Методическая разработка. Конспект занятия в подготовительной группе «Наш город – Санкт-Петербург. Дифференциация звуков [и]-[ы]»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Предложена методическая разработка по теме  «Наш город – Санкт-Петербург» для проведения логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_peterburg.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 196 Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Наш город – Санкт-Петербург. Дифференциация звуков [и]-[ы]».

Подготовила:

учитель – логопед

Яскевич Мария Владимировна

г. Санкт-Петербург

2025

Коррекционно-образовательные цели:

- расширять и активизировать словарь по теме «Наш город – Петербург»;

- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании однокоренных слов от слова «Петербург»; в образовании имён прилагательных от существительных;

- закреплять и совершенствовать навыки слогового и звукового и синтеза слов, анализа предложений;

- совершенствовать фонетическую сторону речи (контроль за правильным произношением звуков в речи).

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать чёткости дикции, интонационную выразительность;

- развивать связную речь, тонкую моторику, координацию речи с движением;

- развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие и память;

- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

- воспитывать навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.

- воспитывать чувство любви к родному городу.

Оборудование:

- иллюстрации с видом Санкт-Петербурга;

- проектор, экран, компьютер;

- игра «Капля», игра «Найди отличия»;

- наборы для звукового анализа слов и схемы предложения;

- карточки для характеристики звуков И, Ы;

- мяч;

- звуковые схемы слов.

Предварительная работа:

- беседа по теме «Наш город – Санкт-Петербург»;

- рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города;

- составление рассказов о достопримечательностях по фотографиям детей;

- разучивание стихов огороде;

- разучивание игры «В метро».

Ход:

1. Организационный момент. (Активизация внимания.)

(Дети стоят около столов.)

- Здравствуйте, ребята!

- Сядет за стол тот, кто назовёт последний звук в моём слове. (Дворец, парки, сады, памятник, собор, дома, дороги.)

2. Сообщение темы.

- Как вы думаете, где это всё находится? (В городе.)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О городе)

- А как называется город, в котором мы живём? (Санкт-Петербург)

- Как назвать всех мужчин, жителей Петербурга? (Петербуржцы)

- Какой последний звук в слове петербуржцы? (Ы)

- А как назвать всех жительниц? (Петербурженки)

- Какой последний звук в слове петербурженки? (И)

- Как вы думаете, какие звуки мы сегодня повторять?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о Санкт-Петербурге и повторять звуки И-Ы.

3. Игра «Кто больше?». 

- Наш город один из самых больших и красивых городов в мире. Все жители Петербурга любят свой город.

- Ребята, давайте нашему городу придумаем как можно больше красивых слов. Расскажите, какой у нас город? (Красивый, большой, блистательный, любимый, гранитный, знаменитый, замечательный, интересный, прекрасный.)

4. Упражнение «Расставь словечки по-порядку». (Работа над деформированной фразой. Совершенствование навыка анализа предложений.)

- Ребята, помогите мне собрать рассыпавшееся предложение.

(Петербург, мы, жить, в)

- Ребята, составьте схему этого предложения. (Мы живём в Петербурге.)

- Произнесите это предложение с восклицательной интонацией. А теперь с вопросительной.

5. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять». (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.)

- Давайте с помощью пальчиковой гимнастики расскажем о том, как мы любим свой город.

Слова

Движения

Люблю по городу гулять,        

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два,        

Три – красавица Нева,         

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Погуляли мы с тобой,

Возвращаемся домой.                

(Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.)

(На каждое название загибают по одному пальцу.)

(Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.)

                        

- Ребята, а давайте совершим небольшую прогулку в центр нашего города! Полюбуемся его красотой, пройдёмся по улицам, постоим на набережных и мостах, полюбуемся красотой памятников и дворцов! Согласны?

- На каком транспорте мы можем от детского сада доехать до самой красивой части Петербурга – до центра города? (На троллейбусе до ст. метро «Ленинский пр.».)

