Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников»
проект по логопедии

Идея создания родительского клуба «Успешный ребенок» вызвана не только потребностью педагогов ДОУ и школы информировать родительскую общественность о тех линиях развития ребенка дошкольного возраста, которые позволят ему стать успешным в школе и во взрослой жизни, но и заинтересованностью родителей (законных представителей) в получении квалифицированной помощи в воспитании и развитии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uspeshnyy_rebenok.docx642.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

        Октябрьский район        

630009, ул. Никитина, 12

тел. (факс) 266-66-14

E-mail: ds_303@edu54.ru

Номинация

«Инновационные технологии взаимодействия с семьей воспитанника»

Проект

«Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников»

Разработали:

Носкова Ольга Александровна

заведующий МБДОУ д/с № 303, высшая кв. категория

Лобачева Ольга Андреевна

старший воспитатель, первая кв. категория

Данишевская Анастасия Евгеньевна

учитель-логопед, первая кв. категория

Игнатова Мила Игоревна

учитель-логопед, первая кв. категория

Кривошей Алена Викторовна, учитель-логопед

Федорова Маргарита Федоровна, учитель-логопед

Новосибирск,2023г.

Обоснование необходимости проекта

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иного подхода к сотрудничеству с родителями и от образовательного учреждения, а именно тесного взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие  представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Методологической основой проекта являются положения отечественной педагогики и психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия семьи и детского сада – работы Е.С. Евдокимовой, О.И. Давыдовой, Т.В. Микляевой

Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Так в ДОУ с 2011 года функционируют детско-родительские клубы разной направленности с целью оптимизации детско-родительских отношений. Клубы пользуются большой популярностью у родителей, они с удовольствием принимают в них участие.

Идея создания родительского клуба «Успешный ребенок» вызвана не только потребностью педагогов ДОУ и школы информировать родительскую общественность о тех линиях развития ребенка дошкольного возраста, которые позволят ему стать успешным в школе и во взрослой жизни, но и заинтересованностью родителей (законных представителей) в получении квалифицированной помощи в воспитании и развитии ребёнка.

Так как педагогический коллектив ДОУ 3 года тесно сотрудничает с педагогами школ, то в рамках преемственности в школе проходят малые педагогические советы с приглашением педагогов ДОУ. На педсоветах обсуждаются проблемы адаптации детей к школе, трудности, с которыми дети сталкиваются в школе, проводится анализ первичной диагностики. Так, на очередном малом педагогическом совете по результатам диагностики выяснилось, что  увеличивается количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха и звуковой культуры речи, наблюдается тенденция повышенной тревожности у детей и родителей, снижается уровень коммуникативных способностей детей. Все мы прекрасно понимаем, что на это влияет много факторов:

  1. Не все дети с нарушениями речи охвачены специалистами ДОУ;
  2. Родители не обращаются за консультацией к специалистам ДОУ или к специалистам других организаций;
  3. Дефицит общения между родителями и детьми;
  4. Родители не придают значения к тем потребностям и возможностям своих детей, которые могли бы помочь в развитии сильных сторон личности ребенка, тем самым, способствующие его успешности.

Так, на педагогическом совете в ДОУ было принято решение о создании родительского клуба «Успешный ребенок». Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с целью всестороннего развития каждого ребенка.

Задачи проекта:

  1. Привлекать родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию детей;
  2. Способствовать повышению уровня личностной комфортности  детей и взрослых в  семье и ДОУ;  
  3. Формировать позитивный опыт семейного воспитания;
  4. Повысить педагогическую компетентность взрослых участников проекта в вопросах развития и воспитания;
  5. Организовать взаимодействие и сотрудничество с детско-родительскими клубами ДОУ, а также медицинскими специалистами.

Участники проекта

Участники проекта: Заведующий, старший воспитатель, специалисты ДОУ (учителя-логопеды, педагог-психолог), воспитатели, родители, специалисты школ (учителя-логопеды, педагоги-психологи), учителя начальных классов, медицинские специалисты (ортодонт, педиатр, невролог).

Участники

Функциональные задачи

 1.

 2.

Заведующий МБДОУ № 303

Носкова Ольга Александровна

Старший воспитатель

Лобачева Ольга Андреевна,

  1. Создание нормативно-правовой базы реализации родительского клуба.
  2. Координация деятельности участников проекта.
  3. Обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками этапов проекта

   3.

4.

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

  1. Подбор специализированной литературы;
  2. Подготовка информационного материала для родителей и педагогов;
  3. Оформление презентационного материала

5.

