Методическая разработка - подгрупповое логопедическое занятие по звукопроизношению с детьми 5-6 лет "Дифференциация звуков С - Ш"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Логопедическое занятие по звукопроизношению на дифференциацию звуков С - Ш для детей старшего возраста представлена в форме технологической карты занятия. В занятии использованы технологии межполушарного взаимодействия у детей посредством разнообразных нейроигр и нейроупражнений и технологии Биоэнергопластики., игры на развитие лексико-грамматического строя речи, использована игровая форма занятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» г. Сосногорска
Подгрупповое занятие по организованной образовательной деятельности по звукопроизношению для детей 5-6 лет с ОВЗ
Тема: «Дифференциация звуков (С – Ш)»
Учитель- логопед: Баучкина Р.А.
МБДОУ «Д/с №10» г.Сосногорск
Цель: автоматизация и дифференциация звуков (С – Ш)
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать умение различать звуки с-ш по акустическим и артикуляционным признакам
2.Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
3.Продолжать формировать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе
Развивающие:
1.Развивать фонематическое восприятие, речевой слух
2.Развивать межполушарное взаимодействие, способствующее мыслительной деятельности детей через нейроигры и нейроупражнения
3.Продолжать развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности
4. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику
Воспитательные:
1. Формировать умение взаимодействовать друг с другом.
2. Воспитывать умение контролировать собственную речь
Форма организации: подгрупповая.
Материалы: игрушка Звукоежка, мольберт, трубочки для выработки воздушной струи, песочница с песком, игрушки – змеята и большая змея, карточки-шифровки для автоматизации изолированного звука, карточки с картинками на звуки С и Ш, цветные камешки (2 цвета), подставка «Сигма» для ребенка с нарушением зрения, нейрокарточки с ладошками и картинками на С и Ш, платочек и большая корзинка с игрушками: мишка, петрушка, собака, маска, мышка, петушок, усы, нос клоуна; мнемосхемы для составления предложений, шар – сюрприз, звуковички С и Ш, подарки детям – раскраски; музыка для вводной части занятия, шум ветра в записи (ветер свистит)
№ п/п | Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры) |
1 | Предварительный этап | Педагог заходит в кабинет с детьми, встречают Звукоежку. Логопед: Звукоежка, ну- ка иди сюда, что ты здесь делаешь? Ах это ты похитил звуки (С) и (Ш)? Звукоежка(педагог) отвечает, что он похитил звуки, но просит остаться с ребятами. Логопед спрашивает хотят ли дети, чтобы Звукоежка остался. Звукоежка: Вам придется хорошо постараться и звуки вернутся к вам. Под музыку педагог выполняет вместе с детьми нейроупражнения. | 1.Дети заходят в кабинет и встречают Звукоежку. Ведут беседу со Звукоежкой. Дети отвечают на просьбу Звукоежки остатся с ними на занятии. | Создание условий для возникновения у детей интереса участвовать в дальнейшей деятельности. |
1.Нейроупражнения «Выполняй - не ошибись» Смотрим и выполняем вместе. Предлагаю поиграть, эта игра поможет вам лучше запоминать, научат вас быть внимательными, лучше думать 1.поднимите правую руку вверх, левую - вниз 2.правую руку кладем на левое плечо 3.левую руку кладем на левое колено 4.левой рукой возьмись за правое ухо 5.поочередно кулачек – ладошка, меняем ладошка-кулачек Педагог помогает, если дети не справляются. Хвалит детей. | Дети внимательно слушают команды педагога, затем под музыку выполняют вместе с педагогом нейроупражнения. | Создание условий для развития межполушарных связей, мыслительной деятельности у детей. | ||
