Проект "Болтунишка"
проект по логопедии (младшая группа)

Шембулатова Ольга Александровна

Постоянный рост числа детей с речевыми нарушениями выдвигает коррекционно - развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых  и приоритетных.  Проблема ранней логопедической помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_boltunishka.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учителя-логопеда  «Болтунишка»

                                         Пояснительная записка

Постоянный рост числа детей с речевыми нарушениями выдвигает коррекционно - развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых  и приоритетных.  Проблема ранней логопедической помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным кандидата педагогических наук, профессора Т.В.Волосовец, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми проблемами  является выявление нарушений и их коррекция в раннем возрасте.  Возможности компенсации и развития психических функций, в том числе и речи,  во многом зависит от времени начала коррекционных мероприятий.  Наиболее эффективным  оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга,  то есть в первые три года жизни ребенка.  Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что ранее выявление и коррекция, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений, корригировать уже имеющиеся трудности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития.  Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей,  успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.  Как же вести работу с детьми, имеющими речевые проблемы до его поступления в логопедическую группу или до зачисления в логопедический  пункт?    Совместная работа учителя-логопеда с родителями - неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить. В данном случае очень многое зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи. Данный проект разработан учитывая основные задачи развития образования в регионе, учитывает требования образовательной программы МДОУ и условия ее реализации.

Учитывая актуальность и востребованность проекта, определены его цель и задачи.

Цель:  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.  Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей 1.5-3х лет через совместную деятельность с родителями.

Задачи:

  • Выяснить  уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития путем анкетирования, индивидуальных бесед.
  • Провести речевое обследование детей 1,5-3х лет.
  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий практического характера для родителей по вопросам речевого развития младших дошкольников.

Категория участников:  дети младшего  дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Сроки реализации:  учебный год

Этапы реализаций проекта

I этап. Подготовительный

Цель: Определить  образовательные  потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, а также уровень  речевого развития детей  с целью  создания информационного банка методических материалов.

Речевое обследование детей первой младшей  группы детского сада в начале учебного года показало, что процент детей, имеющих речевое развитии в соответствии с возрастными нормами очень низок. Особое внимание при обследовании  уделялось детям, воспитывающимся в условиях двуязычной семьи, поскольку билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи.  Анкетирование  родителей выявило  с одной стороны большую долю родителей,  не уделяющих должного внимания речевым нарушениям и, с другой стороны, большой процент родителей, обеспокоенных речью своих детей. У родителей есть потребность пользоваться услугами учителя-логопеда, а у коррекционного педагога, работающего в традиционной системе, зачастую нет возможности охватить столь обширный контингент детей.

         На данном этапе были определены необходимые мероприятия проекта, подготовлены  брошюры, папки-передвижки, презентации по темам консультаций, встреч.

II этап. Основной

Цель: создание условий для организации взаимодействия с родителями (законными представителями).

         Комплексный подход к организации взаимодействия с родителями предусматривает организацию разнообразной совместной  деятельности. Используемые мероприятия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников предусматривают интерактивные формы работы с родителями, доступность подачи материала, лаконичность, красочность и эстетичность оформления. Разработан перспективный план работы по взаимодействию участников процесса.  

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников

Месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей. Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности мероприятий проекта. (Приложение 1)

 Речевое обследование детей первой младшей группы. (Приложение 2)

Октябрь

Мастер-класс: «Знакомство с органами артикуляции. Значение артикуляционной гимнастики. Артикуляционные сказки»

На данном этапе родители учатся выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объем и силу движений.

Ноябрь

Консультация: «Наши пальчики играют - речь развивают».

Сформировать у родителей представления о роли  мелкой моторики в психофизическом, речевом развитии детей, познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей, приобщить к  пальчиковым играм ребенка.

Декабрь

Консультация: «Забавы для развития речевого дыхания».

Познакомить родителей с понятием «Речевое дыхание»,  обучить игровым приемам и упражнениям на развитие плавного, длительного выдоха, выработку целенаправленной воздушной струи.

Январь

 Практикум: «Использование приемов самомассажа». Обозначить важность использования самомассажа, обучить приемам с использованием стихов и потешек.

Февраль

Логопедическая гостиная: «Игралочка». Предложить игры и упражнения, которые направлены на развитие лексико-грамматического строя малышей.

Март

Тематическая беседа: «Развиваем фонематический слух малышей».  Раскрыть понятие «фонематический слух», обучить играм, приемам,  упражнениям на развитие  фонематических процессов.