Воспитатели ДОУ

  1. Привлечение родителей к образовательному процессу;
  2. Совершенствование образовательной среды

  4.

Специалисты школ

  1. Подбор специализированной литературы;
  2. Подготовка информационного материала для родителей и педагогов;
  3. Оформление презентационного материала

  5.

Медицинские специалисты

  1. Подготовка информационного материала для родителей и педагогов;
  2. Оформление презентационного материала
  3. Консультативная помощь родителям воспитанников

Описание проекта

Тип проекта: практико-ориентированный

Реализация проекта: 2023-2024 учебный год

Проект рассчитан на 1 год и будет реализовываться в 3 этапа.

Этапы реализации проекта:  

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2023г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса, перспективный план работы клуба, анализ заинтересованности родителей.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2023 г. – апрель 2024г.

Цель - реализация запланированных мероприятий

3 этап – заключительный; срок реализации  – май 2024 г.

Цель – подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи.

1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2023 г.

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 303, воспитатели групп,

Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

Формирование творческой группы детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта.

Старший воспитатель

Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д.

Формирование банка данных по реализации проекта  и банка методических идей по реализации проекта.

Старший воспитатель

Педсовет № 2  

Деловая игра «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями

Анализ результатов анкетирования, опроса  родителей и педагогов.

Определение основных направлений деятельности по реализации проекта.

Организация творческой группы

Определение руководителя клуба Определение тем

Старший воспитатель

Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

Издание Приказа заведующего о реализации проекта.

Подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта,

Подготовка положения о создании родительского клуба.

Заведующий МБДОУ д/с № 303, старший воспитатель

2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

Мероприятия

Содержание

Сроки

Ответственные

1 встреча

«Давайте знакомиться»

Знакомство с работой родительского клуба и со специалистами

Развивающие упражнения и игры для совместного досуга дома.

Игровой тренинг «Игры с мячом», «Музыкальные игры»

Октябрь

Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 303

Педагог-психолог

2 встреча

«Фонематический слух – основа правильной речи
ребёнка – дошкольника»

Актуальность данной темы, анализ проведенной диагностики по выявлению уровня сформированности фонематического восприятия у детей.

Беседа о понятиях  «фонематическое восприятие», «звуковой   анализ и синтез»,   и их значении в будущей школьной жизни ребенка.

Практические советы родителям по развитию фонематического слуха у ребенка (игровой тренинг)

Ноябрь

Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 303

Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303

Валова Светлана Алексеевна, логопед  высшей кв. категории МБОУ СОШ № 2

3 встреча

«Игровые технологии как средство развития связной речи»

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста (психологический аспект).

Беседа о развитии связной речи с помощью игровых технологий, применяемые в детском саду.

Практические советы родителям по развитию связной речи у детей (игровой тренинг)

Декабрь

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 303

Учителя-логопеды

МБДОУ д/с № 303

4 встреча

«Развитие речевого дыхания»

Влияние речевого дыхания на звукопроизношение

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

Практические советы по развитию речевого дыхания

Игровой тренинг

Памятки для родителей

январь

Учителя-логопеды

МБДОУ д/с № 303

5 встреча

«Взаимодействие в работе ортодонта и логопеда »

Нарушения строения артикуляционного аппарата: взгляд ортодонта

Влияние нарушений прикуса на речь ребенка

Памятки для родителей

Февраль

Врач-ортодонт клиники «Дентал-Сервис» Тимофеева Ирина Андреевна

Учителя-логопеды

МБДОУ д/с № 303

6 встреча

«Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению?»

Что такое адаптация?

Какая бывает адаптация?

Как вести себя родителям во время адаптации ребенка?

Игры на снятие тревожности у детей

Памятки для родителей

Март

Педагог-психолог

МБДОУ д/с № 303

Педагоги-психологи школы № 2, 32, 75

7 встреча

«Взаимодействие в работе невролога и логопеда»

Неврологические аспекты речевых нарушений

Логопедическая работа по коррекции неврологической симптоматики

Памятки для родителей

Апрель

Врач-невролог клиники «Здравица»

Учителя-логопеды

МБДОУ д/с № 303

3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2024 г.

Сроки

Мероприятие

Содержание

Ответственный

Май

Совещание при заведующей с членами творческой группы

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными

Старший воспитатель

Май

Итоговая встреча родительского клуба

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта

Члены творческой группы

Май

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями

Старший воспитатель

Май

Создание папки по итогам реализации проекта

Обобщение опыта работы

Члены творческой группы

Для успешной реализации данного проекта созданы необходимые условия. МБДОУ «Детский сад №303» соответствует всем требованиям ФГОС. Миссия учреждения – создание среды для получения качественного образования дошкольников, включая детей с особыми образовательными потребностями.