2.Артикуляционная гимнастика с применением технологии Биоэнергопластики Логопед: Дети, а что надо делать, чтоб красиво говорить? Да нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать – упражненья выполнять: «Заборчик-хоботок», «Горка», «Качели», «Вкусное варенье» «Маляр». Воспитатель делает вместе с детьми и контролирует качественное выполнение артикуляционных упражнений. | Дошкольники делают артикуляционную гимнастику с применением Биоэнергопластики (содружественные упражнения артикуляционного аппарата и обеих рук). | Развитие артикуляционной и мелкой моторики, происходит подготовка к автоматизации и дифференциации звуков речи у детей. | ||
2 | Мотивационно- побудительный | Логопед: так что же ребята нам делать? Звукоежка признался, что похитил звуки С и Ш. Звукоежка: Вам придется хорошо потрудиться, чтобы найти звуки, которые спрятались в играх и упражнениях. | Дети отвечают педагогу, предлагают со Звукоежкой отыскать звуки, которые он похитил. | Дети проявляют интерес к предлагаемой игровой ситуации. Побуждать детей выражать свои мысли, помогать педагогу искать звуки. |
3 | Содержательно- операционный | Логопед: дети, где же будем искать звуки? Давайте поищем в песочнице. 1.Выработка длительной воздушной струи у детей Ссссссссссссссс, что за звуки мы слышим? Это так свистит сильный ветер. Покажите, как свистит ветер. Теперь с помощью трубочек покажем, как свистит тихий ветер, подуйте на песок: ссс Ой, кого вы увидели? Покажите, как шипят маленькие змеята: ш-ш-ш-ш-ш-ш | Дети предлагают свои варианты ответов, где можно найти звуки. Дети прислушиваются к шуму ветра, показывают, как свистит ветер (сначала тихо, затем громко - сссссс…). Дуют в трубочку на песок, находят в песке игрушки - змеята, показывают, как шипит змея - (шшшш…). | Посредством присутствия героя Звукоежки, дети понимают конкретную цель будущих действий и пути ее достижения. Происходит развитие речевого дыхания, выработка длительной воздушной струи, автоматизация изолированного звука в речи. |
2.Характеристика оппозиционного и артикуляционного уклада звуков (С) и (Ш). Логопед: Дети, расскажите о звуке (С). О звуке (Ш). Чем они отличаются? Педагог предлагает детям схему анализа звуков С и Ш если будут затруднения. | Дети дают характеристику звукам (с) и (Ш): С-согласный, бывает твердый и мягкий. Ш-согласный, всегда твердый. Рассказывают, чем они отличаются при произношении (положением языка и губ). | Развивает у детей самоконтроль за звукопроизношением, развивает аналитическую деятельность. | ||
3.Игра - шифровки «Свистелки – Шипелки» Логопед: Звукоежка, а мы с ребятами попробуем найти звуки С и Ш в этих Шифровках. Логопед: возьмите карточки, внимательно посмотрите на схемы, что обозначают эти стрелки? произносим звуки С, Ш, обращая внимание на стрелки. Молодцы здесь вы нашли звуки С и Ш и четко их произносили. | Карточки - схемы лежат перевернутые вниз. Дети берут карточки и произносят звуки С-Ш, в зависимости куда направлена стрелка. | Развивает мыслительную деятельность, автоматизируют изолированные звуки. | ||
4.Игра «Змейка» Логопед: ребята, а как вы думаете, чей тут длинный хвост под песочницей? Так это мама маленьких змеят, которые были в песке. Змея нам поможет правильно произносить слоги и слова со звуками С и Ш. С помощью мягкой большой игрушки Змеи, дети по очереди называют сначала слоги с (С), затем с (Ш), далее слова со (С) и (Ш). Педагог дает инструкцию, что говорить все слова четко и правильно. - Кто первый называет слоги со звуками ? -Са-ша, со-шо, су-шу, сы-шы -Санки-шапка, сок-шорты,суп-шум, самокат-шашлык А мы со Звукоежкой будем слушать и помогать вам. Педагог исправляет неправильную речь, просит произнести красиво, внятно. В конце, когда дети встречаются –дружно обнимаются. | Дети берутся за игрушку Змеи с разных концов, идя друг другу на встречу, произносят слоги по очереди СА-ША, СО-ШО и тд, затем слова со (С) –(Ш). Когда встречаются на середине игрушки, обнимаются. | Дети автоматизируют звуки (С) и (Ш) в слогах и словах. У детей развивается словарный запас. Воспитание добрых, позитивных качеств от совместной деятельности. | ||
