Методическая разработка. Конспект занятия в подготовительной группе «Наш город – Санкт-Петербург. Дифференциация звуков [и]-[ы]»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предложена методическая разработка по теме «Наш город – Санкт-Петербург» для проведения логопедического занятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 196 Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Наш город – Санкт-Петербург. Дифференциация звуков [и]-[ы]».
Подготовила:
учитель – логопед
Яскевич Мария Владимировна
г. Санкт-Петербург
2025
Коррекционно-образовательные цели:
- расширять и активизировать словарь по теме «Наш город – Петербург»;
- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании однокоренных слов от слова «Петербург»; в образовании имён прилагательных от существительных;
- закреплять и совершенствовать навыки слогового и звукового и синтеза слов, анализа предложений;
- совершенствовать фонетическую сторону речи (контроль за правильным произношением звуков в речи).
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать чёткости дикции, интонационную выразительность;
- развивать связную речь, тонкую моторику, координацию речи с движением;
- развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие и память;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные цели:
- воспитывать навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.
- воспитывать чувство любви к родному городу.
Оборудование:
- иллюстрации с видом Санкт-Петербурга;
- проектор, экран, компьютер;
- игра «Капля», игра «Найди отличия»;
- наборы для звукового анализа слов и схемы предложения;
- карточки для характеристики звуков И, Ы;
- мяч;
- звуковые схемы слов.
Предварительная работа:
- беседа по теме «Наш город – Санкт-Петербург»;
- рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города;
- составление рассказов о достопримечательностях по фотографиям детей;
- разучивание стихов огороде;
- разучивание игры «В метро».
Ход:
1. Организационный момент. (Активизация внимания.)
(Дети стоят около столов.)
- Здравствуйте, ребята!
- Сядет за стол тот, кто назовёт последний звук в моём слове. (Дворец, парки, сады, памятник, собор, дома, дороги.)
2. Сообщение темы.
- Как вы думаете, где это всё находится? (В городе.)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О городе)
- А как называется город, в котором мы живём? (Санкт-Петербург)
- Как назвать всех мужчин, жителей Петербурга? (Петербуржцы)
- Какой последний звук в слове петербуржцы? (Ы)
- А как назвать всех жительниц? (Петербурженки)
- Какой последний звук в слове петербурженки? (И)
- Как вы думаете, какие звуки мы сегодня повторять?
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о Санкт-Петербурге и повторять звуки И-Ы.
3. Игра «Кто больше?».
- Наш город один из самых больших и красивых городов в мире. Все жители Петербурга любят свой город.
- Ребята, давайте нашему городу придумаем как можно больше красивых слов. Расскажите, какой у нас город? (Красивый, большой, блистательный, любимый, гранитный, знаменитый, замечательный, интересный, прекрасный.)
4. Упражнение «Расставь словечки по-порядку». (Работа над деформированной фразой. Совершенствование навыка анализа предложений.)
- Ребята, помогите мне собрать рассыпавшееся предложение.
(Петербург, мы, жить, в)
- Ребята, составьте схему этого предложения. (Мы живём в Петербурге.)
- Произнесите это предложение с восклицательной интонацией. А теперь с вопросительной.
5. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.)
- Давайте с помощью пальчиковой гимнастики расскажем о том, как мы любим свой город.
Слова | Движения |
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. Невский – раз, Зимний – два, Три – красавица Нева, А четыре – мост Дворцовый, Пять – гуляю по Садовой, Шесть – к Исаакию схожу И на купол погляжу. Семь – конечно, Летний сад. Как красив его наряд! Восемь – крепость у Невы, Были там, наверно, вы. Девять – повстречался мне Медный всадник на коне. Десять – из-за поворота Вижу Нарвские ворота. Погуляли мы с тобой, Возвращаемся домой. | (Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.) (На каждое название загибают по одному пальцу.) (Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.) |
- Ребята, а давайте совершим небольшую прогулку в центр нашего города! Полюбуемся его красотой, пройдёмся по улицам, постоим на набережных и мостах, полюбуемся красотой памятников и дворцов! Согласны?
- На каком транспорте мы можем от детского сада доехать до самой красивой части Петербурга – до центра города? (На троллейбусе до ст. метро «Ленинский пр.».)
- Пора отправляться на остановку. А вот и троллейбус подошёл.
(Дети садятся на стулья.)
6. Игра «Вставь пропущенную букву». (Буквенный анализ слов.)
- Чтобы наша поездка в троллейбусе не была скучной, я предлагаю поиграть.
- Вставьте в каждое слово пропущенную букву. Могу сделать вам маленькую подсказку – все слова связаны с нашим городом.
(Ул.ца, м. ст, двор.ц, кан.л, .стров, соб.р, г.род)
7. Упражнение «Расскажи о звуке». (Сравнение звуков по артикуляции, акустическим признакам.)
- Вы молодцы! А теперь давайте расскажем о том, что общего у звуков И-Ы, и чем они отличаются. А помогут нам карточки-подсказки.
(Дети выбирают карточки для звуков, дают звукам характеристику, называют сходство и отличия.)
8. Игра «Волшебная капля». (Различение звуков И-Ы по картинкам.)
- Ребята, кажется, погода за окном испортилась и начинается дождь. А вот и первая капля. Она необычная, с картинками. Найдите слова со звуком И.
- А вот ещё одна капля. Назовите картинки со звуком Ы.
9. Игра «В метро». (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)
- Вот мы и подъехали к метро.
(Дети встают в круг, проводится игра.)