  1. Нормативно-правовое обеспечение проекта
  1. Нормативно-правовая база учреждения соответствует всем требованиям ФГОС;
  2. Разработаны соответствующие локальные акты;
  3. Разработана и утверждена основная образовательная программа ДОУ;
  4. Разработан и утвержден ряд адаптированных программ

  1. Материально-техническое обеспечение

Детский сад имеет необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта. Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ №303 соответствует требованиям ФГОС

  1. Кадровое обеспечение
  1. Все педагоги детского сада имеют соответствующее образование и профессиональные компетенции;
  2. Педагогические работники применяют современные образовательные технологии; регулярно проходят курсы повышения квалификации.

  1. Информационное обеспечение

МБДОУ имеет сайт в сети Интернет, электронный журнал, группу «вконтакте». Большинство педагогов имеют сайты на образовательном портале

Все вышеуказанное позволяет разрабатывать и применять педагогические проекты, направленные на всестороннее развитие детей. Можно сделать вывод, что МБДОУ «Детский сад №303» готов к реализации проекта «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников».

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты

Долгосрочные результаты

1. Для родителей созданы условия для актуализации своих знаний по вопросам воспитания и развития детей

У родителей сформирована потребность в получении педагогических знаний

2.Разработан план мероприятий с использованием инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников

Педагоги используют в своей работе разнообразные методы и приёмы вовлечения родителей в интерактивное взаимодействие

3.Разработан план мероприятий по повышению уровня взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников

Высокий уровень психолого-педагогических компетенций всех участников образовательного процесса

Оценка эффективности реализации проекта

Организация сотрудничества педагогов ДОУ, педагогов образовательных учреждений и медицинских специалистов в форме родительского клуба представляет собой эффективную модель работы. Данная форма взаимодействия учитывает потребности семьи, повышает компетентность и активность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских взаимоотношений между участниками клуба создается благоприятный психоэмоциональный климат.   Для эффективности реализации этапов проекта необходимо постоянное изучение родительских запросов и возникающих проблем с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей. Для определения степени вовлеченности родителей  производилось онлайн-анкетирование. Используя онлайн-платформу, мы можем охватить более широкую аудиторию родителей, и тем самым получить более продуктивное взаимодействие «детский сад-семья».

Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников» носит преобразующий характер. В рамках данного проекта мы апробируем новые формы взаимодействия с родителями и при организации работы наши основные принципы:

  1. Открытость детского сада для семьи;
  2. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
  3. Сотрудничество педагогов ДОУ, педагогов школ, медицинских специалистов с родителями воспитанников

В качестве средств оценки результатов реализации проекта мы планируем использовать методы онлайн-анкетирования, бесед. Также, о положительном опыте будут свидетельствовать отзывы родителей на сайте детского сада и в группе вконтакте, рост посещаемости мероприятий клуба.

Прогноз возможных рисков и способы их коррекции

Риски

Предупреждения рисков

Трудность привлечение родителей к участию в мероприятиях

1. Своевременное оповещение о мероприятиях

2. В холле первого этажа размещать яркую агитационную газету

3. Высокий уровень подготовленности мероприятий

Участие одних и тех же родителей в организуемых мероприятиях в рамках проекта

  1. Учитывать потребности родителей через анкетирование
  2. Привлечь активных родителей в агитации посещения клуба

Трудности в осуществлении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса

Применение более удобных способов коммуникации (онлайн-платформы)

Дальнейшее развитие проекта

Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников» является универсальным. Каждое дошкольное образовательное учреждение может реализовать его с учетом анализа контингента воспитанников, родителей и педагогов. В результате реализации проекта будет сформирована папка с методическими материалами реализации проекта, которые помогут организовать родительский клуб в других дошкольных организациях. Мы считаем, что данный опыт работы пригодится так же и специалистам школ, так как проблема сотрудничества с родителями на данном этапе современного общества является актуальной.

Перспектива дальнейшего развития проекта: проанализировать работу клуба, скорректировать, и добавить интересующие темы родителей и педагогов. Ведь каждый год к нам приходят всё новые дети и родители, а проблемы у них всё те же. Поэтому данную форму сотрудничества мы будем применять  с родителями и надеемся, что родительский клуб «Успешный ребенок» станет традицией МБДОУ д/с № 303.

ПРИЛОЖЕНИЯ

        

Приложение 1

Анкета по выявлению интересов родителей

Уважаемые родители!

