Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Здравствуй, осень золотая!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Содержание конспекта совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Здравствуй, осень золотая!" направлено на создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи в рамках лексической темы "Осень".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новоуральского городского округа - детский сад «Гармония»
(МАДОУ детский сад «Гармония»),
структурное подразделение - детский сад № 49 «Дом радости»
Конспект совместной деятельности с детьми
подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Здравствуй, осень золотая!»
Разработчик:
Симбирцева О.А.,
учитель-логопед
Новоуральск
Цель: создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР в рамках лексической темы «Осень».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация словаря всех частей речи по теме «Осень»;
- уточнение и закрепление представлений об осени, дарах осени;
- образование притяжательных и относительных прилагательных;
- согласование прилагательных с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие слухового внимания, речевой памяти.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам которых читается слово «сова» (собака, овощи, волк, арбузы). В конверте материал для игр и заданий: карточки с заданием «Повтори узор», картонные силуэты банок с кармашками из прозрачной плёнки и предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, которые будут укладываться в «кармашки» банок. Предметные картинки с изображением деревьев, листьев, ягод. Сюжетная картинка «Осень в лесу». Магнитная доска. Подносы с фишками для составления звуковой схемы слова. Мнемотаблица «Осень». Игрушка – мудрая сова. Картинки с поговорками про осень.
Мотивация
Игра: «Скажи, какое слово спряталось»
Логопед демонстрирует детям конверт и спрашивает:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей.
- Это не просто конверт, к нам пришло письмо-приглашение. Но от кого же оно? (обращает внимание детей на картинки на конверте). С помощью наводящих вопросов выясняем, что надо назвать первые звуки картинок. Получается слово «СОВА»
- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Наша мудрая Сова, которая помогает нам заниматься и дарит мудрые подарки. Хотите заглянуть в конверт и узнать, что нам приготовила сегодня Мудрая сова? Ответы детей.
Ход занятия
Дети достают из конверта звуковые домики для составления звуковой схемы слова.
1. Игра «Составь звуковую схему».
- Ребята, что нам надо сделать? Ответы детей.
- Правильно, Совушка предлагает нам составить звуковые схемы слов. Чтобы узнать, что это за слова, закончите мой стих:
В небе зайцы бегают,
Летают словно птицы.
И совсем не ведают,
Что они – водица.
Как всегда, несмелые,
Трусишек в небе куча.
Белые и серые …. и ….. (облака и тучи).
- Выберете любое слово – «облака» или «тучи» и сделайте его звуковую схему.
Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки, проанализировать звуковую схему (сколько всего звуков, сколько гласных, сколько твёрдых согласных и т.д.).
- Как вы думаете, дети, почему стишок-загадка был именно про облака и тучи? Ответы детей. Наводящими вопросами выходим на время года – Осень.
2. Игра «Чей, чьи».
Логопед обращает внимание детей на картинки на доске
- Ребята, куда мы с вами попали? Ответы детей.
- Правильно, мы пришли в осенний лес. Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев и листьев этих деревьев.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? Ответы детей.
- Ребята, давайте подберём каждому дерево его листочек. Дети выбираю по одному дереву и листок к нему. Играем в игру «Чей, чьи».
3. Игра «Скажи, что делают листья?»
- Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? Ответы детей.
Физическая пауза: «Листья» координация речи с движением.
Листья осенние тихо кружатся, | Кружатся на цыпочках, руки в стороны. |
Листья нам под ноги тихо ложатся. | Приседают. |
И под ногами шуршат, шелестят, | Движение руками вправо-влево. |
Будто опять закружиться хотят. | Поднимаются, кружатся. |
4. Игра «Что там в банке»
- Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем конверте?
Достаём картинки ягод и картонные банки с прозрачными карманами.
- Скажите, что можно приготовить из ягод? Ответы детей.
Логопед перемешивает картинки с изображением ягод и предлагает детям выбрать по одной (картинки лежат лицевой стороной вниз).
- Ребята, какое варенье, морс или джем у вас получились? Ответы детей.
- Замечательно, а что созревает осенью в наших садах и огородах? Ответы детей.
- А как же нас сохранить урожай до весны? Ответы детей.
Дети берут картонную баночку, выбирают себе картинку с фруктом и овощем, садятся за столы. Ребёнок вкладывает в кармашек банки картинку и спрашивает у детей:
- Компот из яблок, какой компот?
- Салат из капусты, какой салат?
- Икра из моркови, какая икра?
- Оладьи из кабачков, какие оладьи? И т.д.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
Ветер по лесу летал, | Волна кистями рук навстречу друг другу. |
Ветер листики считал: | Сжимать - разжимать ладони. |
Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки | Загибаем пальцы, начиная с большого. |
Ветер бросил на тропинку | Подуть на ладони. |
5. Игра «Повтори узор»
- Вот мы и подготовили наши пальчики для следующего задания. Давайте посмотрим, что же там есть в конверте. Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.
- Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? Ответы детей
- На листик с какого дерева похож наш листик? Ответы детей.
- Значит, чей это листик? Ответы детей.
- Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует с правой стороны (дети выполняют задание).
- Давайте разместим наши листики на доску. Чего не хватает нашим листочкам? Ответы детей (наводящими вопросами приходим к выводу, что листочки можно раскрасить).
6.Игра «Расскажи про осень».
- Посмотрите, ребята, остались ли что-нибудь в нашем конверте?
Дети находят мнемотаблицу «Осень».
- Что же нам надо сделать? Ответы детей.
Дети составляют рассказ по мнемотаблице (по одному предложению от ребёнка или весь рассказ полностью, по желанию детей).
-Какой чудесный рассказ у вас получился. Вам он понравился? Ответы детей.
Рефлексия
-Ребята, что вам понравились на сегодняшнем занятии больше всего? Ответы детей.
- Мудрая Сова приготовила для вас мудрый подарок – русские народные поговорки про осень (демонстрация и раздача картинок):
- Осень пришла, урожай принесла.
- Поработаешь с душой – будет урожай большой.
- Холоден сентябрь, да сыт.
Открытый конец занятия: Дети выбирают себе картинку с наиболее понравившейся поговоркой, чтобы рассказать родителям о том, что они делали на занятии.
По желанию могут вернуться к кленовым листочкам из игры «Повтори узор» и раскрасить их в осенние цвета.
Литература
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб. ИД «Литера», 2022.
- Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2022.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. – ООО «Феникс», 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих ТНР Тема: «Прогулка по Кировскому району»
Данное занятие проводилось на базе логопедического детского сада Кировского района 196 с детьми ТНР....
План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Транспорт»
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук С. Незнайка покупает посуду."
Занятие направлено на закрепление произношения звука С в слогах, словах, словосочетаниях. На совершенствование звукового анализа слов....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Познакомимся со звуком Й"
Конспект для подгруппового занятия логопеда по теме - знакомство с согласным звуком Й...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Времена года в моем внутреннем мире»
Цель: формирование у воспитанников базовых представлений о сезонности внутреннего мира человека и как можно использовать данные знания для саморегуляции и самомотивации....

Конспект открытого показа образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по коррекции фонетико-фонематической стороны речи.
Открытое занятие с детьми подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Звук Ж, буква Ж" проводилось как для учителей логопедов, так и для воспитателей групп компенсирующей на...
- Мне нравится (1)
