Консультация для родителей групп раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

"Зачем нужны логопедические домашние задания?"

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Часто родители спрашивают : «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, отсутствующих звуков; подготавливающие артикуляционный уклад для постановки

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;

- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов;

- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; печатание букв, слогов, слов и предложений ;

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.

2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

3. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения) : в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.

Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день.

Остальные задания выполняются однократно:

-все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

4. Индивидуальную рабочую тетрадь с выполненным домашним заданием в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Для пропедевтики нарушений раннего речевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребёнка является развитие понимания речи. Развитие понимания речи является очень сложным и длительным процессом. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребёнком с первых дней жизни.

Со второго полугодия жизни у ребёнка резко возрастает интерес ко всему окружающему, в 7 – 8 месяцев при правильном воспитании начинает устанавливаться связь некоторых слов с окружающими предметами, то есть формируется первичное понимание речи. Импрессивная речь (пассивный словарный запас) в своём развитии всегда опережает экспрессивную речь (активный словарный запас).

В 2 - 4 месяца у ребёнка появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определённую интонацию, с их помощью ребёнок привлекает внимание взрослого. Дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности. Это становится возможным с конца 3 – го месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчётливыми по интонации.

К шести месяцам поток гуления распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета, произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных органов и акцентом на первом слоге. Развитие лепета проходит в два этапа: I этап –аутоэхолаличный лепет (6 мес.); II этап – эхолаличный лепет (8 мес.).

Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению.

К году у ребёнка появляются первые слова. По данным Е. А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 г. 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 г. 6 мес. – 1100, 4 г. 1900 слов.

Развитие словаря у ребёнка в онтогенезе тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетоко-фонематического и грамматичесого строя речи. Формирование лексики (словаря) в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.

Речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослого. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у ребёнка развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе.

На втором году жизни идёт интенсивное накопление пассивного словарного запаса и также активного. В активном словарном запасе употребляются: звукоподражания, звуковые комплексы, многофункциональные слова. Начинается процесс формирования фразовой речи.

К 1г. 8мес. – 2 г. появляется первая фраза. Ребёнок объединяет в одном предложении 2-3 аморфных слова.

 2г. 1мес. – 2г. 3мес. рост предложения до 3-4 слов.

2 г. 3мес. – 3 г. Развитие сложного предложения.

По тем или иным причинам речь ребёнка может отставать от возрастной нормы. Часто у таких детей позже появляются первые слова, их запас не соответствует возрасту ребёнка, развитие фразовой речи идёт с опозданием и т. д.

Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребёнка в 3 года нет речи, а уже тогда, когда запаздывает раннее речевое развитие. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребёнку.

Разработана комплексная система занятий, по развитию речи детей младшего возраста. Если речь ребёнка развивается без задержки, то всё равно полезно использовать комплекс упражнений, которые улучшат его слуховую память, слуховое восприятие и фонематический слух, скоординируют мышцы речевого аппарата, расширят словарь, сделают речь яркой, эмоциональной, выразительной.

Методические рекомендации учителя-логопеда для детей раннего возраста

1. Если ребёнок 2- ух лет не разговаривает, не проявляет речевой активности, необходимо сходить на консультацию к учителю-логопеду.

2. Проконсультироваться у врача-невролога и в случае назначения пройти курс медикаментозного лечения.

3. Родителям и воспитателям применять упражнения, которые способствуют развитию речи детей по следующим блокам:

Расширение и уточнение пассивного словаря (упражнения на понимание обращённой речи).

Развитие мелкой моторики (развитие движений рук и действий с предметами, пальчиковые игры и гимнастика, игры-упражнения для формирования пальцевого захвата мелких предметов, массаж правой руки ребёнка и т. д.).

Мимическая гимнастика (выполнение комплекса мимических упражнений).

Артикуляционная и дыхательная пассивная и активная гимнастика (отработка основных движений, формирование элементарных артикуляционных укладов).

Развитие фонематического слуха.

Развитие и коррекция сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия).

Развитие активного словаря, начиная со звукоподражания (звукоподражания голосам животных; бытовым, транспортным и музыкальным шумам; эмоциональные восклицания и т. д.).

Отработка слов простых по слоговой структуре (начиная с 1 класса по А. К. Марковой). Применять метод послогового отхлопывания, отстукивания.

Формирование двухсловной фразы (начиная с объединения в одном предложении двух аморфных слов).

Игры и упражнения, специально подобранные, позволят малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, строить короткие предложениями.

Методические пособия по развитию речи для детей младшего возраста :

Е. Ф. Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».