Для выявления Ваших запросов, интересов, при организации родительского клуба «Успешный ребенок» просим Вас ответить на следующие вопросы:

Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году

  • Как подготовить ребёнка к школе
  • Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению
  • Как приобщить ребенка к художественной литературе
  • Воспитываем в ребёнке самостоятельность
  • Как развить творческие способности у детей
  • Как правильно общаться с детьми
  • Развитие речи ребёнка

Предложите свою тему

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши пожелания в работе клуба

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Анализ анкет по выявлению интересов родителей

По итогам анкетирования видно, что родителей интересуют все темы, некоторые мы объединяли. Наиболее актуальные для родителей темы – подготовка к школе и речевое развитие ребенка.

Приложение 3

Анкета для родителей

1.Счиаете ли Вы полезным клуб «Успешный ребенок»?

Да Нет    Не знаю

2.Помог ли Вам клуб узнать лучше своего ребенка?

ДаНетНе знаю

3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?

Да Нет

4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях клуба «Успешный ребенок»?

5.Ваши предложения

Приложение 4

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Принято на

педагогическом совете № ___

Протокол № __ от ____

Утверждено

Заведующим О.А. Носковой

приказ №______      от______

Положение о

родительском клубе «Успешный ребенок»

 

1.Общие положения

1.1.Родительский клуб «Успешный ребенок» (далее по тексту Клуб) создается на базе МБДОУ д/с № 303 (далее по тексту ДОУ) с целью создания и внедрения в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

1.2. Основными принципами Клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

1.3. Задачами Клуба являются:

- обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ;

- повышение степени осознанности родителями значимости своей роли в подготовке ребенка к школьному обучению;

- способствование повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития дошкольников в их родительской ответственности;

- формирование отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;

1.4. Участниками Клуба являются родители детей 4-7 лет,  воспитатели, специалисты.

1.5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.

2. Права и обязанности участников

2.1. Родители (законные представители) – члены Клуба имеют право:

- на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания и развития;

- на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

- на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

- участвовать в планировании работы Клуба.

2.2. ДОУ имеет право:

- на выявление, изучение и распространение положительного опыта воспитания;

- на внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности.

2.3. ДОУ обязано:

- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей;

- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

2.4. Родители – члены Клуба обязаны:

- уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

- принимать активное участие в работе Клуба.

3. Организация деятельности

3.1.Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ в обоих корпусах.

3.2. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов ДОУ.

3.3. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы;

3.4. Формы организации работы Клуба:

- консультации;

- практикумы;

- мастер-классы;

- тренинги.

4. Административная поддержка деятельности

4.1. Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров.

4.2. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ.

4.3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами школы.

4.4. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.

5. Документация

5.1. Приказ о создании Клуба

5.2. Анкеты родителей-членов Клуба.

5.3. Положение о Клубе.

5.4. План работы Клуба.

5.5. Протоколы заседаний Клуба.

5.6. Конспекты проведенных мероприятий.

Приложение 5

Консультация для родителей и элементами игрового тренинга в рамках родительского клуба «Успешный ребенок»

Развитие речи через коммуникативные игры

Подготовил: педагог-психолог

Речь ребёнка  порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Раньше ребенку для игры достаточно было мяча, куска мела и асфальта во дворе. Сегодня все дети в планшетах, телефонах, где представлено огромное разнообразие более интересных игр. Взрослым трудно понять, как вернуть ребёнка в реальность.  

Общение с детьми у родителей очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Городская суета, груда дел, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остаётся совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на построение доверительных отношений, а на мораль, постулаты. Зачастую, родители не умеют разговаривать со своими детьми. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.

Типичными психологическими проблемами детей из-за отсутствия умения общаться являются такие, как низкий уровень адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, телесные зажимы, низкий уровень развития воображения, внимания,  низкая самооценка, вследствие этого дети не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание. Связность мысли – это связность речи. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи.

Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения.

В своей работе я использую коммуникативные игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. Под коммуникативной игрой понимается совместная деятельность детей, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Коммуникативные игры способствуют развитию произвольности поведения для гиперактивных детей, снятию напряжения, дискомфорта перед началом взаимодействия. С помощью данных игр дети учатся вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Расскажу кратко о нескольких видах коммуникативных игр.

Игровой тренинг с родителями

Подвижные игры.

Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.

  • «Море волнуется раз...»;
  • «Гуси и серый волк»;
  •  «Где твой домик?»;
  • «Сосны, елочки, пенечки»;
  •  «Веселые старты»;
  • «День и ночь»;
  • «Веселые кузнечики»;
  • «Живые бусы»;
  • «Кто вперед».

