Рабочая программа кружка по развитию речи
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.44 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, мкр. Молодежный, д.7, тел. 6-54-05, 6-32-58
ИНН 8911016680, КПП 891101001, ОКПО 48731581, ОКОНХ 92400
E-mail: brusnichka-tsale@pur.yanao.ru, brusnichka-tsale@yandex.ru
ПРИНЯТО: | «УТВЕРЖДАЮ» | ||
на педагогическом совете МБДОУ «ДС «Брусничка» | Заведующий МБДОУ «ДС «Брусничка» | ||
_________________ Т.В. Чвалова | |||
Приказ № – п от _____________ г. | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Говоруша»
для детей 4 - 5 лет
срок реализации: 1 год
составитель:
Учитель-логопед
Табашникова Наталья Николаевна
г. Тарко-Сале
Содержание
Планируемые результаты освоения Программы: 5
Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности. 6
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания. 17
Артикуляционная гимнастика. 20
Пояснительная записка.
Актуальность программы. Речь – это один из важнейших приобретенных навыков в жизни человека.
Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его людей. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
При поступлении в школу у детей с речевыми нарушениями возникают проблемы с чтением и письмом. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Программа построена на основе пособия Н.В.Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет.»
Данная Программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
На занятиях используются словесные (беседа, аудиозаписи, чтение художественной литературы), наглядные (рассматривание иллюстраций, муляжи предметов, наблюдения), практические (упражнения), игровые (дидактические, сюжетно-ролевые игры) методы и приемы (вопросы к детям, указания, загадывание и отгадывание загадок, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, соревнования, создание игровой ситуации, показ образца. Для успешного усвоения материала занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных особенностей и потребностей дошкольников.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Разучивание нового артикуляционного упражнения
- Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ѐжиками и т.д,, песочная терапия и др.)
- Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
- Физминутка
- Дидактические игры на развитие фонематических представлений
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Практическая значимость Программы. Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания, развивать речь, мелкую моторику, познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферы.
Цели и задачи программы:
Основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Задачи:
- Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
- Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
- Развивать движения кистей и пальцев рук.
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Формы и режим занятий:
Программа логопедического кружка «Говоруши» рассчитана на обучение детей в возрасте от 4 до 5 лет, имеющих речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МДОУ «Брусничка».
·Количество занятий в неделю: 1
·Количество занятий в месяц: 4.
·Количество занятий в год: 28.
Планируемые результаты освоения Программы:
- Дети овладевают основными артикуляционными движениями по возрасту.
- Произношение звуков приближено к норме.
- Дети владеют навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох)
- Пальчиковые движения скоординированы
- Развиты фонематические представления по возрасту.
- Ключевые речевые качества:
- чистота звукопроизношения,
- автоматизация звуков в речи,
- умение строить предложение,
- умение произносить монолог, чётко высказываться,
- умение вступать в диалог.
Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности.
| Тема | Октябрь | |
Ход занятия, форма работы | Цели и задачи | ||
1 неделя | «В мире животных» |
(см. Н.В. Рыжова стр. 6-7)
(см. Ладутько Л.К.,стр.69, зад.5 )
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. 2016г. Стр. 168 |
|
2 неделя | «Овощи и фрукты» |
(см. Н.В. Рыжова стр. 7-9)
«Изобрази»
Нищева Н.В. Стр 159 |
|
3 неделя | «Деревья» |
(см. Н.В. Рыжова стр. 9-10)
Нищева Н.В. Стр 100 |
|
4 неделя | «Грибы» |
(см. Н.В. Рыжова стр. 10-11)
Нищева Н.В. Стр 161 |
|
Ноябрь | |||
1 неделя | «Мой город» |
(см. Н.В. Рыжова стр. 37-39)
Нищева Н.В. Стр 177 |
|
2 неделя | «Моя семья» |
(см. Н.В.Рыжова стр. 19-20)
Нищева Н.В. Стр 357 |
|
3 неделя | «Домашние птицы» |
(см. Н.В.Рыжова стр. 22-24)
Нищева Н.В. Стр 168 |
|
4 неделя | «Одежда и обувь» |
(см. Н.В.Рыжова стр. 24-25)
Нищева Н.В. Стр 163
|
|
Декабрь | |||
1 неделя | «Зима» |
Нищева Н.В. Стр 165 |
гимнастики;
употребление потребление предлогов;
|
2 неделя | «Зимующие птицы» |
Снегирь: «Фью-фью-фью» Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри» Синица: «Кик-кик-кик» Воробей: «Чик-чи-рик»
|
|
3 неделя | «Человек. Части тела» |
(см. Н.В. Рыжова стр. 40-41)
|
|
«Новый год» |
Нищева Н.В. Стр 356 |
гимнастики;
| |
Январь | |||
2 неделя | «В мире сказок» |