Слова | Движения |
Те же рельсы, поезда, Только скучная езда. Смотрим мы с тобой в окно – Днём и ночью там темно. А над нами – острова, Сотни улиц и Нева. Но зато в метро легко Ехать очень далеко. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. Остановиться. Поворот туловища вправо, приложив руку ко лбу. Поворот в другую сторону, рука приложена ко лбу. Подняться на носочки, поднять руки вверх. Поочерёдно опустить правую и левую руки вниз. Ходьба по кругу, взявшись за руки. |
10. Игра «Назови ласково» (с мячом). (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
- Пока мы едем в метро, давайте поиграем.
Мост – мостик. Фонтан - …
Фонарь - … Река - …
Балкон - … Решётка - …
11. Чтение стихов о городе. (Автоматизация поставленных звуков, активизация словаря.)
- Вот мы и оказались в центре города.
(Дети садятся перед экраном. На экране появляется Дворцовая площадь.)
- На какой площади мы оказались?
- Кто хочет прочитать о главной площади Петербурга стихотворение?
Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады.
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хотя она и старая,
Но выглядит, как новая.
Площадь наша главная,
По имени Дворцовая.
(На экране появляется Петропавловский собор.)
- Где он находится? (На Заячем острове.)
- На территории П. крепости находится пушка, которая своим выстрелом сообщает, что наступило 12 часов. Кто хочет об этом прочить стихотворение?
Стреляет в полдень пушка,
Скрывается в дыму.
Когда стреляет пушка,
Не страшно никому!
Шумит волна речная
У крепостной стены.
А пушка ведь ручная:
Она не для войны.
- А сейчас мы побываем там, где очень любят отдыхать все петербуржцы и гости нашего города.
(На экране появляется Летний сад.)
- Кто знает стихотворение про Летний сад?
На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.
12. Звуковой анализ слова ПАРК. (Составление звуковой схемы слова.)
- Летний сад – это парк, в котором приятно погулять.
- Чтобы пройти в Летний сад, нужно сделать звуковой анализ слова парк.
(Дети берут наборы для звукового анализа, выкладывают схему слова.)
- Назовите звуки по порядку, дайте им характеристику.
- Назовите все согласные звуки в этом слове.
- Назовите все гласные звуки.
13. Игра «Выбери правильную схему». (Упражнять в звуковом анализе слов. )
- Какое слово получится, если в конце добавить звук И? (Парки.)
- У меня есть три звуковые схемы. Выберите подходящую схему к слову парки.
- Вот мы и погуляли по Летнему саду. Наше путешествие продолжается.
(На экране появляется Нева.)
- А сейчас мы оказались на набережной какой-то реки. Кто знает, какой?
- Кто готов прочитать стихотворение о знаменитой реке?
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодки, пароходы
На себе несёт Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
14. Ребус Фонтанка. (Развитие мышления, сообразительности.)
- В Петербурге много рек и каналов.
- Отгадайте название реки, зашифрованное с помощью цифр. (Фонтанка)
- Какие петербуржские реки вы ещё знаете? (Нева, Мойка)
15. Игра «Измени словечко». (Образование формы множественного числа существительных в именительном падеже.)
- Пока мы гуляем по набережной, давайте поиграем.
- Я скажу слово, а вы его измените так, чтобы в нём появился звук Ы или И.
Парк – парки Мост – мосты Река – реки
Дворец – дворцы Собор – соборы Канал – каналы
16. Игра «Найди отличия». (Развитие зрительного внимания.)
- В праздничные дни, гуляя по набережным, можно увидеть много кораблей. Кто расскажет об этом стихотворение?
Как вода прохладой дразнит
В этот жаркий летний час.
На Неве сегодня праздник:
Корабли в гостях у нас.
Кораблям Нева знакома.
Позади шторма, моря.
На Неве они, как дома,
Здесь отдали якоря.
- Смотрите, на набережной отдали якоря 2 корабля. Найдите отличия между ними.
17. Игра «В метро» (повторение). (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)
- Ребята, наше путешествие по центру Петербурга подошло к концу. Метро довезёт нас обратно.
18. Итог.
- Вот и закончилось наша прогулка по городу.
- Мне хочется, чтобы вы рассказали о своих впечатлениях во время нашего путешествия. (Ответы детей.)
(Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Мой город Санкт-Петербург.»
Непосредсвенно-определенная деятельность : " Познание"....

Методическая разработка конспекта занятия в средней группе «Мой город»
Интегрированное занятие для детей 4-5 летТема: «Мой город»Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом...
Конспект занятия в средней группе "Мой город Санкт-Петербург"
Конспект занятия в средней группе : "Мой город Санкт -Петербург". Цель: дать представление о городе Санкт-Петербурге -северной столице России. Учить рассказывать о Санкт-Петербурге. Развивать мелку...

конспект занятия в средней группе "мой город санкт - петербург"
Воспитатель рассказывает о Санкт- Петербурге и показывает слайдыРебята посмотрите, как вы думаете о каком городе мы сегодня будем с вами говорить? Дети: О Санкт- Петербурге....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Мой город Санкт-Петербург"
Конспект открытого занятия "Мой город Санкт-Петербург"...
Методическая разработка Конспект Занятия по познавательному развитию "Мифические жители Санкт-Петербурга"
Познакомить детей с мифическими скульптурами Санкт-Петербурга....
Конспект занятия в подготовительной группе «Мой город Санкт-Петербург»
Цель: Развитие патриотического воспитания детей, привитию любви к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.Задачи:- обогащать словарный запас детей.- развивать с...