МАСТЕР-КЛАСС ИГРОВАЯ ЛОГОПЕДИЯ: КАК ТРУДНОЕ СДЕЛАТЬ ЛЕГКИМ И ИНТЕРЕСНЫМ
консультация по логопедии
Наглядно продемонстрировать использование метода активного обучения в логопедической работе с дошкольниками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ИГРОВАЯ ЛОГОПЕДИЯ: КАК ТРУДНОЕ СДЕЛАТЬ ЛЕГКИМ И ИНТЕРЕСНЫМ
Тема: Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным.
Цель: наглядно продемонстрировать использование метода активного обучения в логопедической работе с дошкольниками.
Оборудование:
- 4 небольших полукруглый стола, стул, элементы костюмов: парик с цветными волосами, очки, белый халат, ободки-косички, бейсболки;
- серебристый мячик с таймером;
- портативная колонка, флешка с музыкальными записями: «Паровоз- Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова), запись звуков живых и неживых предметов (лай собаки, шум дождя, кваканье лягушки, поезд, скрип снега под ногами);
- поднос и 5 непрозрачных контейнеров, помидоры (свежий крупный, маленький на ветке, зеленый маринованный, кусок свежего помидора, игрушечный помидор, помидор на картинке), карточка-подсказка с изображением глаза;
- карточка-подсказка с изображением уха;
- коробка с прорезями, различные предметы для ощупывания (Н: машинка, колокольчик, карандаш, мяч, конфета и т.д.), карточка-подсказка с изображением руки;
- коробка с крышкой, декоративная салфетка, одноразовая тарелка, кусочки натурального ананаса и овощей, шпажки, карточка-подсказка с изображением языка, мешочек для мусора;
- непрозрачные сосуды с крышками, в них запахи для узнавания (Н: кофе, духи, чеснок, апельсин), карточка-подсказка с изображением носа;
Ход проведения:
- Мотивационный этап: мотивация на совместную деятельность, создание эмоционального настроя на совместную деятельность.
Учитель-логопед:
– Антуан де Сент-Экзюпери в аллегорической повести-сказке «Маленький принц» писал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало, кто из них об этом помнит».
А вы помните?
Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс, тема которого: «Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным».
Цель: наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И. Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.
Для вас, дорогие коллеги, очень простое игровое упражнение: «Придумайте, слово»
- Серебристый комок (мяч с таймером) передавайте, любое слово быстро называйте!
Слушатели: передают комок, называю слова.
Учитель-логопед:
- Было просто, верно? А дошкольников, казалось бы, простое задание, «Назови любое слово», «Придумай слово», ставит в замешательство. Детям с нарушением речи выполнение такого упражнение может оказаться малодоступным или недоступным. Как вы думаете, почему?
Слушатели: высказывают предположения.
Учитель-логопед:
– Верно, часто у дошкольников не сформировано абстрактное понятие «слово». В силу возрастных особенностей абстрактное мышление развито недостаточно, поэтому ребенок просто не понимает смысла задания. Это создает определенные трудности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, ведь слово является смысловой единицей языка.
- Практическая часть: реализация цели мастер-класса.
Учитель-логопед:
– Мне нужны помощники (четное количество человек).
Участники мастер-класса – помощники выходят.
Учитель-логопед:
– Попрошу моих помощниц и зрителей на несколько секунд закрыть глаза (ведущий мастер-класса надевает очки, парик, белый халат. Превращается в Профессора).
Лаборатория
Профессор:
– Можно всем открыть глаза. Здравствуйте! Вы находитесь в нашей детской лаборатории. А я Профессор детских наук! Поэтому мне придется вас, уважаемые взрослые, превратить в детей. Не возражаете? (Участники надевают элементы костюма: девочки – ободки с косичками, мальчики – бейсболки)
– Для проведения сегодняшнего эксперимента мы отправимся на поезде. Как же нам изобразить поезд? Конечно, это не случайно. Ведь в детской лаборатории нет случайностей: все помогает моим маленьким посетителям что-то понять…
- Итак, я первая-я начало (строимся в поезд слева-направо относительно зрителей).
Кто последний? Поднимите руку. А теперь поднимите руки все остальные! Вы в середине. Поехали! (Звучит музыка «Паровоз Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова))
1 опыт: карточка -подсказка с изображением глаза (сенсорное восприятие предмета с помощью зрительного анализатора).
Профессор:
– Итак, мы на месте. Что мы будем делать нам укажет подсказка. Где же она? Что вы на ней видите? (Глаз, будем внимательно смотреть глазами).
Участники видят на столе непрозрачные контейнеры с крышками, в которых:
- Помидор натуральный большой;
- Помидор натуральный маленький на ветке;
- Долька помидора;
- Помидор игрушечный;
- Зеленый маринованный помидор
- Картинка с изображением помидора.
Участники открывают контейнеры по очереди – видят предмет, потом его прячут и называют то, что спрятали словом.
Делают вывод-обобщение: предмет исчез, а слово помните: помидор. Словами мы называем все то, что видим. Видим предмет – говорим слово. У слова всегда есть значение. Разные по виду, но объединенные одним значением предметы, мы называем, одним словом.
2 опыт: карточка-подсказка с изображением уха (сенсорное восприятие предмета с помощью слухового анализатора).
Профессор:
– Ребята! Нужно найти подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением уха. – Будем слушать).
– Сейчас я буду включать звук живого или неживого предмета, а вы будете угадывать кто (или что) звучит и называть слово.
Участники по звуку угадывают предмет. Называют слово.
Профессор:
– Что(кого) представил(а) на этот звук? Какое слово сказал(а)?
Делают вывод-обобщение: слышим звук предмета – говорим слово. По звуку можно узнать предмет и назвать его словом. У каждого слова – свое значение.
3 опыт: карточка-подсказка с изображением руки (сенсорное восприятие предмета с помощью тактильного анализатора).
Профессор:
- Ищем подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с рукой. –Будем трогать, держать, щупать).
Участники по очереди просовывают руку в коробку, ощупывают предмет. Угадывают предмет – называют его словом).
Делают вывод-обобщение: мы не видели предметов, но на ощупь угадывали их и называли слово. У каждого слова – свое значение.
4 опыт: карточка-подсказка с изображением носа (сенсорное восприятие предмета с помощью обонятельного анализатора).
Профессор:
- Ищем снова карточку-подсказку. Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением носа. – Будем нюхать, узнавать предметы по запаху).
Участники видят на столе непрозрачные сосуды, закрытые крышкой, темные повязки для глаз. Делятся на пары.
Один человек в паре надевает повязку, другой открывает сосуд и подносит его к носу своему напарнику. Первый угадывает по запаху, что в сосуде – называет слово.
Делают вывод-обобщение: не видя предмет, можно узнать его по запаху. Чувствуем запах предмета – называем слово. У каждого слова – свое значение.
5 опыт: карточка -подсказка с нарисованным языком (сенсорное восприятие предмета с помощью вкусового анализатора).
Профессор:
– Как вы думаете, что будем делать? (Находят карточку с изображением языка. – Будем угадывать предметы по вкусу).
Участники видят а столике прикрытая непрозрачной крышкой тарелка и повязки для глаз. Снова делаться на пары.
Один человек в паре надевает повязку, другой с помощью одноразовых вилочек дает ему кусочек для пробы. Первый угадывает по вкусу, что съел – называет слово.
Делают вывод-обобщение: не видя предмет, можно узнать его по вкусу. Чувствуем на вкус предмета – говорим слово. У каждого слова – свое значение.
Итог эксперимента:
Профессор:
-Мои маленькие участники, надеюсь, вы сможете сами сделать вывод. Для вас еще одна подсказка, но она распалась на кусочки, а вы их все собрали. Соедините все ваши собранные подсказки – посмотрите, что получится.
Участники все вместе собранные подсказки собирают в одну большую.
Получилось изображение головного мозга с условно обозначенными зонами глаза, уха, носа, языка, руки.
Делают вывод-обобщение: человек может узнать предмет, когда видит его, узнает на ощупь, по звуку, по запаху, на вкус и при этом говорит определенное слово. У слова всегда есть значение. Разные по виду, но объединенные одним значением предметы, мы называем, одним словом.
Профессор: делает обобщение с помощью художественного слова (авторская интерпретация стихотворения А. Шибаева).
Всему название дано. И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нет.
И все, что только видит глаз над нами и под нами,
И все что слышим, чувствуем сейчас обозначено словами.
Профессор:
- Сегодня наша лаборатория детских наук закончила свою работу, и нам пора возвращаться обратно в нашу взрослую жизнь. А поможет нам опять наш поезд, который отвезет нас назад во взрослую жизнь. С левой стороны начало. Кто конец? А все остальные, где (в серединке). Поехали! (Звучит музыка «Паравоз Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова))
–Участники и Профессор снимают элементы костюмов.
Учитель-логопед: обращается к участникам и зрителям мастер-класса
– Огромная благодарность всем участникам сегодняшних опытов в Лаборатории детских наук. Думаю, и участники, и зрители, все поняли, для чего ребята путешествовали на поезде?
Слушатели: дают ответы.
Учитель-логопед: обобщение ответов слушателей.
-На этапе формировании понятия слово в игровой форме реализуется пропедевтическая задача: закрепляется общее понятие начала, середины и конца в ряду предметов, чтобы в дальнейшем позволяет использовать это понимание при формировании навыка позиционного анализа слова, определении начала, середины и конца в слове.
III. Рефлексивный этап: подведение итогов, оценка результатов проведения мастер-класса.
Учитель-логопед:
– На современном этапе развития образования особое внимание направленно на инновационные образовательные технологии. Основным критерием «инновационности» является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Применение метода активного обучения, на мой взгляд, позволяет трудное для ребенка превратить в привычное, легкое и интересное, а значит, сделать процесс развития и коррекции речи наиболее эффективным. Из опыта включения метода в свою работу, могу сказать, что его применение повышает познавательную и речевую активность дошкольников, мотивацию, развивает умение ребенка взаимодействовать со взрослым и сверстниками, а также способствует становлению целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
– Слушатели: задают вопросы, делятся своими впечатлениями, опытом работы по теме мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....
Мастер-класс для специалистов, логопедов, учителей, воспитателей, родителей «Использование игровых приёмов и технологий по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе».
Стажёрская площадка по управлению качеством дошкольного образования «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями». М...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей на тему: «Как сделать сказку интересной»
Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Мастер – класс для родителей по легоконструированию: «Как сделать игры с ЛЕГО еще полезнее и интереснее для детей»
Цель: Развивать родительскую инициативу в организации игр с ребенком, посредством конструктора Lego.Задачи:1Изучить мир Lego: от знакомства с брендами до понимания их назначения.2 Стимулировать участи...
МАСТЕР-КЛАСС "Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным."
Наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И. Лынской) в логопедической работе с дошкольниками....

Мастер- класс для родителей и педагогов «Игровая карусель: как трудное сделать легким и интересным…».
Мастер- класс для родителей и педагогов «Игровая карусель: как трудное сделать легким и интересным…»....