5.Нейроупражнение «Цветные камешки» Логопед: Посмотрите на картинки, если есть (С) в названии картинки, то положи на них красные камешки левой рукой, а на картинки со (Ш) правой рукой - синие камешки. Педагог оказывает помощь детям, кто затрудняется. Добивается правильного произношения звуков в словах. Звукоежка: я вижу, вы очень старались, проговаривали все звуки в словах, я слышал звуки, которые пропали. | Дети садятся за столы, называют слова, определяют какой звук находится в слове (С или Ш), затем правой и левой рукой соответственно раскладывают цветные камешки нужного цвета в специальный круг под картинкой. | Развивает межполушарные связи, мыслительную деятельность. Автоматизация и дифференциация звуков в словах. | ||
6.Вам нравится, когда называют вас ласково? Давайте и мы попробуем называть ласковые слова со (С) и (Ш). Поиграем в игру «Назови ласково»: Педагог по очереди выставляет на мольберт картинки: солнце – солнышко; Саша – Сашенька, Сашулечка, Сашуленька; шесть – шестерочка, старушка – старушечка; смешок – смешинка, смешиночка, смешочек; сушилка – сушилочка Логопед: Как можно сказать ласково про эти картинки? Звукоежка, сколько дети придумали много слов со звуками, которые ты похитил. Педагог хвалит детей. | Дети смотрят на картинки, которые по очереди выставляет на мольберт педагог и называет слова –существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в которых ест звуки С и Ш. | Развитие грамматического строя речи у детей. Развивается мыслительная деятельность. Дети учатся дифференцировать звуки С и Ш в однокоренных словах существительных. | ||
Логопед Звуоежка: Я хочу вам предложить еще поиграть. 7.Нейроигра «Говори и показывай» Логопед: Ребята, вам надо показать положение рук, которое видите на карточке и одновременно произнести название картинки, которая расположена над этой позой руки. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми, уточняет произношение звуков С и Ш в словах, помогает детям. Логопед: Дети, а мы здесь встретили звуки, которые пропали? Какие звуки? Предлагаю всем отдохнуть. Звукоежка всех хвалит. | Дети садятся за столы. Берут карточки и выполняют упражнение. Проговаривают слова, показываю движение нужной ладошкой (левой или правой). | Дифференциация звуков С- Ш в словах. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Развивает мышление, память. | ||
8.Физминутка Педагог вместе с детьми выполняет игровые движения физминутки. Вы, наверное, устали? (ходьба на месте) Ну – ка быстро побежали, Теперь дружно пошагали. Шейки вытянули вверх (наклон вперед), И как гуси зашипели: ш-ш-ш. Пошипели, помолчали, Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки). И как зайцы поскакали, Как медведь потопали, В ладоши мы захлопали. Поскакали, поскакали. И за кустиком пропали. (спрятались за стульчики). | Дети выполняют движения физминутки, закрепляют произношение звуков(С) и (Ш). | Предупредить утомление и обеспечить дальнейшую работоспособность, снять напряжение на занятии. | ||
9.Игра «Волшебная корзинка» Логопед: Ребята, а что там стоит в углу, давайте посмотрим? Дети находят корзинку с игрушками. Какие интересные игрушки, предметы здесь. Это я Звукоежка вам принес поиграть игрушки, потому что мне стыдно, что я похитил звуки. Про что можно сказать: пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кошка, мишка, собака, петушок А смешной? (-ая, -ые, -ой) усы, маска, рисунок, петрушка, мышка Четко произносим звуки С и Ш во всех словах. Позже вы поиграете с игрушками из корзинки, а сейчас по картинкам попробуйте составить предложения. | Дети ищут корзинку с игрушками. Рассказывают о предметах и игрушках, согласуя существительные с прилагательными в роде и числе: «пушистая, (ый)-кошка, мишка, петушок, собачка», «смешной, (ая), (ое)- мишка, маска, мышка, борода, рисунок». | В игре «волшебная корзинка» дети упражняются в дифференциации звуков С-Ш в словосочетаниях. Развивается и обогащается словарный запас дошкольников. | ||
