Проект "Болтунишка"
проект по логопедии (младшая группа)
Постоянный рост числа детей с речевыми нарушениями выдвигает коррекционно - развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Проблема ранней логопедической помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учителя-логопеда «Болтунишка»
Пояснительная записка
Постоянный рост числа детей с речевыми нарушениями выдвигает коррекционно - развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Проблема ранней логопедической помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным кандидата педагогических наук, профессора Т.В.Волосовец, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми проблемами является выявление нарушений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций, в том числе и речи, во многом зависит от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что ранее выявление и коррекция, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных нарушений, корригировать уже имеющиеся трудности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития. Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению. Как же вести работу с детьми, имеющими речевые проблемы до его поступления в логопедическую группу или до зачисления в логопедический пункт? Совместная работа учителя-логопеда с родителями - неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить. В данном случае очень многое зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи. Данный проект разработан учитывая основные задачи развития образования в регионе, учитывает требования образовательной программы МДОУ и условия ее реализации.
Учитывая актуальность и востребованность проекта, определены его цель и задачи.
Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей 1.5-3х лет через совместную деятельность с родителями.
Задачи:
- Выяснить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития путем анкетирования, индивидуальных бесед.
- Провести речевое обследование детей 1,5-3х лет.
- Разработать и апробировать систему методических мероприятий практического характера для родителей по вопросам речевого развития младших дошкольников.
Категория участников: дети младшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: учебный год
Этапы реализаций проекта
I этап. Подготовительный
Цель: Определить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, а также уровень речевого развития детей с целью создания информационного банка методических материалов.
Речевое обследование детей первой младшей группы детского сада в начале учебного года показало, что процент детей, имеющих речевое развитии в соответствии с возрастными нормами очень низок. Особое внимание при обследовании уделялось детям, воспитывающимся в условиях двуязычной семьи, поскольку билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи. Анкетирование родителей выявило с одной стороны большую долю родителей, не уделяющих должного внимания речевым нарушениям и, с другой стороны, большой процент родителей, обеспокоенных речью своих детей. У родителей есть потребность пользоваться услугами учителя-логопеда, а у коррекционного педагога, работающего в традиционной системе, зачастую нет возможности охватить столь обширный контингент детей.
На данном этапе были определены необходимые мероприятия проекта, подготовлены брошюры, папки-передвижки, презентации по темам консультаций, встреч.
II этап. Основной
Цель: создание условий для организации взаимодействия с родителями (законными представителями).
Комплексный подход к организации взаимодействия с родителями предусматривает организацию разнообразной совместной деятельности. Используемые мероприятия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников предусматривают интерактивные формы работы с родителями, доступность подачи материала, лаконичность, красочность и эстетичность оформления. Разработан перспективный план работы по взаимодействию участников процесса.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников
Месяц | Вид деятельности |
Сентябрь | Анкетирование родителей. Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности мероприятий проекта. (Приложение 1) Речевое обследование детей первой младшей группы. (Приложение 2) |
Октябрь | Мастер-класс: «Знакомство с органами артикуляции. Значение артикуляционной гимнастики. Артикуляционные сказки» На данном этапе родители учатся выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объем и силу движений. |
Ноябрь | Консультация: «Наши пальчики играют - речь развивают». Сформировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом, речевом развитии детей, познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей, приобщить к пальчиковым играм ребенка. |
Декабрь | Консультация: «Забавы для развития речевого дыхания». Познакомить родителей с понятием «Речевое дыхание», обучить игровым приемам и упражнениям на развитие плавного, длительного выдоха, выработку целенаправленной воздушной струи. |
Январь | Практикум: «Использование приемов самомассажа». Обозначить важность использования самомассажа, обучить приемам с использованием стихов и потешек. |
Февраль | Логопедическая гостиная: «Игралочка». Предложить игры и упражнения, которые направлены на развитие лексико-грамматического строя малышей. |
Март | Тематическая беседа: «Развиваем фонематический слух малышей». Раскрыть понятие «фонематический слух», обучить играм, приемам, упражнениям на развитие фонематических процессов. |
Апрель | Речевая мастерская: «Книжки – малышки или как полюбить чтение?» Прививать детям интерес и любовь к книге, через совместное творчество. |
Май | Итоговая встреча. Конкурс чтецов: «Красота вокруг!» Индивидуальные консультации для родителей, с целью подведения итогов работы за год. Организовать конкурс чтецов любимых стихотворений. |
В течение года предусмотрено индивидуальное консультирование родителей по запросам.