Игры пантомимы.

Благодаря данным играм ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков.

  • Где мы были, не скажем – а что делали, покажем»
  • «Что изменилось?»
  • «Кто пришел»
  • «Что это такое?»
  • «Какая оценка?»
  • «Изобрази эмоции»

Игры для повышения детской самооценки.

Побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

  • «Хорошие слова»;
  • «Комплименты»;
  • «Самый лучший».

Игры на развитие внимательного отношения друг к другу

Помогут развить у детей такие чувства, как уважительность, сопереживание, сочувствие. Эти игры помогут детям научиться выражать свои эмоции, жизнерадостно и легко общаться со сверстниками, воспринимать себя равными другим людям. Такие игры лучше всего проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

  • «Самый лучший спорщик»;
  • «Дорога хорошего настроения»;
  • «Коробка добрых поступков»;
  • «Смешилки»;
  • «Потому, что ты хороший»;
  • «Добрый зверь»;
  • «Пожелания».

Игры на развитие доверительных отношений

Такие игры помогут детям в раскрепощении эмоционально-волевой сферы, научат их доверительным отношениям, помогут научиться сопереживать и сочувствовать другим людям.

«Скульпторы»;

«На ощупь»;

«Поймай меня»;

«Шторм на море»;

На занятиях используются следующие игры, моделирующие речевое поведение в различных ситуациях общения: «Разговор по телефону», «В магазине», «День рождения». Поздравление, приглашение по телефону», «Прием гостей, поведение в гостях», «Знакомство», «Интервью».

Таким образом, благодаря  коммуникативным играм дети учатся открыто общаться. В коммуникативные игры можно поиграть на прогулке во дворе, в свободную минутку дома, на детском празднике либо на семейном отдыхе на природе. Всё, что необходимо для этого – позитивно настроенные дети. На столе для вас, уважаемые родители, лежат памятки с описанием игр. На обратной стороне есть мои контакты и часы приёма, приходите.

Приложение 6

Беседа «Фонематический слух – основа правильной речи ребенка»

        

Приложение 7

Развитие речевого дыхания

Подготовили: учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303

Добрый день, уважаемые родители.

Сегодня хотим рассказать вам о развитии речевого дыхания.

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции. Так как при нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться.

Речевое дыхание – это основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, помогает верно соблюдать паузы и сохранять плавность речи.

Понаблюдайте за ребенком, если обнаружите один или более ниже перечисленных признаков, значит, речевое дыхание нарушено

Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы;

 Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхивания» посреди фразы или слова;

 Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи;

 Ребенок говорит «в нос»;

Ребенок произносит шипящие или свистящие звуки с горловым признаком, при этом слышится звук, напоминающий Х или Г.

Работу над дыханием рекомендуют проводить в три этапа:

•Постановка брюшного типа дыхания;

•Дифференциация ротового и носового выдоха;

•Формирование речевого дыхания.

Постановка брюшного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха:

Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, часто при таком типе дыхания у ребенка приподнимаются плечи во время вдоха, дыхание поверхностное, ребенок часто говорит на вдохе, то следует попытаться вызвать брюшное дыхание по подражанию.

Упражнения:

Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)

Бегемотик, кораблик. Сначала упражнения проводим лежа, затем сидя и стоя.

  1. Дифференциация ротового и носового выдохов:

Ребенок должен уметь ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Работа разделена на три этапа:

1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.

- широко открыть рот и спокойно подышать носом.

- закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. (Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю).

- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт)

- вдох носом, плавный выдох через сомкнутые губы

- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований

- вдох носом, выдох через нос толчками

- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки

- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос ( рот не закрывать) !!!!!!!!!!!

- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

3.Формирование речевого дыхания.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

• в выработке длительного ротового выдоха;

• в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи;

• воздух набирать через нос;

• выдох должен быть длительным и плавным;

• необходимо следить, чтобы не надувались щеки.

• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении;
  • Одежда не должна стеснять движений;
  • Не заниматься сразу после приема пищи;
  • Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии; нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Эффективные формы общения воспитателя с родителями воспитанников"

Цель данной презентации: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать сов...

Создание информационного сайта ДОУ - эффективная форма сетевого взаимодействия с родителями воспитанников.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптим...

Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников.

Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников....

Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников.

Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Организация сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ

Использование в педагогической практике педагогами традиционных форм взаимодействия позволяет организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако их использование не всегда спос...