10. Составление предложений по мнемосхемам Педагог со Звукоежкой предлагает детям сесть как удобно на коврик. На мольберт выставляются мнемосхемы. Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Педагог помогает, задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется. | Дети по мнемосхемам составляют предложения: «Саша сьел сушки» «У кошки шесть кошечек» «У мышки шесть мышат» «Старушка испекла ватрушки». | У детей развивается связная речь, закрепляется дифференциация звуков С-Ш в предложениях, мышление, память. | ||
11. Игра «Исправь ошибки»Логопед: Звукоежка нам предлагает поиграть в веселую игру. Внимательно слушайте и скажите, что неправильно я сказала: 1.Как-то вечером старушки 2.Кошка на подушке 3.В берлоге живет Миска (Мишка) 4.У солдата на голове кашка (каска) 5.На доме красная крыса с трубой (крыша) | Дети исправляют неправильные слова в предложении, заменяя в словах звуки С на Ш, и наоборот, затем произносят предложения самостоятельно. | У детей развивается связная речь, речевой слух, логическое мышление, речевой самоконтроль за собственной речью. | ||
4 | Ценностно-волевой | Логопед: Звукоежка, дети выполнили все упражнения. Ребята, какие звуки мы искали в играх и упражнениях, которые похитил Звукоежка? (С и Ш) Звукоежка достает большой шар. Что это? Это необычный шар, а волшебный. Педагог помогает открыть детям шар, достают из шара – звуковички (звуки С и Ш). Звуковичек говорит, что теперь Звуковички будут помогать вам на занятиях. Они останутся с вами. | Дети рассказывают, что нашли звуки С и Ш. Дети открывают волшебный шар, в нем - звуковички. Ставят их на мольберт для дальнейшего использования в занятиях. | Обогащение речевого опыта. Развитие детского сотрудничества, достижение цели – звуки нашлись. |
5 | Рефлексирующий | Ребята, что вы сегодня делали на занятии? Какие упражнения и игры вам понравились? В чем вы затруднялись? Я буду начинать фразу, а вы ее закончите: «Сегодня на занятии было самое интересное…что? Мне особенно понравилось…?Я не очень поняла…? Сегодня я научилась…Мне было трудно… | Дети вспоминают, чем занимались и что больше запомнилось, в чем затруднялись. Дети заканчивают фразу педагога. | Наблюдение детей за своей собственной деятельностью. Формирование самооценки. |
6 | Подведение итогов | Ребята нам пора идти к детям, вас ждут ваши друзья. Давайте предложим Звукоежке остаться у нас, только пусть больше не похищает звуки, а помогает нам лучше говорить и играет с нами в разные игры и упражнения. Попрощайтесь со Звукоежкой до следующего занятия. Логопед отмечает успехи каждого ребенка. | Дети прощаются с игрушкой Звукоежки. Уходят с педагогом в группу. | Педагог переводит внимание детей на воспитателя, который далее организует деятельность детей в д/с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: «Звук [р]. Поможем роботу Робу»
Технология: проблемное обучение.Речевое заключение: ФФН.Этап коррекционной работы: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.Задачи:- закреплять правильное произношение звука [р] из...
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению.Тема: Автоматизация звука [Л]. «Путешествие с Лолой»Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР№ 99»...
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская
Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношениюТема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке».Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99»...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Звук [р]. Поможем Карлсону».
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Звук [р]. Поможем Карлсону».Составила: учитель – логопед МБДОУ «ЦРР - № 99&r...

Методическая разработка " Подгрупповое логопедическое занятие с детьми раннего дошкольного возраста по лексической теме "Игрушки""
Логопедическое занятие для раннего дошкольного возраста по теме "Игрушки"...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"...