- Пора отправляться на остановку. А вот и троллейбус подошёл.

(Дети садятся на стулья.)

6. Игра «Вставь пропущенную букву». (Буквенный анализ слов.)

- Чтобы наша поездка в троллейбусе не была скучной, я предлагаю поиграть.

- Вставьте в каждое слово пропущенную букву. Могу сделать вам маленькую подсказку – все слова связаны с нашим городом.

(Ул.ца, м. ст, двор.ц, кан.л, .стров, соб.р, г.род)

7. Упражнение «Расскажи о звуке». (Сравнение звуков по артикуляции, акустическим признакам.)

- Вы молодцы! А теперь давайте расскажем о том, что общего у звуков И-Ы, и чем они отличаются. А помогут нам карточки-подсказки.

(Дети выбирают карточки для звуков, дают звукам характеристику, называют сходство и отличия.)

8. Игра «Волшебная капля». (Различение звуков И-Ы по картинкам.)

- Ребята, кажется, погода за окном испортилась и начинается дождь. А вот и первая капля. Она необычная, с картинками. Найдите слова со звуком И.

- А вот ещё одна капля. Назовите картинки со звуком Ы.

9. Игра «В метро». (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)

- Вот мы и подъехали к метро.

(Дети встают в круг, проводится игра.)

Слова

Движения

Те же рельсы, поезда,        

Только скучная езда.

Смотрим мы с тобой в окно –        

Днём и ночью там темно.

А над нами – острова,        

Сотни улиц и Нева.

Но зато в метро легко

Ехать очень далеко.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Остановиться. Поворот туловища вправо, приложив руку ко лбу.

Поворот в другую сторону, рука приложена ко лбу.

Подняться на носочки, поднять руки вверх.

Поочерёдно опустить правую и левую руки вниз.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

10. Игра «Назови ласково» (с мячом). (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

- Пока мы едем в метро, давайте поиграем.

                        Мост – мостик.                        Фонтан - …

                        Фонарь - …                        Река - …

                        Балкон - …                                Решётка - …

11. Чтение стихов о городе. (Автоматизация поставленных звуков, активизация словаря.)

- Вот мы и оказались в центре города.

 (Дети садятся перед экраном. На экране появляется Дворцовая площадь.)

- На какой площади мы оказались?

- Кто хочет прочитать о главной площади Петербурга стихотворение?

                                        Площадь эта главная,

                                        Площадь эта славная.

                                        Побывать на ней все рады.

                                        Тут проводятся парады,

                                        Проходят демонстранты,

                                        Играют оркестранты.

                                        Бывают здесь гуляния,

                                        На лошадях катания.

                                        Хотя она и старая,

                                        Но выглядит, как новая.

                                        Площадь наша главная,

                                        По имени Дворцовая.

(На экране появляется Петропавловский собор.)

- Где он находится? (На Заячем острове.)

- На территории П. крепости находится пушка, которая своим выстрелом сообщает, что наступило 12 часов. Кто хочет об этом прочить стихотворение?

                                        Стреляет в полдень пушка,

                                        Скрывается в дыму.

                                        Когда стреляет пушка,

                                        Не страшно никому!

                                        Шумит волна речная

                                        У крепостной стены.

                                        А пушка ведь ручная:

                                        Она не для войны.

- А сейчас мы побываем там, где очень любят отдыхать все петербуржцы и гости нашего города.

(На экране появляется Летний сад.)

- Кто знает стихотворение про Летний сад?

                                        На свете много есть чудес.

                                        Но вот прекрасный сад:

                                        С деревьями в одном ряду

                                        Скульптуры там стоят.

                                        А вдалеке, по глади вод,

                                        Вокруг пруда большого,

                                        Два белых лебедя плывут,

                                        Приветствуя любого.

                                        Дорожки чинно нас ведут

                                        Вдоль мраморных богов.

                                        В тенистом чудном уголке

                                        Сидит поэт Крылов.

