Мастер-класс "Волшебная артикуляционная гимнастика" для педагогов
план-конспект занятия по логопедии

Шаньгина Ксения Анатольевна

Мастер-класс "Волшебная артикуляционная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_volshebnaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  по теме "Волшебная артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья".

Шаньгина Ксения Анатольевна

Учитель-логопед:

МБДОУ №83

Цель мастер – класса:

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми ОВЗ.

Задачи:

1.Познакомить родителей с эффективным методом  использования артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка.

2.Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3.Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

Большинство детей с ОВЗ имеют множество речевых недостатков, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении. Поэтому с целью коррекции звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие  речевого аппарата, т. е. использование артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика  — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе. 

Практика показывает, занятия однообразной артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому внимание было обращено к необходимому и нестандартному приему  проведения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Вариантов проведения артикуляционной гимнастики много. Детям, которые длительное время находятся в коррекционном процессе, зачастую становится неинтересен классический способ проведения артикуляционной гимнастики – по подражанию перед зеркалом, поэтому специалисты придумывают разные варианты проведения этой неотъемлемой части занятия.

Одним из последних найденных мною вариантов проведения артикуляционной гимнастики стала «Волшебная артикуляционная гимнастика», которая представлена в виде карточек, изображения на которых проявляются (лошадка, чашечка, блинчик, лягушка и т.д.)  при повышении температуры и исчезают при понижении температуры, в зависимости от изменения температуры.

В волшебном артикуляционном логопедическом  наборе развивающих карточек, включены 25 самых важных упражнений, которые подойдут как для развития речи малышей, так и для ребят постарше, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во время занятий или при проведении логопедических домашних заданий для детей, можно руками нагревать карточки, дыханием, либо прятать изображения под теплые предметы, прикладывать к стакану с теплой водой, проявлять при помощи пипетки с теплой водой. Просто менять температуру воды, для полного проявления или исчезновения картинок и восторг ребенка от выполнения гимнастики обеспечен!

Волшебная артикуляционная гимнастика, представленная в виде карточек, пригодится в работе логопедам, дефектологам, педагогам и  родителям. Она может служить «палочкой выручалочкой», которая поможет преодолеть быструю утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания ребенка, при выполнении одних и тех же упражнений для артикуляции звуков.

Такая необычная артикуляционная гимнастика заменила мне привычные логопедические карточки и игрушки для развития артикуляционного аппарата и превратила выполнение упражнений в настоящее «волшебство»! Процесс волшебства, в виде проявления картинок, дарит детям незабываемые эмоции и повышает мотивацию к многократному повторению упражнений, что в свою очередь постепенно приводит к положительным результатам.

        

ЛИТЕРАТУРА

  1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/deti_s_ovz/
  2. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhaya_xarakteristika_detej_s_ogranichennyimi_vozmozhnostyami_zdorovya/
  3. https://school-science.ru/6/1/36299


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Масстер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Артикуляционная гимнастика, её значение и требования к выполнению".

Данный масстер-класс был проведён для воспитателей и других педагогов ДОУ с целью ознакомления с различными гимнастиками, выявления значения их проведения,а также ознакомлениями с основными требования...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для педагогов " Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по формированию правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики. Цель- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовате...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...