«Когда следует обратиться к логопеду»
консультация по логопедии

Шевенина Анна Геннадьевна

Данную работу рекомендуем к ознакомлению для логопедов, воспитателей детских учреждений, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_sleduet_obratitsya_k_logopedu.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Конаковского муниципального округа Тверской области.

Консультация: «Когда следует обратиться к логопеду».

Данную работу рекомендуем к ознакомлению для логопедов,

воспитателей детских учреждений, родителей.

подготовила:

Шевенина Анна Геннадьевна

учитель - логопед

Г. Конаково

2024

«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания.»

К.Д. Ушинский

Проблема обращения к логопеду встает перед каждыми родителями. Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом. Многие родители хоть и видят проблему, но не знают, что с ней делать, стоит ли волноваться — или надо просто подождать, пока речь наладится сама по себе и не вмешиваться в развитие ребенка.

Логопе́ди́я (от др.-греч. λόγος, — слово и παιδεύω, — воспитываю, обучаю) — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Логопед — это специалист, который корригирует дефекты речи. Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с одного года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Логопедические упражнения – это специальные упражнения, направленные на улучшение и развитие речи детей. Они помогают укрепить мышцы лица и языка, улучшить произношение звуков, развить слуховое восприятие и расширить словарный запас.

Есть различные виды заданий, специальных игр, которые родители могут применять дома самостоятельно, чтобы помогать своему ребенку успешно развивать речь или корректировать её.

Что делает логопед:

  1. Проводит обследование (диагностику) речевой деятельности ребенка и выявляет речевые нарушения.
  2. Обрабатывает полученные данные, составляет план работы и выстраивает взаимодействие, подбирает рекомендации.
  3. Комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка. Иногда работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.
  4. Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.
  5. Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.
  6. Консультирует родителей (даёт советы, при необходимости, задания на дом) по самостоятельной работе над речью на протяжении всего взаимодействия.

Все родители с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждут первых их слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Замечают, что дети неправильно выговаривают звуки или искажают слова, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление (отдельные звуки), затем появляется лепет (подобие слогов, односложные слова).

В логопедии есть понятие «норма речевого развития». Ниже можно познакомиться с речевым развитием по возрастным этапам в дошкольном возрасте. Эта информация поможет родителям проанализировать речь ребенка и вовремя обратить внимание на дефекты в речи, если они есть, при необходимости обратиться к специалисту.

- Первый этап активной речи начинается с одного года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять предложения из четырёх слов.

- В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Но в речи еще много ошибок, он проглатывает части слов и не все звуки выговаривает, однако способен запоминать простые стихи.

- В 3−4 года появляются свистящие звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц]. Затем появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч'], [Щ'], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.

- В 5−6 лет появляются самые сложные звуки [Р], [Р'], [Л], [Л']. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.

- К 7 годам ребенок выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, и использует в общении около 3500 слов.

Подобные нормы всегда усреднены. Поэтому если во время плановых медосмотров врачи не выявили никаких отклонений, которые могут влиять на развитие речи двух - трехлетнего ребенка, но родителей все равно что-то тревожит — лучше перестраховаться и записаться к логопеду на консультацию.

Логопед — это специалист, который корригирует дефекты речи. Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с одного года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже, все детки разные. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Когда родителям стоит насторожиться:

Родители, как правило, обращают внимание на неправильное произношение звуков простых употребляемых слов: ложка — «вожка», шапка — «сапка», рыба — «иыба», кот — «тот», палка — «пайка». Но стоит обратить внимание и на многие другие проблемы. Например, неправильное использование предлогов или согласование слов в предложении: «красный шапка», «девочка пошел спать». Или замена слогов в словах, их сокращение, повторное произношение: палка — «папалка», капитан — «пикитан», апельсин — «люпусин».