III этап. Заключительный
Цель: проанализировать эффективность взаимодействия участников проекта.
Ожидаемые результаты при реализации данного проекта:
-родители станут активными участниками наших мероприятий, повысят уровень компетенции в вопросах речевого развития детей
Планируемые результаты для каждого ребенка индивидуальны. Это объясняется разным уровнем речевого развития детей на начальном этапе реализации проекта, неоднородным темпом развития детей. Однако уже сейчас, в ходе реализации проекта, могу отметить, что у каждого малыша в той или иной степени наблюдаются положительные изменения:
- улучшается состояние артикуляционной, мелкой моторики;
- повышается уровень понимания речи и слухового внимания;
- увеличивается объем словарного запаса;
- повышается интерес детей к речевым играм, упражнениям.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выпрямится само собой». А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует в дальнейшем значительно больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное. Таким образом, основной задачей построения стратегий взаимодействия с родителями является проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, предусматривающей обучение взрослых логопедическим приёмам в игровой форме.
Приложение 1
Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Ваша информация поможет лучше узнать Вашего ребенка и подобрать наиболее удобные для Вас формы работы, проводить занятия с ребенком, учитывая круг его интересов.
Фамилия, имя, отчество ребенка_____________________________________
Дата рождения ребенка_____________________________________________
Домашний адрес, телефон___________________________________________
ФИО мамы, место работы, должность, № телефона______________________
ФИО папы, место работы, должность, № телефона_______________________
Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких родственников?___
Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним? ______________________________________________________________
Как часто Вы читаете ребёнку, запишите название его любимых книг?______
Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть________
В какие игры любит играть Ваш ребёнок? ______________________________
Чем ребёнок больше всего любит заниматься?___________________________
Какие трудности Вы замечаете в речи ребёнка? _________________________
Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка?___________________________________________________________
Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения?________________________________________________________ (не замечает; замечает, но не переживает; переживает)
Готовы ли Вы выполнять методические рекомендации учителя-логопеда с ребенком дома ? ____________________________________________________
Какие особенности характера ребёнка, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (указать)?____________________________________
Как много времени ежедневно Вы можете уделить для занятия с ребенком? ______________________________________________________________
Какие темы Вы хотели бы обсудить с учителем-логопедом? ______________
Сообщите данные о ходе речевого развития ребёнка:
- когда появилась лепетная речь?______________________________________
- когда появились первые слова?______________________________________
- когда появились простейшие фразы?_________________________________
- когда появилась развернутая речь?___________________________________
-Какие кружки (секции) и в какое время посещает Ваш ребёнок? _________
Ваши предложения и пожелания______________________________________
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «___» __________20__г.
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________
Возраст ___________________________________________________________
Родители (законные представители) __________________________________________________________________
1.1. Понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1.2. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.1. Контактность __________________________________________________________________
2.2. Эмоциональная сфера __________________________________________________________________
2.3. Средства общения (вербальные и невербальные) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.4. Навыки самообслуживания __________________________________________________________________
3.1. Внимание __________________________________________________________________
3.2. Познавательная активность и мотивация деятельности __________________________________________________________________
3.3. Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, предметной, предметно-игровой) __________________________________________________________________
3.4. Запас знаний об окружающем мире __________________________________________________________________
3.5. Сенсорное развитие
Зрительное восприятие __________________________________________________________________
Слуховое восприятие __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Восприятие пространственных отношений __________________________________________________________________
4.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы __________________________________________________________________
4.2. Сформированность целенаправленных движений __________________________________________________________________
5.1. Строение артикуляционного аппарата __________________________________________________________________
5.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата __________________________________________________________________
5.3. Речевое дыхание, голосообразование, просодика __________________________________________________________________
6.1. Особенности доречевого развития __________________________________________________________________
6.2. Специфические особенности речи и речевого поведения __________________________________________________________________
6.3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок __________________________________________________________________
6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) __________________________________________________________________
6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях __________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед ______________________________

