Консультация для родителей «Формирование понимания речи у детей младшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (младшая группа)

Развитие самостоятельной речи ребенка начинается с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются – как отраженное проговаривание – всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование понимания речи у детей младшего дошкольного возраста»

Развитие самостоятельной речи ребенка начинается с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются – как отраженное проговаривание – всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. В игровой ситуации у ребенка появляются звуковые комплексы или лепетные слова. При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.

Процесс речевого подражания тесно связан с практической деятельностью, с игрой, с наглядной ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д., при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания.

По мере развития речевой активности постепенно отказываются от звукоподражаний и учат детей правильно называть предметы окружающего мира.

Первый период обучения детей с ОНР1 уровня учат пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом («дай, пойдем»), затем – словосочетанием («Дай машину» и т.д.) и предложением. Речевое общение развивается через отраженную побудительную речь, а затем самостоятельно.

Формирование самостоятельной речи связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом усваивают согласование слов в роде, числе, падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образование новых слов и т.д.

Со второго периода у детей формируется словарный минимум. Особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа. Педагог учит детей правильно передавать слоговую структуру слова

дву-трехсложных слов, активно пользоваться известным словарем. В этот период педагог начинает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений, заучивает с детьми обиходные словосочетания.

В процессе третьего периода обучения с детьми первого уровня речевого развития педагог продолжает работу по формированию короткой бытовой фразы из 2-3 слов. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, договариваются с помощью педагога сказки и короткие рассказы.

В работе с дошкольниками, имеющими второй уровеньречевого развития, главными задачами педагога в течение года считались:

- Дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;

- Развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;

- Практическое усвоение простых грамматических категорий;

- Работа над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;

- Закрепление правильного произношения;

- Обучение составлению рассказов.

В первый период обучения детей со вторым уровнем речевого развития педагог закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение

в форме винительного, дательного, творительного падежей. Затем вводится определение, далее косвенное дополнение с предлогом и обстоятельство. Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными второстепенными членами. Ведется работа по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Во второй период обучения после отработки беспредложных конструкций детей знакомят с назначением предлогов через их практическое усвоение.

Параллельно с работой над структурой предложения педагог проводит работу над повествовательной и вопросительной интонацией.

На занятиях продолжается работа по расширению объема предложения и строятся сложные предложения.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению предложения педагог использует вопросно-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. В дальнейшем все предложение проговаривается все целиком. Педагог следит за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.

Продолжается работа по формированию диалогической речи. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

В этот период проводится работа по обучению детей пересказу небольших рассказов, составлению рассказов с опорой на наглядность и помощь педагога, заучиванию стихотворений.

В третьем периоде на занятиях дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала педагог дает образец, затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.

Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматривание хорошо знакомых игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.

Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности в общении в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.

На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.

В течение всего первого года обучения с детьми с

ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.

Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.

Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.

Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.

Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.

Таким образом, предложенное планирование коррекционной работы для детей 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня построено на знаниях о речевых и психологических возможностях детей, степени отставания каждого от возрастной нормы. Планирование предполагает всестороннюю коррекцию общего недоразвития речи и сопутствующих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста»

Для преодоления задержки речевого развития рассмотрим основные направления комплексной системы работы по развитию речи, которая позволит малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говори...

«Важнейшие условия формирования правильной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Важнейшие условия формирования правильной речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: • Ознакомление родителей с важнейшими условиями формирования правильной речи...

Консультация для родителей " Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста"

Физическое воспитание ребенка в условиях дошкольного учреждения является важной задачей воспитания здорового малыша. Для решения этой проблемы применяются следующие формы работы с детьми : физкультурн...

Консультация для родителей по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.

Советы родителям направленные на  укрепление качества речи в дошкольном возрасте...

Консультация для родителей по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Необходимо научить ребёнка  правильно разговаривать....

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

 Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается актив...

Консультация для родителей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие психические формы деятельности. Чем богаче ...