Методические рекомендации по развитию речи детей в старшей возрастной группе.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Здесь вы увидите презентацию с заданиями по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшей возрастной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 249.09 КБ | |
| 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию речи у детей старшей возрастной группы.
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с № 39 Зырянова Е.Н.
Содержание:
- Назови маму и детенышей (слайд 1-2)
- Дикие и домашние животные (слайд 3-5)
- Чем полезны животные (слайд 6-9)
- Составь рассказ по картинкам (слайд 10-12)
- Подбери признак (образование прилагательных) (слайд 13-15)
- Назови ласково (слайд 16-18)
- Согласование числительные с сущ. (слайд 19-21)
- Угадай по описанию (слайд 22-24)
- 4-ты лишний (слайд 25-28)
- Назови одним словом (слайд 29-31)
Слайд 1-2 Назови маму и детёнышей.
ЦЕЛЬ. Закрепление названий животного и их детеныша.
ЗАДАЧИ:
- развивать умение различать животных;
- развивать речь детей, мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
ХОД ИГРЫ.
Воспитатель показывает детям карточки с изображением детеныша и трех животных. Предлагает детям рассмотреть карточку, назвать название детеныша и показать его маму.
Дополнительное упражнение «Назови семью»
папа — конь, мама - лошадь, детеныш (и) — жеребенок (жеребята);
папа — бык, мама - корова, детеныш (и) — теленок (телята);
папа — кот, мама - кошка, детеныш (и) — котенок (котята);
папа — пес, мама - собака, детеныш (и) — щенок (щенята);
папа — хряк, мама - свинья, детеныш (и) — поросенок (поросята);
папа — баран, мама - овца, детеныш (и) — ягненок (ягнята);
папа — козел, мама - коза, детеныш (и) — козленок (козлята).
Игра «У кого кто ребенок?»
У кошки – котенок У собаки – … (щенок)
У коровы – … (теленок) У лошади – … (жеребенок)
У козы - … (козленок) У свиньи – … (поросенок)
Игра «Кто кем будет?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творительный падеж)
Щенок будет … (собакой)
Козлёнок …, котенок …, теленок …, жеребенок …, поросенок …, ягненок …
Упражнение «Договори и повтори» (употребление глаголов в единственном и множественном числе)
Котенок лакает, а котята … (лакаЮТ)
Теленок мычит, а телята …
Щенок бежит, а щенки …
Козленок скачет, а козлята …
Поросенок хрюкает, а поросята …
Жеребенок прыгает, а жеребята …
Ягненок жует, а ягнята …
Слайд 3-5 Дикие и домашние животные
Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему. Спросите, как ухаживают за домашними животными? Рассмотрите картинки, проверьте, отличает ли ребенок домашних животных от диких, взрослых животных от детенышей. Расскажите ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних животных: коровник, свинарник и т.д.).
Игра «Что делает»
Корова – мычит, жует, пасется, ….
Собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….
Лошадь –
Котенок –
Свинья –
Как называется дом у..
Собаки – конура
Коровы- коровник
Свиньи – свинарник
Курицы – курятник
Овец/коз – хлев
У скворца –скворечник
Итд….
Игра «Что не так?»
Корова дает молоко и живет в лесу.
Верблюд любит прятаться под снегом.
Котята громко мяукают в пруду.
Лошадь любит охотиться на волков.
Поросенок живет в поле.
Жираф живет на ферме.
Лев охраняет дом….
Игра «Угадай, кто это?»
Перевозит грузы, катает детей, тянет плуг – лошадь.
Охраняет дом, охотится, приносит тапочки - …
Ловит мышей, мурлычет, ластится - …
Дает молоко, мычит, бодается - …
Слайд 6-9. Чем полезны животные?
Расскажите детям про домашних животных и их пользу для человека. Чем полезны домашние животные? Для чего мы держим хозяйство? Как каждое животное помогает человеку?
Выполните следующие упражнения:
Упражнение «Кто что дает человеку»
Кто несёт яйца?
Кто дает молоко?
Кто возит грузы?
Кто дает шкуру для вещей?
Кто дает мясо?
Кто дает пух?
Кто охотится на мышей?
Кто охраняет дом?
Упражнение «Почему так называют?»
Почему волка называют санитаром леса?
(потому что он уничтожает слабых и больных животных, предотвращает возникновение заболеваний и регулирует численность стада)
Почему дятла называют лесным доктором?
(потому что он избавляет деревья от вредителей)
Почему корову называют кормилицей?
(потому что она дает молоко/мясо. Из молока можно сделать творог, сыр, кефир, ряженку, йогурт и многие другие молочные продукты. Так корова кормит людей.)
Почему медведя называют хозяином леса?
(Медведя называют хозяином леса из-за его внушительной силы, размеров и отсутствия естественных врагов в большинстве регионов)
Почему лису называют хитрой?
