помогут этого  избежать....

Советы логопеда на лето

Рекомендации родителям на летний период...

Советы логопеда на лето

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного г...

Презентация для родителей "Советы логопеда на лето"

Советы логопеда как провести лето с пользой, и не забыть изученный материал за год....

Советы логопеда на лето

Занимательный материал на лето...

Советы логопеда на лето

Советы логопеда на лето...