С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».

А. И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребёнок».

О. В. Закревская «Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».

О. В. Закревская «Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста».



Предварительный просмотр:

«Поиграем со звуками». Консультация для родителей групп раннего возраста

Вся жизнь дошкольника - игра. Играя, малыш познает мир, узнает свойства предметов и окружающих явлений. За первые годы жизни ребенок успевает накопить достаточный багаж знаний и представлений. Он может с легкостью различать предметы по размеру, цвету и форме, а также распознавать детские, женские и мужские голоса, выделять тихие и громкие звуки.

Если приглядеться к играм детей, то можно легко обнаружить, что в них заметно выражен интерес к звукам. Ребенок старается всеми силами выяснить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (стучит, гудит, пищит). Он пытается, подражая взрослому, побренчать на игрушечной гитаре, подуть в трубу или постучать на игрушечном барабане, стараясь понять язык звуков.

Игры со звуками, о которых я поведу речь, являются дополнением к звуковым забавам дошколят. Они помогут малышу лучше научиться слушать, распознавать и самим воспроизводить различные звуки, и осознанно их комбинировать.

Для игр мне нужны различные музыкальные игрушки. Прежде всего - ударные игрушки. Это барабаны, бубны, маракасы, колокольчики, металлофон. По барабану и по металлофону ударяют палочками, а вот маракас, бубен и колокольчик и можно просто встряхивать.

Духовые инструменты представлены разнообразными дудками. В них возникает звук при вдувании воздуха в трубку, а если дудка снабжена клапанами, то надо, вдувая воздух, еще и нажимать на кнопки открывания клапана.

Можно и самостоятельно смастерить издающие звуки игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки небольшого размера. Ребенок сам может наполнить спичечный коробок мелкими зернышками пшена или манки и горохом. Путь малыш послушает, как они звучат и скажет, какая коробочка звучит громко, а какая тихо. Необходимо охарактеризовать каждый звук, например глухой, звонкий, грубый, мягкий. По тому, какая музыкальная игрушка больше всего понравилась ребенку можно понять, какие звуки его привлеки сильнее: тихие и мягкие или громкие, резкие и звонкие.

Очень познавательна игра в "Эхо". Она учит ребенка воспроизводить звуки, отличающиеся по силе и интенсивности. Я объясняю малышам, что в любой музыке есть звуки громкие и тихие, и что, сочиняя музыку, композитор всегда отмечает в нотах, как надо играть, громко (форте) или тихо (пиано). Рассказываю, что именно от этих слов происходит название музыкального инструмента.

Правила игры просты, кто вступает первым, у того музыкальная игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает тихо. Привожу в пример эхо в лесу. Ролями и игрушками необходимо несколько раз меняться для полного усвоения урока.

В следующей игре вместо игрушек и инструментов используются лишь ладони рук. Игра "Зеркало" позволяет оценить координацию движений, память и внимательность ребенка по выполнению задания.

Суть игры в том, что первый играющий хлопает в ладоши, а второй точно, как в зеркале должен повторить действия первого. Начинать следует с нескольких медленных и равномерных хлопков. Ребенок должен уловить темп хлопков и точно повторить их количество. Постепенно задача усложняется и хлопков становится больше, а их характер меняется. К концу игры отличаются уже не только количество и ритм хлопков, но и их громкость (за счет ударов неполными ладонями, добавляются хлопки по коленям.

Ролями необходимо меняться. Если малыш рассеян и часто отвлекается, то именно так можно помочь ему развить внимание к действиям. Намеренные ошибки взрослого дадут ребенку возможность обратить на это внимание и заставят его внимательнее следить за действиями взрослого.

В следующей игре я предлагаю ребенку тихо похлопать в ладоши или постучать кулачками в такт исполняемой мною мелодии. Далее мелодия повторяется, а малышу вместо ладошек предлагается погремушка. Если ребенок слишком громко хлопает или гремит погремушкой, заглушая музыку, ему необходимо объяснить как удобнее взять в руку игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их хлопков и погремушек почти не слышно, а иногда они и вовсе замирают посредине мелодии. Таких малышей необходимо подбодрить и похвалить.

Обязательно просите детей дома вспомнить и воспроизвести, что они пели или слушали на музыкальном занятии в детском саду. При первом исполнении песенки не поправляйте малыша, даже если услышите ошибки и неточности, лучше потом попросите малыша спеть еще раз. Ребенку будет очень полезно, если родители пропоют мелодию вместе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста. Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей, старших...

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

В данной статье говорится о том, что задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения....

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста».

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»....

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста» Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирает...