Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Здравствуй, осень золотая!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Симбирцева Ольга Алексеевна

Содержание конспекта совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Здравствуй, осень золотая!" направлено на создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи в рамках лексической темы "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zdravstvuy_osen_zolotaya.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новоуральского городского округа - детский сад «Гармония»

(МАДОУ детский сад «Гармония»),

 структурное подразделение - детский сад № 49 «Дом радости»

Конспект совместной деятельности с детьми

подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Здравствуй, осень золотая!»

Разработчик:

Симбирцева О.А.,

учитель-логопед

Новоуральск

Цель: создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР в рамках лексической темы «Осень».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизация словаря всех частей речи по теме «Осень»;

- уточнение и закрепление представлений об осени, дарах осени;

- образование притяжательных и относительных прилагательных;

- согласование прилагательных с существительными.

Коррекционно-развивающие:

- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;

- развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие слухового внимания, речевой памяти.

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам которых читается слово «сова» (собака, овощи, волк, арбузы). В конверте материал для игр и заданий: карточки с заданием «Повтори узор», картонные силуэты банок с кармашками из прозрачной плёнки и предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, которые будут укладываться в «кармашки» банок. Предметные картинки с изображением деревьев, листьев, ягод. Сюжетная картинка «Осень в лесу».  Магнитная доска. Подносы с фишками для составления звуковой схемы слова. Мнемотаблица «Осень». Игрушка –  мудрая сова. Картинки с поговорками про осень.

 Мотивация

Игра: «Скажи, какое слово спряталось» 

Логопед демонстрирует детям конверт и спрашивает:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей.

- Это не просто конверт, к нам пришло письмо-приглашение. Но от кого же оно? (обращает внимание детей на картинки на конверте). С помощью наводящих вопросов выясняем, что надо назвать первые звуки картинок. Получается слово «СОВА»

- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Наша мудрая Сова, которая  помогает нам заниматься и дарит мудрые подарки. Хотите заглянуть в конверт и узнать, что нам приготовила сегодня Мудрая сова? Ответы детей.

Ход занятия

Дети достают из конверта звуковые домики для составления звуковой схемы слова.

1. Игра «Составь звуковую схему». 

- Ребята, что нам надо сделать? Ответы детей.

- Правильно, Совушка предлагает нам составить звуковые схемы слов. Чтобы узнать, что это за слова, закончите мой стих:

В небе зайцы бегают,

Летают словно птицы.

И совсем не ведают,

Что они – водица.

Как всегда, несмелые,

Трусишек в небе куча.

Белые и серые …. и ….. (облака и тучи).

- Выберете любое слово – «облака» или «тучи» и сделайте его звуковую схему.

Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки, проанализировать звуковую схему (сколько всего звуков, сколько гласных, сколько твёрдых согласных и т.д.).

- Как вы думаете, дети, почему стишок-загадка был именно про облака и тучи? Ответы детей. Наводящими вопросами выходим на время года – Осень.

2.  Игра «Чей, чьи».

Логопед обращает внимание детей на картинки на доске

- Ребята, куда мы с вами попали? Ответы детей.

- Правильно, мы пришли в осенний лес. Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев и листьев  этих деревьев.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? Ответы детей.

- Ребята, давайте подберём каждому дерево его листочек. Дети выбираю по одному дереву и листок к нему.  Играем в игру «Чей, чьи».

3. Игра «Скажи, что делают листья?» 

- Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? Ответы детей.

Физическая пауза: «Листья» координация речи с движением.

Листья осенние тихо кружатся,

Кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.

Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,

Движение руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят.

Поднимаются, кружатся.

4. Игра «Что там в банке» 

- Ребята, давайте посмотрим,  что ещё есть в нашем конверте?

Достаём картинки ягод и картонные банки с прозрачными карманами.

- Скажите, что можно приготовить из ягод? Ответы детей.

Логопед перемешивает картинки с изображением ягод и предлагает детям выбрать по одной (картинки лежат лицевой стороной вниз).

- Ребята, какое варенье, морс или джем  у вас получились? Ответы детей.

- Замечательно, а что созревает осенью в наших садах и огородах? Ответы детей.

- А как же нас сохранить урожай до весны? Ответы детей.

Дети берут картонную баночку,  выбирают себе картинку с фруктом и овощем, садятся за столы. Ребёнок вкладывает в кармашек банки картинку и спрашивает у детей:

- Компот из яблок, какой компот?

- Салат из капусты, какой салат?

- Икра из моркови, какая икра?

- Оладьи из кабачков, какие оладьи? И т.д.

Пальчиковая гимнастика  «Осенние листочки»

Ветер по лесу летал,

Волна кистями рук навстречу друг другу.

Ветер листики считал:

Сжимать - разжимать ладони.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Загибаем пальцы, начиная с большого.

Ветер бросил на тропинку

Подуть на ладони.

5. Игра «Повтори узор»

- Вот мы и подготовили наши пальчики для следующего задания. Давайте посмотрим, что же там есть в конверте. Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.

- Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? Ответы детей

- На листик с какого дерева похож наш листик? Ответы детей.

- Значит, чей это листик? Ответы детей.

- Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует с правой стороны (дети выполняют задание).

- Давайте разместим наши листики на доску. Чего не хватает нашим листочкам? Ответы детей (наводящими вопросами приходим к выводу, что листочки можно раскрасить).

6.Игра «Расскажи про осень».

- Посмотрите, ребята, остались ли что-нибудь в нашем конверте?

Дети находят мнемотаблицу «Осень».  

- Что же нам надо сделать? Ответы детей.

Дети составляют рассказ по мнемотаблице (по одному предложению от ребёнка или весь рассказ полностью, по желанию детей).

-Какой чудесный рассказ у вас получился. Вам он понравился? Ответы детей.

Рефлексия

-Ребята, что вам понравились на сегодняшнем занятии больше всего? Ответы детей.

- Мудрая Сова приготовила для вас мудрый подарок – русские народные поговорки про осень (демонстрация и раздача картинок):

- Осень пришла, урожай принесла.

- Поработаешь с душой – будет урожай большой.

- Холоден сентябрь, да сыт.

Открытый конец занятия: Дети выбирают себе картинку с наиболее понравившейся поговоркой, чтобы рассказать родителям о том, что они делали на занятии.

По желанию могут вернуться к кленовым листочкам из игры «Повтори узор» и раскрасить их в осенние цвета.

Литература

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб. ИД «Литера», 2022.
  2. Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2022.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. – ООО «Феникс», 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."

Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Времена года в моем внутреннем мире»

Цель: формирование у воспитанников базовых представлений о сезонности внутреннего мира человека и как можно использовать данные знания для саморегуляции и самомотивации....

Конспект открытого показа образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по коррекции фонетико-фонематической стороны речи.

Открытое занятие с детьми подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Звук Ж, буква Ж" проводилось как для учителей логопедов, так и для воспитателей групп компенсирующей на...