(Лису называют хитрой из-за её повадок во время охоты. Лиса хитро подкрадывается к своей добыче, может терпеливо часами караулить в засаде возле заячьей норы, а когда потенциальная добыча появляется на виду, она ловко и молниеносно хватает её зубами. 1
Также лисы умеют запутывать следы и уходить от преследований, резко меняя направление движения.)
Почему собак называют охранниками?
(Собак называют охранниками, потому что они обучены защищать территорию и имущество от вторжения людей или животных)
Слайд 10-12. Составь рассказ по картинкам.
Сказка "Три котёнка".
Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок.
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу, ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
Данное упражнение очень полезно для формирования связной речи у детей.
Задайте контрольные вопросы:
- Кого увидели котята?
- Куда они побежали?
- Почему все стали белыми?....
Сказка Сутеева «Под грибом»
Попросите детей составить рассказ по сюжетным картинкам. Задайте наводящие вопросы:
- Почему зверята и насекомые решили спрятаться под грибом?
- Почему гриб был маленький, а стал большой?
- Почему пришла Лиса?
- Почему зверята и насекомые радостные на последней картинке?.....
В составлении рассказа должна соблюдаться логическая последовательность и грамотность использования средств речи детьми. Следите за верным употреблением предлогов, прилагательных, числительных.
Слайд 13-15. Подбери признак (образование прилагательных)
Цели:
1.Образовательные.
Познакомить с понятием признак. Соотношение с вопросами: какой? какая? какое?
2.Развивающие.
Развивать навыки в подборе признаков к предметам с помощью вопросов. Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.
3. Воспитательные.
Воспитывать культуру речи:
- поощрять стремление к грамматической правильности речи;
-прививать умение слушать друг друга.
Упражнение какой сок получится из…
Некоторые варианты ответов:
- из ежевики — ежевичный сок;
- из сливы — сливовый сок;
- из абрикоса — абрикосовый сок;
- из малины — малиновый сок;
- из банана — банановый сок;
- из киви — сок из киви;
- из лимона — лимоновый сок;
- из груши — грушевый сок;
- из моркови — морковный сок;
- из вишни — вишнёвый сок;
- из апельсина — апельсиновый сок;
- из тыквы — тыквенный сок;
- из смородины — смородиновый сок;
- из яблока — яблочный сок;
- из свёклы — свекольный сок;
- из черники — черничный сок;
- из граната — гранатовый сок;
- из томата — томатный сок;
- из клубники — клубничный сок;
- из ананаса — ананасовый сок;
- из капусты — капустный сок.
Слайд 16-18. Назови ласково. Суффиксальное образование существительных.
Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Правила игры: называть слово тогда, когда тебе бросили мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч и называет слово, ребенок ловит и называет то же слово, но уже «ласково», возвращает мяч воспитателю.
Например:
Медведь косолапый – мишка косолапенький
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Серый волк – серенький волчок
Курица – курочка,
Гусыня – гусочка,
Петух - петушок,
Зима- зимушка,
Снег – снежок,
Дерево- деревце,
Шишка- шишечка и тд.
(слайд 19-21). Согласование числительные с существительными.
Игра «Один – два»
Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.
Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:
Существительные мужского рода:1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;
1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;
Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки [6].
Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела».
Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).
Одна спина (голова).
Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).
Два глаза (уха).
Игра «Веселые числа»
А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).
Сколько у человека носов? (1 нос)
Сколько у человека ног? (2 ноги)
Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)
Сколько у зайца ушей? (2 уха)
Сколько у собаки глаз? (2 глаза)
Сколько у кошки лап? (4 лапы)
Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)
Сколько в комнате окон?
Сколько в комнате шкафов?
Сколько в комнате стульев?
Сколько в комнате столов?
Сколько чашек на столе?
и т. д.
Игра «Прямой и обратный счет «1-10» со словами и словосочетаниями
Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки или предметы, а можно применить пальчики ребенка. Левая ладонь ребенка на ребро на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и мизинец на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальчика левой руки, ребенок считает названный предмет.
Например: «Посчитаем уток»: 1 утка, 2 утки, 3 утки, 4 утки, 5 уток. Сжали кулачок: 5 уток. И т.д.
Слайд 22-24. Угадай по описанию.
Ход игры:
Воспитатель:
-Ребята, к нам в гости пришёл Зайка и принёс с собой игрушки (мяч, ведёрко, грузовая машина, собачка, кукла, телефон). Игрушки лежат на столе перед вами (обратить внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны).
-А теперь, ребята, закройте глазки (в это время быстро разложить все предметы по разным местам).
-Ребята, смотрите, все наши игрушки разбежались. Сейчас вы их будете искать.
Зайка: Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой.
-Послушайте загадку: Круглый, цветной, прыгает, скачет, а называется…
-Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает, катится по полу… (Это мяч! - отвечают дети).