|
|
3 неделя | «Зимние забавы» |
|
|
4 неделя | «Профессии» |
Нищева Н.В. Стр 170 |
|
Февраль | |||
1 неделя | «Мебель» |
|
|
2 неделя | «Материалы и инструменты» |
|
|
3 неделя | «Защитники отечества» | Артикуляционная гимнастика «Составление простых предложений по демонстрации действий» Игра «Что делают» Игра «Кому это нужно для службы» Нищева Н.В. Стр 298 |
|
4 неделя | «Продукты питания» |
Нищева Н.В. Стр 421 |
| ||
Март | |||||
1 неделя | «Весна. Приметы весны» |
Нищева Н.В. Стр 172 |
| ||
2 неделя | «8 марта – женский день |
Нищева Н.В. Стр 172 |
| в | речи |
3 неделя | «Посуда» |
Нищева Н.В. Стр 164 |
| ||
4 неделя | «Электро приборы» |
|
| ||
Апрель | |||||
1 неделя |
Нищева Н.В. Стр 156
| - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; | |
2 неделя |
Нищева Н.В. Стр 366
|
| |
3 неделя | «Перелетные птицы» |
Нищева Н.В. Стр 63 |
|
4 неделя | «Транспорт» |
Нищева Н.В. Стр 184 |
|
Май | |||
1 неделя | «Насекомые» |
Нищева Н.В. Стр 194
|
|
2 неделя | «Школьные принадлежности» |
Нищева Н.В. Стр 145 |
|
3 неделя | «Первоцветы» |
|
|
4неделя | «Лето» |
|
|
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ; Увеличить объѐм дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
- «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
- «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первоготретьего раза слетели все пушинки.
- «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
- «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
- «Костѐр». Воспитатель кладѐт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костѐр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
- «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырѐхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвѐртую доли – остановка и долгий выдох.
- «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
- «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метѐлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
- «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплѐнные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
- «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неѐ. Продвигать птичек нужно только на выдохе.
Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
- «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть
ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлинѐнного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
1. «Ветерок».
Педагог:
Дует лѐгкий ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Выдох спокойный, ненапряжѐнный.
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф… И качает так листок – Ф-Ф-Ф… Активный выдох.
Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки… Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - А-А-А…
Рябиновый – И-И-И…
Берѐзовый – О-О-О…
Дубовый – У-У-У…
Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».
- «Трубач». Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.
- «Ёжик»
Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).
- «Регулировщики»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинѐнного выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).
- «Каша кипит».
Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох.
Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).
- «Гуси шипят».
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперѐд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
- «Шар лопнул». Педагог:
Надувала кошка шар, А котѐнок ей мешал:
Подошѐл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп
Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).
- «Насос».
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).
- «Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).
- «Лыжник».
Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
- «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперѐд-назад, произносить: тик-так.
- «Петух».
Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бѐдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.
- «Паровозик».
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.
- «Дровосек».
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
- «Гуси летят».
Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гуу-у-у.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.
Цель: Тренировка удлинѐнного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
- Произнесение ряда слов на одном выдохе.
Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.
- Перечисление названий месяцев.
Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
- Перечисление времѐн года. Зима; зима, весна; зима, весна, лето.
Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.
- Произнесение фразы с постепенным усложнением.
Цель: Тренировка удлинѐнного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребѐнок повторяет фразу, дополняя еѐ одним словом, второй – ещѐ одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
- «Цветы».
В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».
Артикуляционная гимнастика.
