Логопедия. Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Л], [Л`]. Буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абзаева Эльмира

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_l.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Л], [Л`]. Буква Л»

(подготовительная к школе группа).

Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];

- Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их

характеристику;

- Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;

- Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

- Совершенствовать навык звукового анализа слов

- Познакомить с буквой Л. Учить читать слоги и слова с новой буквой;

- Совершенствовать навык деления слов на слоги.

Коррекционно - развивающие:

- Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

- Развивать фонематический слух , память;

- Развивать общую моторику и тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

- Совершенствовать грамматический строй речи;

- Закреплять понятие «звук»,«буква»,«гласный, согласный звук»,«мягкий – твердый».

- Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Коррекционно - воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям,

- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: слайдовая презентация, рабочие тетради, цветные карандаши, мяч, игрушка Лунтик, предметные картинки, индивидуальные карточки по количеству детей

I. Ход занятия:

Дыхательная гимнастика

- Ребята, какое у нас время года? Как называются цветы, которые появляются весной?

Дети выполняют упражнение «Вдыхаем аромат подснежника» (вдох — короткий, через нос, выдох – плавный, длительный, через рот)

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

-Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился.

Артикуляционная гимнастика:

-Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.

- пение гласных;

- самомассаж языка;

- “Улыбочка-трубочка”;

- “Лопата – иголочка”;

- “Качели”; “Футбол”.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы встретимся с необычным гостем. А кто это, мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,
А зовусь я…
Слайд 1- ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтике. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей.

Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.

- Ребята, а кто знает, с какой планеты прилетел к нам Лунтик? (с Луны). А кто из вас знает, как можно назвать человечков, которые живут на Луне? (лунатики) А машину, которая ездит по луне? (лунаход) Проговорите слова и выделить одинаковый звук, который слышится в начале слов: Лунтик, луна, лунатик, лунаход.

Дети проговаривают слова и выделяют звук (Л).

- Ребята, а можно эти слова назвать родственными?

- Мы сегодня будем знакомиться со звуком (Л). Берем зеркала.

- При произнесении звука [Л]

-Что происходит с нашими губами?

-Губы растянуты в улыбке.

-Зубы сближены.

-Где находится язык?

-Кончик языка поднят за верхние зубы.

-А, воздух выходит свободно? Воздушная струя встречает преграду.

-Что ему мешает? (язычок создает преграду воздуху),

-Что мы можем сказать о звуке [Л]?

-Звук [Л] согласный твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.

-У Лунтика есть любимый фрукт, чтобы узнать отгадайте загадку:

Круглый, желтый, кислый он,

Называется…..(лимон).

- Определите первый звук в этом слове.

- Какой он? Почему? Дайте его характеристику.

- Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

- Что делают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звуки [Л, Л”]?

(Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами).

- Лунтик принес нам задания от своих друзей.

2. Развитие фонематического слуха.

И/у «Внимательные ушки»

- Я буду называть слова со звуками [л] - [л'], а вы, если услышите звук [л']- хлопните, звук [л] -топните.

- лев, лошадь, лиса, волк, осёл, тюлень, белка, лама, лось, ) . Дети выполняют задание.

- Назовите их одним словом? (звери, животные).

Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень.

Искала булавку весь день.

3. Определение позиции звуков Л — Ль в словах (начало, середина, конец). Работа в тетрадях

- Лунтик проголодался и мы с вами его угостим, посмотрите и назовите картинки, определите, какие звуки слышатся в словах, определите их позицию и закрасьте клеточки нужным цветом.

Дети работают в тетрадях, закрашивая клеточки (начало, середина, конец слова) синим или зеленым карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Лунтик»

(на каждую строчку дети загибают пальчик, начиная с большого,

на последней строчке разжимают и сжимают кулачок)

ЛУНТИК В ЛОДОЧКЕ СИДЕЛ,

ЛУНТИК НА ЛУНУ ГЛЯДЕЛ.

МИМО ОБЛАКО ЛЕТЕЛО

И ЛУНУ ОНО ЗАДЕЛО.

ЛУНТИК В ЛОДКЕ ЗАЗЕВАЛСЯ

И БЕЗ ЛОДОЧКИ ОСТАЛСЯ.

4. Деление слов на слоги.

- Ребята, вот мы и пришли на поляну, где нас с Лунтиком встречают его друзья. Я называю слово, вы делите на слоги, и делаете столько шагов, сколько слогов в слове. А кто мне напомнит правило, о слогах.

- Сколько гласных в слове, столько и слогов…

-Чтобы не ошибаться, помогайте себе делить слова на слоги, положив ладошку под подбородок или прохлопайте слова Мила, Шмель, Пчелёнок, Пчела, Клава, светлячки (дети проговаривают слова и делают столько шагов, сколько слогов в словах)

- Друзья прибежали к Лунтику и стали рассказывать: мы видели Лисий голова, волчья хвост, беличий лапа…правильно? А как?

И/у «Чья морда? Чей хвост?»

Показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, лев, белка.

5. Знакомство и конструирование буквы Л

- Звуки [л], [л`] обозначаются на письме буквой Л.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
В. Степанов

- На что похожа эта буква?

- Из скольких элементов состоит буква?

- Давайте напишем эту букву пальчиком в воздухе.

- А еще попробуем выложить нашу букву из шнурка.

- Молодцы!

Физминутка с Кузнечиком

- Кузя предлагает Лунтику и нам поиграть.

Я гуляю по дорожке (шаги на месте),

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте).

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика),

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком).

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держа кузнечика),

Там с ним будет всё в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»).

- Ребята, как вы думаете, откуда прилетел Лунтик?

6. Звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА

Лунтик и его друзья просят вас выполнить звуко - буквенный анализ слова ЛУНА. (ребенок у доски выполняет)

- В слове луна, первый звук Л – он согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом и т.д.

После разбора всех звуков, ребёнок выкладывает слово при помощи букв.

- Сколько всего звуков в слове луна?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных звуков? Сколько слогов?

7. Чтение слогов с буквой Л. Письмо.

- А сейчас прочитаем слоги и слова с буквой Л по “ромашке”.

(ла, ло, лу, лы, ли ...)

- А теперь научим Лунтика писать букву Л, мы пропишем её в своих тетрадках.

8. Составление предложений по картинкам. Слайд 2

- Ребята, посмотрите на картинку и придумайте предложение про Лунтика и начертите к нему графическую схему в тетради.

- Из чего состоит предложение? (Из слов).

- Как пишется первое слово в предложении?(С заглавной буквы).

- Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

У Лунтика малина. Лунтик ест сладкую малину...

9. Закрепление изученного (Индивидуальная работа на карточках).

- Еще он принес задание с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву. Соединяют картинки с буквой.

- Раскрасьте шары, на которых буква Л написана правильно.

III. Итог:

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались. Вы выполнили столько заданий. Давайте напомним Лунтику:

- С каким звуками мы сегодня познакомились?

- Какие это звуки, гласные или согласные?

- Твёрдый или мягкий?

- Какой буквой обозначаем звук?

Молодцы!

- Ребята, Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет раскраски, на которых изображен он и все его друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"

В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...