-Правильно, ребята! (кто - то из детей находит мяч среди других игрушек, кладёт на стол; так же поступают с другими игрушками).
Зайка описывает другую игрушку:
-Пластмассовое, красное, с ручкой, в нём носят воду, чтобы полить цветы. Что это за предмет? (Это ведро! - отвечают дети).
Зайка загадывает следующую загадку:
-Вот трудяга грузовик, он к тяжёлому привык,
Перевезёт он всё, что нужно аккуратно, быстро, дружно!
-Это грузовая машина! - отвечают дети.
Зайка описывает следующий предмет:
-С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвостик колечком? (собачка)
Зайка читает загадку:
-Платье носит, есть не просит
Всегда послушна, и с ней не скучно? (кукла)
Зайка описывает последний предмет:
-По бокам коробки кругленькие кнопки
Тут же рядом в уголке ручка с трубкой на шнурке? (телефон)
-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Все были активными, внимательными, находчивыми.
Теперь давайте поблагодарим Зайку за то, что он пришёл к нам в гости, принёс эти игрушки и все вместе с ними поиграем.
Слайд 26-28. 4-ты лишний.
Цель игры:
Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему
он лишний; развивать умение классифицировать предметы по
существенному признаку, обобщать.
Задачи:
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные,
пространственно-временные, логические связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции,
целеустремлённость.
1. Развитие мышления, внимания.
2. Закрепление обобщающих понятий: овощи, фрукты; одежда, обувь; дикие и домашние животные, продукты питания; мебель; насекомые; наземный, водный, воздушный транспорт .
Ход игры:
Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?
Виды провокаций:
- по размеру
- по цвету
- по форме
- по стилю
- по количеству
- по материалу
Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы
используя игровые упражнения.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить
среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному
признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую
классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Слайд 29-31. Назови одним словом.
Цель игры:
- развитие внимания, мышления, сообразительности;
- формирование умения классифицировать предметы;
- воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре;
- расширение кругозора;
- пополнение словарного запаса.
Варианты игры
1. С одним ребёнком.
Ведущий показывает карточку, ребёнок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображённые предметы. Например, ведущий спрашивает: "Кто изображён на этой карточке? (груша, яблоко, лимон, ананас, киви, банан, яблоко, апельсин). Как можно их назвать одним словом? (фрукты)".
2. С группой детей.
Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.
3. С двумя командами детей.
Ведущий поочерёдно задаёт задаёт задания (назвать одним словом "что изображено на карточке") для каждой команды. В конце игры количество правильных ответов подсчитывается. Определяется команда-победитель.
Инструкция ребенку: «Подумай и скажи, как можно назвать все
это одним словом?» Придумай еще несколько слов, которые
сюда подходят!»
помидор, огурец, капуста, кабачок, свекла (овощи)
яблоко, груша, апельсин, лимон, персик (фрукты)
береза, дуб, рябина, клен, ель (деревья)
ромашка, одуванчик, колокольчик, роза, тюльпан (цветы)
белый, подберезовик, опенок, поганка, мухомор (грибы)
заяц, волк, медведь, белка, еж (дикие звери)
корова, коза, овца, свинья, лошадь (домашние звери)
лев, зебра, слон, обезьяна, крокодил (животные жарких стран)
белый медведь, пингвин, морж, северный олень, полярная сова
(животные севера)
голубь, воробей, снегирь, дятел, сова (дикие птицы)
петух, гусь, утка, индюк (домашние птицы)
бабочка, муха, комар, жук, стрекоза (насекомые)
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
(люди разного возраста)
зима, весна, лето, осень (времена года)
кукла, кубики, мяч, конструктор, пирамидка (игрушки)
кастрюля, сковорода, ковшик, тарелка, чашка (посуда)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назови маму и детенышей
Какие животные называются дикими, а какие домашними?
Чем полезны животные для человека?
Развитие связной речи. Составь рассказ по картинкам.
Составь рассказ по картинкам
Образование прилагательных. Какой сок получится из….
Суффиксальное образование существительных. Назови ласково.
Образование числительных. Посчитай…
Угадай по описанию
4-тый лишний
Что/кто лишний?
Назови одним словом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методические рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.
Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, ...

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 1 младшая группа
Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста рекомендованы воспитателям для использования как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 2 младшая группа
Методические рекомендации по развитию речи детей рекомендованы воспитателям для использования в совместной деятельности в виде НОД и в режимных моментах....

Методические рекомендации по организации работы с дошкольниками старшей возрастной группы по изучению ПДД
В работе рассмотрены методы формирования безопасного поведения на дорогах, содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД и содержание работы с родителями дошко...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18528137","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
С каждым годом увеличивается количество детей с серьезными логопедическими расстройствами. С помощью упражнений, предложенных в мет...
- Мне нравится (1)