Комплекс №1 (октябрь)
«Жуѐм блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот.
научить ребенка распластывать язык в оложении,
нужном для свистящих звуков. Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперѐд и покусывать свѐрнутый язык 10-15 раз.
«Гармошка» Присосу язык на нѐбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз.
развивать подвижность языка, укреплять кончик
языка. Отрабатывать подъем языка. Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны.
вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счѐт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
вырабатывать движение губ вперед, укреплять
мышцы губ, их подвижность. Вытянуть сомкнутые губы вперѐд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счѐт от 1 до 5-10.
«Домик открывается» Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
научиться спокойно открывать и закрывать рот,
расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ.
Развивать произвольное внимание. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерѐдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребѐнок повторяет.
Комплекс №2 (октябрь)
«Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нѐбо крашу я.
укреплять мышцы языка и развивать его
подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твѐрдое нѐбо («потолок»), делая движения языком вперѐд-назад.
«Барабанщик» За зубами в бугорок
Бьѐт широкий язычок.
отрабатывать подвижность языка и
подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчѐтливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-дд» («песенка»).
«Любопытный язычок» Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ.
укреплять мышцы языка, развивать его
подвижность. Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперѐд-назад. Язык кладѐм на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаѐтся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Ребѐнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает еѐ на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
отрабатывать движение верхней губы вверх и на
место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Ребѐнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская еѐ обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.
развивать мышечную силу и подвижность губ. Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Комплекс №3 (ноябрь)
«Лошадка» Рот широко открываю,
К нѐбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок.
отрабатывать подъѐм языка, подготавливать его к
выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Улыбнуться, открыть рот и пощѐлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Грибок»
Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нѐбо, Челюсть вниз – и вся учеба.
отрабатывать умение удерживать язык наверху в
положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нѐбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всѐ шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
отрабатывать движение языка вниз, развивать его
подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
отрабатывать движение языка вверх, укреплять
мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
отрабатывать движение языка вниз с
одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
тренировать подъем языка с одновременным
выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Комплекс №4 (декабрь)
«Кучер» Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
отрабатывать вибрацию губ и языка,
подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-уу». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
«Парус» Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
удерживать язык за верхними зубами. Укреплять
мышцы языка. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок.
укреплять мышцы языка и губ, развивать
подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). Ребѐнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
«Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
развивать произвольные движения языка.
Укреплять мускулатуру языка и щек. Язык поочерѐдно упирается в правую и левую щѐки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ.
развивать произвольные движения языка,
укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Чередование «Толстячки - худышки» Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
укреплять мускулатуру щек. Развивать
координацию движений. Ребѐнок поочерѐдно надувает и втягивает щѐки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Комплекс №5 (январь)
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
научиться делать язык узким и удерживать его в
таком положении. Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счѐт от 1 до 5-10.
«Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит.
укреплять мышцы языка, отрабатывать его
подвижность. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
«Шарики» (поочерѐдное надувание щѐк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую.
укреплять мускулатуру щек. Развивать
координацию движений и умение переключаться. Ребѐнок в спокойном темпе поочерѐдно надувает правую и левую щѐки, как бы перегоняя воздух из одной щѐки в другую.
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
укреплять мускулатуру губ и щек.
Сжать губы, надуть щѐки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
«Шлѐпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлѐпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлѐпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлѐпать губами кончик языка; пошлѐпать губами середину языка; пошлѐпать губами язык, подвигая его медленно
вперѐд, а затем назад.
«Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.
научиться удерживать язык в форме чашечки
наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Комплекс №6 (февраль)
«Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
развивать подвижность языка, переменно
выдвигая и убирая узкий язык. Открыть рот и производить узким языком движения вперѐд-назад («жало змейки»).
«Индюк»
Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу.
отрабатывать подъем языка и подвижность
кончика языка. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперѐд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая еѐ. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) На верхнюю губку,
На верхние зубки, За зубки скачок –
удерживать язык в форме чашечки, развивать его
подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
«Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например.
направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
производить движения языком в форме чашечки,
не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперѐд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая
«чашечки».
Комплекс №7 (март)
«Качели»
«Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист! вырабатывать умение быстро менять положение
языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерѐдно, менять положение языка 4-6 раз.
«Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход.
отрабатывать положение языка, необходимое для
постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Слегка лыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
«Покусаем язычок» Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
добиваться расслабления мышц языка, усиления
кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперѐд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребѐнку выполнять задания.
«Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. преодолевать спастичность (напряженность)
языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
«Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
отрабатывать произвольные движения языка,
развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же
«чистим» наружную сторону нижних зубов.
Комплекс №8 (апрель)
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
отрабатывать движение верхней губы вверх и на
место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Ребѐнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская еѐ обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.
развивать мышечную силу и подвижность
губ.Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
«Загоним мяч в ворота» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.
научиться выпускать длительную направленную
воздушную струю. Вытянуть губы вперѐд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребѐнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребѐнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребѐнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаѐтся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
«Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок.
вырабатывать умение удерживать язык в
свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счѐт от 1 до 510.
«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
вырабатывать умение дуть по середине широкого
языка, спокойно лежащего на нижней губе.Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
«Горка» («мостик»)
Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. научиться удерживать язык в положении,
необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счѐт от 1 до 5-10.
Комплекс №9 (май)
«Ветерок дует с горки» С горки дует ветерок, И несет он холодок.
научиться удерживать язык в положении,
необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Мостик построим – мостик разрушим» Ставлю я язык «дугой» И кладу – даю покой.
научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжѐнном состоянии по 3-5 секунд.
«Чистим нижние зубы»(с внутренней стороны) Ходит «горка» влево – вправо, Чистит зубки очень браво.
научиться удерживать кончик языка за нижними
зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
«Катушка» Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю.
развивать подвижность языка и укреплять его
мускулатуру. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперѐд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 810 раз в спокойном темпе.
«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны.
вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счѐт от 1 до 5-10.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
научиться делать язык узким и удерживать его в
таком положении. Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счѐт от 1 до 5-10.
Театрализованные игры.
1.ТРИ МЕДВЕДЯ
Театрализованная игра
(Развитие мимики и жестов)
Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки Ход игры
Воспитатель: Вы помните, ребята, сказ¬ку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кро¬ватку и заснула, А ,в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) вспомните, кто пер¬вый зашел в избушку? Покажите, как он вошѐл. (Дети при помощи мимики и жестов изображают медведей).
Воспитатель.
Как идет папа-медведь? Медленно, тяжело.
А как идѐт мама-медведица?
Как идет Мишутка?
2.«ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНЫ».
Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (В.В. Цевынтарный), дети выполняют. Петушок.
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы оттопырены в стороны и подняты вверх.
Гусь.
Гусь стоит и всѐ гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом, большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.
Кошка.
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцу.
3.«ТОЛСТЯЧКИ И ХУДЫШКИ»
(на развитие выразительности речи, мимики и движений).
Педагог:
«Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки».
Удивились Сосульки:
«Ах, какие вы толстые!»
Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза.
Рассердились Снеговички:
«Не такие уж мы и толстые!
Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито.
Ещѐ больше удивились сосульки:
«О, да вы ещѐ и сердитые!»
Округляют губы (как звук о), поднимают брови. Ещѐ больше рассердились Снеговички: «У-у-у, мы действительно сердитые!» Вытягивают брови трубочкой, сводят брови.
Сморщили нос Сосульки:
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
Морщат нос, произносят слова с недовольством.
Скривили губы Снеговички:
«ПФ! Ну и не надо».
Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта.
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к друг, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
4. ИНСЦЕНИРОВКА «КОШКИН ДОМ» ХОРОМ.
Бом-бом, бом-бом!
Энергично поднимают и опускают руки, сжатые в кулаки Загорелся Кошкин дом!
Постепенно поднимают руки вверх и опускают их, описывая в воздухе круг и быстро перебирая пальцами.
Кошка выскочила,
Схватиться руками за голову и покачать головой.
Глаза выпучила,
Приставить к глазам «очки» из больших и указательных пальцев.
Побежала к дубу,
Бежать друг за другом поочередно выпуская «лапки-царапки».
Прикусила губу.
Остановиться, прикусить губу верхними зубами.
