Комплекс упражнений для правильного произнесения звука [р]
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна
Представлены упражнения для выработки движений языка и воздушной струи, необходимых для правильного произнесения звука [р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_pravilnogo_proizneseni1.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для правильного произнесения

звука [р]                     

  Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 

Чьи зубы чище?

 Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

 Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Маляр

 Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

 Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

 Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

 

Кто дальше загонит мяч?

 Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося  длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

 Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 

Пощелкать кончиком языка

 Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом  быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

Вкусное варенье

 Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

 Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

 Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно выполнить упражнение «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно пальцами поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 

 Индюк

 Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

 Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

Барабанщики

 Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

 Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

 Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 

По материалам М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука С

Комплекс упражнений для правильного произнесения звука С...

Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Ш

Комплекс упражнений для правильного роизнесения звука Ш...

Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Л

Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л...

Комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков.

Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков....

Комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков.

Артикуляционные упражнения для постановки шипящих звуков....

Комплекс упражнений для правильного произнесения сонорных звуков.

Артикуляционные упражнения для постановки сонорных звуков....

Комплекс упражнений для правильного произнесения звука [л]

Представлены упражнения для выработки движений языка, необходимых для правильного произнесения звука [л]....