12. Звуковой анализ слова ПАРК. (Составление звуковой схемы слова.)

- Летний сад – это парк, в котором приятно погулять.

- Чтобы пройти в Летний сад, нужно сделать звуковой анализ слова парк.

(Дети берут наборы для звукового анализа, выкладывают схему слова.)

- Назовите звуки по порядку, дайте им характеристику.

- Назовите все согласные звуки в этом слове.

- Назовите все гласные звуки.

13. Игра «Выбери правильную схему». (Упражнять в звуковом анализе слов. )

- Какое слово получится, если в конце добавить звук И? (Парки.)

- У меня есть три звуковые схемы. Выберите подходящую схему к слову парки.

- Вот мы и погуляли по Летнему саду. Наше путешествие продолжается.

(На экране появляется Нева.)

- А сейчас мы оказались на набережной какой-то реки. Кто знает, какой?

- Кто готов прочитать стихотворение о знаменитой реке?

                                        У красавицы Невы

                                        Ожерелье из листвы.

                                        Из гранитов самых лучших

                                        Сшито платье на века.

                                        Но совсем не белоручка

                                        Знаменитая река:

                                        Баржи, лодки, пароходы

                                        На себе несёт Нева.

                                        И в трубе водопроводной

                                        Тоже плещется Нева.

14. Ребус Фонтанка. (Развитие мышления, сообразительности.)

- В Петербурге много рек и каналов.

- Отгадайте название реки, зашифрованное с помощью цифр. (Фонтанка)

- Какие петербуржские реки вы ещё знаете? (Нева, Мойка)

15. Игра «Измени словечко». (Образование формы множественного числа существительных в именительном падеже.)

- Пока мы гуляем по набережной, давайте поиграем.

- Я скажу слово, а вы его измените так, чтобы в нём появился звук Ы или И.

Парк – парки                        Мост – мосты                Река – реки

Дворец – дворцы                        Собор – соборы                Канал – каналы

16. Игра «Найди отличия». (Развитие зрительного внимания.)

- В праздничные дни, гуляя по набережным, можно увидеть много кораблей. Кто расскажет об этом стихотворение?

                                        Как вода прохладой дразнит

                                        В этот жаркий летний час.

                                        На Неве сегодня праздник:

                                        Корабли в гостях у нас.

                                        Кораблям Нева знакома.

                                        Позади шторма, моря.

                                        На Неве они, как дома,

                                        Здесь отдали якоря.

- Смотрите, на набережной отдали якоря 2 корабля. Найдите отличия между ними.

17. Игра «В метро» (повторение). (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)

- Ребята, наше путешествие по центру Петербурга подошло к концу. Метро довезёт нас обратно.

18. Итог.

- Вот и закончилось наша прогулка по городу.

- Мне хочется, чтобы вы рассказали о своих впечатлениях во время нашего путешествия. (Ответы детей.)

(Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.)

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Мой город Санкт-Петербург.»

Непосредсвенно-определенная деятельность : " Познание"....

Методическая разработка конспекта занятия в средней группе «Мой город»

Интегрированное занятие для детей 4-5 летТема: «Мой город»Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом...

Конспект занятия в средней группе "Мой город Санкт-Петербург"

Конспект занятия в средней группе : "Мой город Санкт -Петербург". Цель: дать представление о городе Санкт-Петербурге -северной столице России. Учить рассказывать о Санкт-Петербурге. Развивать мелку...

конспект занятия в средней группе "мой город санкт - петербург"

Воспитатель   рассказывает о Санкт- Петербурге и показывает слайдыРебята посмотрите, как вы думаете о каком городе мы сегодня будем с вами говорить? Дети: О Санкт- Петербурге....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Мой город Санкт-Петербург"

Конспект открытого занятия "Мой город Санкт-Петербург"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Мой город Санкт-Петербург»

Цель: Развитие патриотического воспитания детей, привитию любви к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.Задачи:- обогащать словарный запас детей.- развивать с...