Апрель

 Речевая мастерская: «Книжки – малышки  или как полюбить чтение?»   Прививать детям интерес и любовь к книге, через совместное творчество.  

Май

Итоговая встреча.  Конкурс чтецов: «Красота вокруг!» Индивидуальные консультации для родителей, с целью  подведения итогов  работы за год. Организовать   конкурс чтецов любимых стихотворений.

В течение года предусмотрено индивидуальное консультирование  родителей по запросам.

III этап. Заключительный

Цель:  проанализировать эффективность взаимодействия участников проекта.

Ожидаемые результаты при реализации данного проекта:

-родители станут активными участниками наших мероприятий, повысят уровень компетенции в вопросах речевого развития детей

Планируемые результаты для каждого ребенка индивидуальны. Это объясняется разным уровнем речевого развития детей на начальном этапе реализации проекта, неоднородным темпом развития детей. Однако уже сейчас, в ходе реализации проекта, могу отметить, что у каждого малыша в той или иной степени наблюдаются положительные изменения:

  • улучшается состояние артикуляционной, мелкой моторики;
  • повышается уровень понимания речи и слухового внимания;
  • увеличивается объем словарного запаса;
  • повышается интерес детей к речевым играм, упражнениям.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выпрямится само собой». А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует в дальнейшем значительно больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное. Таким образом, основной задачей  построения стратегий взаимодействия с родителями является проведение целенаправленной  и систематической работы по речевому развитию детей, предусматривающей обучение взрослых логопедическим  приёмам  в игровой форме.

                                                                                 

                                                                                                 

Приложение 1

  Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.

 

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Ваша информация поможет лучше узнать Вашего ребенка и подобрать наиболее удобные  для Вас формы работы, проводить занятия с ребенком, учитывая круг его интересов.

Фамилия, имя, отчество ребенка_____________________________________

Дата рождения ребенка_____________________________________________

Домашний адрес, телефон___________________________________________

ФИО мамы, место работы, должность, № телефона______________________

ФИО папы, место работы, должность, № телефона_______________________

Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких родственников?___

Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним? ______________________________________________________________

Как часто Вы читаете ребёнку, запишите название его любимых книг?______

Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть________

В какие игры любит играть Ваш ребёнок? ______________________________

Чем ребёнок больше всего любит заниматься?___________________________

Какие трудности Вы замечаете в речи ребёнка? _________________________

Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка?___________________________________________________________

 Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения?________________________________________________________                   (не замечает; замечает, но не переживает; переживает)

 Готовы ли Вы выполнять методические рекомендации учителя-логопеда  с ребенком дома ? ____________________________________________________

 Какие особенности характера ребёнка, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (указать)?____________________________________

Как много времени ежедневно  Вы можете уделить для  занятия с ребенком? ______________________________________________________________

 Какие темы  Вы хотели бы обсудить с учителем-логопедом? ______________

 Сообщите данные о ходе речевого развития ребёнка:

- когда появилась лепетная речь?______________________________________

- когда появились первые слова?______________________________________

- когда появились простейшие фразы?_________________________________

- когда появилась развернутая речь?___________________________________

 -Какие кружки (секции) и в какое время посещает Ваш ребёнок? _________

Ваши предложения и пожелания______________________________________

                                                                                                                   

                                                                                                           

                                                                                                           Приложение 2

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «___» __________20__г.

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Возраст ___________________________________________________________

Родители  (законные представители) __________________________________________________________________

1.1. Понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.2. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1. Контактность __________________________________________________________________

2.2. Эмоциональная сфера __________________________________________________________________

2.3. Средства общения (вербальные и невербальные)  __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.4. Навыки самообслуживания  __________________________________________________________________

3.1. Внимание __________________________________________________________________

3.2. Познавательная активность и мотивация деятельности __________________________________________________________________

3.3. Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, предметной, предметно-игровой) __________________________________________________________________

3.4. Запас знаний об окружающем мире __________________________________________________________________

3.5. Сенсорное развитие

Зрительное восприятие  __________________________________________________________________

Слуховое восприятие __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Восприятие пространственных отношений __________________________________________________________________

4.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы  __________________________________________________________________

4.2. Сформированность целенаправленных движений   __________________________________________________________________

5.1. Строение артикуляционного аппарата  __________________________________________________________________

5.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата  __________________________________________________________________

5.3. Речевое дыхание, голосообразование, просодика __________________________________________________________________

6.1. Особенности доречевого развития  __________________________________________________________________

6.2. Специфические особенности речи и речевого поведения  __________________________________________________________________

6.3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок __________________________________________________________________

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) __________________________________________________________________

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях __________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  __________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                         Логопед ______________________________