Многие считают, что задержка речи до двух лет — норма. Иногда это действительно так: если беременность и роды прошли хорошо, ребенок здоров физически и развивается по графику, понимает обращенную к нему речь, то, скорее всего, причин для беспокойства нет, развитие детей может развиваться не строго по норме, но через какое-то вписывается в принятые нормы.

Если же у мамы во время беременности или родов наблюдались осложнения — например токсикозы, инфекционные заболевания, асфиксия, — то развитие речи находится в зоне риска. Есть и другие сигналы, на которые нужно реагировать и обращать внимание: например, нарушение рефлексов новорожденных, отсутствие гуления и лепета. При наличии этих признаков нужно обратиться к логопеду, получить консультацию специалистов, даже если малышу еще не исполнилось двух лет.

Если специалист не нашел никаких проблем, то второй раз логопеда стоит посетить, когда ребенку будет 4—5 лет. Повторное обследование позволит не пропустить нарушения, которые могли возникнуть после первого посещения.

Поводы для скорого обращения к логопеду (не стоит медлить):

- Если у ребенка в самом раннем возрасте (до одного года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

- Если у ребенка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

- Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

- Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

- Если ребенок все понимает, а говорить не хочет.

- Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью ваших сверстников и слышите разницу.

-Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно неразборчиво говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

- Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

- Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

- Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

- Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

- Если у ребенка в школе проблемы с письмом.

Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе. Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития: грамматику; лексику; умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат ребенка (губы, зубы, нёбо, язык, подъязычная связка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация узкого специалиста - ортодонта или хирурга. Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету». Если помимо звуков, у ребенка нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом не менее двух раз в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет. Нарушения звукопроизношения включают в себя проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами. Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р] «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не занимает много времени и избавит малыша от дефектов речи.

Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично. Зачем же, это так важно:

  1. Позволит увеличить словарный запас и возможность грамотно излагать свои мысли повысить самооценку.
  2. Грамотная речь позволяет принимать активное участие в играх, творческой работе, учебе.
  3. Уменьшит риск нарушений в области письма и чтения.
  4. Когда человека понимают окружающие, это облегчает общение.
  5. Правильная речь исключает ограничения в выборе профессии.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

Поздно ли обращаться к логопеду:

Как правило, нет определенного возраста, когда становится «поздно» обращаться к логопеду. Чем раньше начинается работа над речевыми навыками, тем лучше и эффективнее результаты могут быть достигнуты. Однако даже взрослым людям может быть полезно обратиться к логопеду, если у них есть проблемы с речью или связанные с ней трудности.

Логопед специалист, который может помочь не только детям, но и взрослым улучшить свою речь, работу с артикуляцией, чтение или письмо. Важно помнить, что логопедическая помощь может быть полезна в любом возрасте, поэтому не стоит откладывать обращение к специалисту, если есть подозрения на различные нарушения в речи или коммуникации.

Список используемой литературы.

  1. http://детствозаречный.рф/site/pub?id=13
  2. ;img_url=https%3A%2F%;lr=11064&pos=22&rpt=simage&text=Когда%20нужно%20обратиться%20к%20логопеду
  3. #1051;огопедия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда следует обратиться к логопеду

консультация для родителей...

Когда следует обратиться к логопеду?

В материале представлен материал, с помощью  которого родители узнают, когда же действительно стоит обратиться к логопеду и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений....

Когда следует обратится к логопеду

Когда родителям следует обращаться за помощью к логопеду? Консультация логопеда нужна всем детям трехлетнего возраста. А также если ребенок пятилетнего возраста трудно излагает свои мысли и не может п...

Когда следует обратиться к логопеду

Консультация для родителей, решающих стоит пойти к логопеду или нет....

«Когда следует обратиться к логопеду?»

В консультации логопед рекомендует когда нужно обратиться к логопеду за помощью....

Консультация для родителей на тему: «Когда следует обратиться к логопеду»

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детск...

Консультация для родителей «Когда следует обратиться к логопеду»

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детск...