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
Расставить сжатые в кулаки руки в стороны и бежать на носках.
А собачка - с помелом,
Наклониться вперѐд, одна рука на поясе, другая, как бы подметает землю.
А лошадка – с фонарѐм,
Поднять руку, сжатую в кулак, вверх.
Серый заинька – с листом.
Обеими ладонями делать махи движением от себя.
Раз- раз, раз-раз!
И огонь погас!
Поднять руки вверх. Ладони раскрыты вниз. На каждый слог постепенно рывками опускать их вниз.
Педагог.
Хоть огонь мы потушили, но дом у кошки сгорел. Что нужно делать? Правильно, надо строить новый дом. Бум, бум, та-ра-рам
Это что случилось там
А случилась то беда Эй, строители, сюда
Тили-бом, тили-бом Будем строить новый дом.
Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.
1. УЗНАЙ ГЕРОЯ‖
Цели:
- находить по словам-определениям героя;
- самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик. Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
2. ВСЕ НАОБОРОТ‖
Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Больные – здоровые (зверята)
Злой – добрый (Бармалей)
Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик)
Темно – светло (краденное солнце)
Высокий – низкий (жираф, бегемот)
3.ЧТО ДЕЛАЕТ?‖
Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала
Простыня – улетела
Брюки – сбежали
Стол – ушел
Умывальник – выбегает Муха – пошла на базар и т.д.
4. КТО? ЧТО?‖
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник Федора – посуда Крокодил – солнце и т.д.
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ‖
Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.
Айболит, волки, корабль, орел
Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик
Утюг, скалка, блюдца, магнитофон
6. СКОРОГОВОРКИ‖
Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.
Слишком много ножек у сороконожек. Расскажи-ка про покупки Про какие про покупки? Про покупки, про покупки Про покупочки свои.
7. ЗАГАДКИ‖
Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.
8. МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА‖
Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.
- И упал Айболит и лежит на снегу. - Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит.
- А рядом бегемотики Схватились за животики.
- Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке.
9. ОДИН-МНОГО‖
Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа
Одно дерево – много …
Одна пальма – много …
Один крокодил – много …
Одна обезьяна – много …
Одна зверушка – много …
Одно насекомое – много …
Игры на развитие связной речи.
Цели:
Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.
Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.
1. НЕ ПЛАЧЬ, МЫШОНОК‖
В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.
Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:
- Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет. Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.
- А ты кто?
Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.
По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д.
2. БЮРО НАХОДОК‖ (игра демонстрируется)
Воспитатель-ведущий:
– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом
3. ПОМОГИТЕ!‖ (игра демонстрируется)
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил
Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти) Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите, Чтобы жадный крокодил Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст!
Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки ―Муха-Цокотуха‖ (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки ―Телефон‖ и будут звонить крокодилу.
4. ГОСТИ‖
Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д.
Мальчик к бабушке Федоре. Бармалей к Айболиту и т.д. 5. ―Неожиданная встреча‖
Мойдодыр – Муха-цокотуха
Айболит – паук (обыывание)
5. НЕЗНАЙКА
Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).
Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю
Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.
Комарик – это …
Бармалей – это …
Тараканище – это …
Федора – это …
6. ОБЪЯСНЯЛКИ‖
Продолжи предложения.
Комарик храбрый, потому что …
Таня и Ваня непослушные, потому что …
Море погасло, потому что …
Мойдодыр рассердился, потому что …
Посуда убежала от Федоры, потому что…
7. ПУТАНИЦА‖
Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?
Из болота тянут жирафа.
Муха цокотуха в шапочке Айболита. Краденое солнце в зубах волка и т.д.
8. ПИСЬМО‖ (ПИШЕМ ПИСЬМО ГЕРОЮ)
Список литературы:
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 -7 лет)
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового
анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Словотворчество»
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систе...

рабочая программа кружка по развитию речи "Виммельбух"
Предлагаемая программа развития речи старших дошкольников, разработанная на основе технологии Виммельбух, рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. Пе...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Веселый язычок» во 2 младшей группе № 7 «Кузнечики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №52 "Аленький цветочек" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек» ПРИНЯТО...






